logo
gosy_moi

Вопрос 17. Экономическое содержание, функции, методы, формы б контроля в рф.

Бюджетный контроль – составная часть финансово-экономического контроля, и рассматривается как совокупность мероприятий, проводимых государственными органами по проверке законности, целесообразности и эффективности действий в образовании, распределении и использовании денежных фондов Российской Федерации, субъектов Федерации и местных органов самоуправления, выявлении резервов увеличения поступлений доходов в бюджет, улучшении бюджетной дисциплины. В условиях рыночной экономики, когда усложняются межбюджетные отношения, усиливается роль налогов как основного источника формирования доходной базы бюджета, многократно возрастает значимость бюджетного контроля. Его значение заключается в содействии успешной реализации бюджетной политики государства, в обеспечении процесса формирования и эффективного использования денежных средств.

Формы контроля

  1. государственный бюджетный контроль, осуществляемый органами государственной власти.

  2. ведомственный контроль, проводимый контрольно ревизионными управлениями министерств и ведомств.

  3. общественный контроль осуществляется неправительственными организациями и учреждениями;

  4. независимый контроль, проводимый специализированными аудиторскими фирмами и службами;

  5. внутрихозяйственный контроль финансово-экономическими службами предприятий, организаций и учреждений.

  6. правовой контроль осуществляется правоохранительными органами в форме ревизий, судебно – бухгалтерской экспертизы и т. д.;

  7. гражданский контроль осуществляется физическими лицами при их налогообложении налоговыми органами, при составлении и подаче налоговых деклараций, а так же при получении средств из бюджета

По времени проведения бюджетный контроль подразделяют на:

1. предварительный, который осуществляется на стадии составления, рассмотрения, и утверждения бюджетов разных уровней, смет расходов бюджетных учреждений, расчетов для получения дотаций, субвенций, субсидий и других средств из бюджета, разработки и принятия законодательных актов по бюджетным и налоговым вопросам.

2. текущий контроль – основной вид деятельности субъектов бюджетного контроля.

3. последующий контроль проводится по окончании финансового года или отчетного периода, при котором проверяется количественное и качественное выполнение намеченных показателей по сбору налогов и других платежей, по расходованию государственных денежных средств, исполнение смет бюджетных учреждений.

Основными методами бюджетного контроля являются:

1. Документальная проверка. Проводится непосредственно на предприятии, в организации и учреждении в присутствии должностных лиц.

2. Камеральная проверка. Проводится по месту нахождения контрольного органа на основе перечисленных выше документов.

3. Обследование. Заключается в личном ознакомлении контролирующего лица на месте с отдельными сторонами финансово – хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций.

4. Анализ исполнения доходной и расходной частей бюджета всех уровней. Его роль в управлении государственными финансами и финансами субъектов хозяйствования, а также в регулировании социально – экономических процессов в обществе значительно возрастает.