Вопрос 67. Система стратегического планирования на предприятии
Стратегия — это оптимальный набор правил и приемов, которые позволяют реализовать миссию, достигнуть глобальных и локальных целей фирмы.
Миссия компании определяет ее статус, декларирует принципы ее функционирования, заявления, действитель¬ные намерения ее руководителей. Это наиболее общая цель предприятия, выражающая причину ее существования. Она выражает устремленность организации в будущее, показывая, на что будут направляться усилия и какие ценности будут при этом приоритетными.
(Важное уточнение не ошибитесь) Миссия не должна включать в качестве цели прибыль.
Если начало стратегического планирования — выбор миссии, то второе место отводится установлению целей. Они устанавливаются в рамках миссии и в ее развитии. Они выражают отдельные конкретные направления деятельности организации; лежат в основе принятия любого делового решения; служат руководством для формирования конкретных плановых показателей.
К целям предъявляются следующие требования:
• конкретность и измеримость; цели должны отражать конкретные ключевые аспекты производства и иметь конкретное цифровое выражение;
• ориентация во времени; все цели должны быть расписаны по рубежам;
• достижимость: цели должны быть реалистичными;
• совместимость целей фирмы в целом и целей ее подразделений. В противном случае получится эффект лебедя, рака и щуки.
Основная задача при стратегическом планировании — адаптация организации к внешней среде. Необходимым условием успешных действий по адаптации организации к внешней среде является четкое знание ситуации, ее возможностей и опасностей, которые в ней таятся. Реализация целей организацией невозможна также без концентрации ресурсов и усилий на наиболее важных участках, без эффективной внутренней координации деятельности. Для этого нужно четко представлять ситуацию внутри организации, се слабые и сильные стороны.
При анализе внешней среды, прежде всего обращают внимание на изменения, которые могут оказать влияние на стратегию деятельности организации, а также факторы, которые, с одной стороны, могут порождать серьезную опасность для деятельности организации, а с другой — открывать дополнительные возможности для нее. Обычно рассматриваются экономические, технологические, конкурентные, рыночные, социальные, политические, международные факторы.
При этом с помощью специальных коэффициентов определяется сравнительная значимость факторов.
Проведя анализ внешней среды и получив данные о факторах, представляющих опасность или открывающих новые возможности, руководство переходит к анализу внутренней среды. Этот анализ позволяет оценить, обладает ли фирма внутренними силами, чтобы воспользоваться возможностями, и какие внутренние слабости могут осложнить будущие проблемы, связанные с внешними опасностями. Анализ основан на управленческом обследовании следующих функциональных зон;
• маркетинг;
• финансы (бухгалтерский учет);
• производство;
• персонал;
• организационная культура и имидж организации, В результате руководство выявляет те зоны, которые требуют немедленного вмешательства; те, на которые можно опереться при разработке и реализации стратегии организации.
После оценки опасностей и возможностей фирма с помощью методов стратегического анализа формулирует различные варианты стратегии, выявляет относительное положение каждого альтернативного направления деятельности. Затем выбирается лучшая стратегия в зависимости от миссии и целей фирмы, перспектив развития, внутренней культуры, факторов среды, приемлемого уровня риска и разрабатывает окончательный вариант стратегического плана деятельности фирмы.
Возможны следующие варианты стратегий;
• ограниченный рост;
• рост;
• сокращение;
• различные сочетания этих трех альтернатив.
Стратегия ограниченного роста — такая стратегическая альтернатива, которая характеризуется целями, установленными на уровне прошлых достижений с учетом инфляции. Чаще всего используется в хорошо развитых отраслях со статической внешней средой.
Стратегия роста — стратегия, при которой уровень краткосрочных и долгосрочных целей каждого года значительно увеличивается по отношению к показателям преды¬дущего года.
Стратегия сокращения — стратегическая альтернатива, которая характеризуется установлением достигнутого уровня или исключением некоторых направлений деятельности.
Сочетание различных вариантов стратегий обычно используют фирмы, активно действующие в разных отраслях.
На последующих этапах подготавливаются среднесрочные планы и программы.
На основе стратегического плана и результатов среднесрочного планирования разрабатываются годичные оперативные планы (Оперативный план — это подробный и всеохватывающий документ в который входят корпоративная стратегия, установление финансовых целей, отражаемых в структуре баланса и финансового отчета, стратегические цели, детальный план действий, бюджет, план развития человеческих ресурсов.) и проекты.
В завершение определяются предпосылки для формирования новых плановых программ, исходя из того, чего организации удалось добиться при реализации планов а чего — нет.
В целом планирование — это замкнутый цикл с прямой связью (разработка стратегии - реализация и контроль) и обратной связью (учет результатов выполнения - уточнение плана).
Стратегическое планирование имеет смысл только тогда, когда оно реализуется при управлении организацией, когда организация увязывает свои действия со своими планами и выделяет необходимые для их реализации ресурсы. Другими словами, организацией должна быть разработана четкая программа действий и налажен процесс реализации фактического плана.
Что касается видов стратегий, то выделяются следующие:
• лидерство по ценам, при котором компания пытается поставить себя во главе рынка путем установления цен на продукцию ниже, чем у конкурентов;
• дифференциация, когда компания добивается конкурентоспособности путем выпуска продукта более высокого качества;
• фокусирование – концентрация на конкретном участке рынка.
В зависимости от своего положения на рынке компания может принимать одну из нескольких конкурентных стратегий. Стратегия лидера рынка используется для удерживания лидирующего положения путем расширения спроса, защиты текущей доли на рынке и расширения рынка. Стратегия рыночного вызова используется компанией, находящейся на втором месте, для достижения лидерства с помощью скидок в цене, обновления продукции и избирательного продвижения. Стратегия рыночной ниши используется компанией, заинтересованной в небольшом специализированном рынке, который более крупные компании не могут заметить или заменить.
- Вопрос 1. Современные деньги, их виды и функции.
- Вопрос 2. Издержки производства, их виды. Трансакционные издержки, их структура и роль в развитии экономики.
- Вопрос 3. Инфляция, причины и социально-экономические последствия.
- Вопрос 4. Международная валютная система
- Вопрос 5. Сущность, функции и роль финансов в рыночной экономике.
- Вопрос 6. Сущность, задачи и структура финансовой политики государства
- Вопрос 7. Государственный кредит: понятие, виды, формы и роль в рыночной экономике.
- Вопрос 8. Страхование. Виды страховых услуг.
- 1 Личное.
- 2 Имущественное.
- 3 Страхование ответственности.
- Вопрос 9. Особенности финансирования системы социального страхования.
- Вопрос 10. Бюджетная классификация.
- 11 Вопрос Организация и принципы составления бюджетов.
- 12 Вопрос Понятие, структура бюджетной системы рф.
- Вопрос 13. Понятие и принципы б устройства рф
- Вопрос 14. Экономическое содержание, состав и структура доходов государственного б
- 1. Текущие доходы:
- Вопрос 15. Бюджетная политика рф
- Вопрос 16. Понятие и механизм бюджетного процесса рф.
- Вопрос 17. Экономическое содержание, функции, методы, формы б контроля в рф.
- Вопрос 18. Исполнение бюджета. Распределение б назначений.
- Вопрос 19: Принципы организации и формы безналичных расчётов.
- Вопрос 20. Банк как основное звено кредитной системы.
- Вопрос 21. Банковские операции и другие сделки кредитной организации
- Вопрос 22. Валютный рынок. Валютный курс. Проблемы стабилизации курса.
- Вопрос 23.Инфляция, понятие, виды, типы, направления антиинфляционной политики
- Вопрос 24 Банковские риски: сущность, виды и способы снижения.
- Вопрос 25. Центральный банк цели задачи
- Вопрос 26. Денежно кредитная политика цб
- Вопрос27. Общая характеристика финансов предприятия. Принципы самоокупаемости и самофинансирования.
- Вопрос 28. Принципы, механизм формирования и распределения прибыли предприятия.
- Вопрос 29. Финансовое планирование на предприятии: сущность, цель, задачи, методы.
- Вопрос 30. Оборотный капитал, сущность, стадии, оценка
- Вопрос 31. Основные способы и приемы управления оборотным капиталом.
- Вопрос 32. Финансовое планирование на предприятии сущьн цели задачи
- 33 Вопрос: Финансовый менеджмент: сущность , цели, задачи и принципы организации. Базовые концепции финансового менеджмента.
- Вопрос 34. Финансовый механизм и фин ресурсы предприятия
- 35В. Основные положения и этапы анализа финансового состояния предприятия.
- Вопрос 36. Слияние, присоеденение поглащениесущбность классификация, мотивация
- Вопрос 37. Формы финансирования и проблемы слияний, поглощений, присоединений
- 38 Вопрос: Инвестиции, как экономическая категория. Виды инвестиций.
- Вопрос 39. Финансирование инвестиционный проектов
- 40В. Финансовый и инвестиционный рынки. Сущность, виды, структура и инфраструктура.
- Вопрос 41. Инвестиционный мультипликатор, сущность и механизм расчета
- Вопрос 42. Инвестиционная стратегия предприятия, сущность виды порядок.
- 43 Вопрос Источники и формы финансирования инвестиционной деятельности предприятия.
- 44 Вопрос: Экономическая сущность налогов в развитии общества. Функции налогов. Принципы налогообложения.
- Вопрос 45. Понятие налога. Его элементы. Классификация налогов. Система налогов рф.
- 46В.Налоговые органы рф: структура, задачи, функции. Права и обязанности налоговых органов.
- Вопрос 47. Налоговый контроль, экономическое содержание субъекты формы, налоговые проверки, порядок их проведения значения
- Вопрос 48. Налогоплательщики и плательщики сборов, их права и обязанности
- Вопрос 49. Налоговые правонарушения и виды ответственности
- 50 Вопрос ндс: экономическое содержание, ставки, порядок исчисления и уплаты.
- Вопрос 51.Налог на прибыль, содержание ставки порядок исчисления
- Вопрос 52. Налог на имущество организаций: экономическое содержание, объект налогообложения, ставки, льготы, порядок исчисления и уплаты
- Вопрос 53. Акцизы: сущность, состав, ставки, порядок исчисления и уплаты
- Вопрос 54. Ндфл нк рф, часть вторая, глава 23, статьи 207-233
- 3. Имущественные вычеты:
- 4. Профессиональные вычеты:
- Вопрос 55. Местные налоги, содержание состав правила исчисления
- 56 Вопрос: Рынок ценных бумаг: понятие, структура, виды.
- Вопрос 57. Ценная бумага, понятие виды, инвестиционные качества
- 58В.Основные цели инвестирования в цен.Бумаги. Диверсификация вложений. Сбалансированный портфель цен.Бумаг.
- Вопрос 59.Профессиональные участники рцб Понятие, виды деятельности
- Вопрос 60. Акция – эмиссионная цб, виды способы выплаты доходов по ним. Акции - особенности эмиссии и обращения
- 61 Вопрос Облигация как тип долгового обязательства. Виды облигаций и способы выплаты долгов по ним.
- 3. В зависимости от того, какие выплаты производит эмитент по выпущенным облигациям, различают:
- 1 Акцепт
- 63 Вопрос Государственные муниципальные ценные бумаги: особенности эмиссии и обращения.
- 64 Вопрос: Производительность и нормирование труда на предприятии.
- Вопрос 65. Экономические основы производства на предприятии.
- Вопрос 67. Система стратегического планирования на предприятии
- Вопрос 68. Система нормативного регулирования бухгалт учета
- 69 Вопрос Содержание, значение и порядок составления бухгалтерской (финансовой) отчетности.
- 70 Вопрос: Понятие, значение, признаки юридического лица. Виды юридических лиц.
- Вопрос 71. Основания возникновения гражданских прав и обязанностей.
- Вопрос 73.Понятие и виды гражданско правовых договоров, их использование в хоз практике