7.3. Расходы бюджетной системы на содержание апк.
В силу специфики своего функционирования сельскохозяйственное производство и в рыночных условиях нуждается в государственной поддержке.
Для того чтобы лучше понять подходы к бюджетному финансированию сельского хозяйства в России, необходимо кратко охарактеризовать состояние отрасли. Доля государственного сектора в сельском хозяйстве составляет менее 12%. Сельскохозяйственным производством занимается 27 тыс. сельхозпредприятий, из которых 2/3 - предприятия новых организационных форм (товарищества, акционерные общества, кооперативы и др.), 261,1 крестьянских (фермерских) хозяйств, 15 млн. коллективных садов, 7,4 млн. коллективных огородов.4[2]
По данным Института экономики сельского хозяйства РФ, производитель зерна несет 45 - 50% расходов, а получает только 15-20% доходов от его конечной цены, тогда как переработчик несет 20-25% затрат и получает 30% от доходов, а продавец получает половину и более доходов при затратах 25-30%. На рентабельности сельского хозяйства отражается несоответствие цен между сельхозпродукцией, топливом и техникой.
Анализ структуры расходов федерального бюджета на финансирование сельского хозяйства и рыболовства позволяет сделать следующие выводы. Большая часть ресурсов по-прежнему направляется на сельскохозяйственное производство, но, к сожалению, за счет увеличения текущего содержания подведомственных структур. Существенна доля федеральных бюджетных средств, направляемых на земельные ресурсы. На рыболовное хозяйство направляется не столь значительная, но постоянно растущая доля федеральных расходов.
Таблица №15Структура расходов на сельское хозяйство и рыболовство 2002-2004г.г.
-
Направления расходования средств
2002 г.
2003 г.
2004 г.
Уд. вес, % к итогу
Уд. вес, % к итогу
Уд. вес, % к итогу
Сельское хозяйство и рыболовство, всего
В том числе:
100,0
100,0
100,0
сельскохозяйственное производство
78,2
78,7
64,7
Земельные ресурсы
8,5
5,8
5,5
Рыболовное хозяйство
12,9
9,6
9,2
Прочие мероприятия в области сельского хозяйства
0,4
5,9
20,4
В федеральном бюджете на 2004 г. предусмотрено финансирование различных целевых программ по финансированию сельского хозяйства, в частности: Федеральной целевой программы «Повышение плодородия России на 2002 – 2005 годы», Федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2010 года», что позволяет надеяться на улучшение ситуации с финансированием и, главное, со строго целевым использованием выделяемых бюджетных средств.
Государство осуществляет финансирование агропромышленного производства за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и из внебюджетных источников. Средства федерального бюджета, направляемые на поддержку и развитие агропромышленного комплекса, предусматриваются в федеральном бюджете в отдельном разделе, а также в строках других разделов ведомственной структуры расходов федерального бюджета. Средства федерального бюджета, направляемые на поддержку и развитие агропромышленного производства, используются:
на поддержку инвестиционной деятельности, включая приобретение новой техники и оборудования, сортовых семян и племенных животных в соответствии с федеральными целевыми программами;
повышение плодородия почв, проведение мелиоративных систем, осуществление работ по борьбе с вредителями и болезнями сельскохозяйственных культур, предупреждение и ликвидацию карантинных и особо опасных инфекционных заболеваний животных, а также проведение научных исследований и мероприятий по охране окружающей среды;
кредитование и страхование в сфере агропромышленного производства;
компенсацию части затрат на приобретение материальных ресурсов и энергоносителей, дотации на поддержку племенного животноводства, элитного семеноводства и производства гибридных семян сельскохозяйственных культур;
развитие и поддержку рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;
организацию профессиональной подготовки, повышения квалификации и переквалификации кадров агропромышленного комплекса.
Конкретные направления и объемы финансирования определяются Правительством РФ, оно же устраивает размеры дотаций и компенсаций сельскохозяйственным товаропроизводителям. Финансирование развития агропромышленного производства допускается за счет местных бюджетов и иных источников, если это не противоречит законодательству РФ. Дотации и компенсации сельскохозяйственным товаропроизводителям, предоставляемые за счет средств бюджетов субъектов РФ, устанавливаются в порядке, предусмотренном законами и иными нормативно-правовыми актами субъектов РФ.
Основная цель поддержки сельского хозяйства за счет бюджетных средств – прекращение спада сельскохозяйственного производства, в рамках реализации задач развития агропромышленного комплекса России.
- Глава I «Бюджет и бюджетное устройство рф»
- Экономическое содержание и назначение бюджета. Функции и роль бюджета в социально-экономических процессах.
- 1.2.Бюджетная система и принципы ее построения. Характеристика ее звеньев.
- 1.3. Компетенции органов государственной власти и местного самоуправления в сфере регулирования бюджетных правоотношений.
- 1.4. Бюджетная классификация Российской Федерации
- Контрольные вопросы
- Глава 2. «Бюджетный процесс»
- 2.1. Основы организации бюджетного процесса в рф
- 2.2. Составление проектов бюджетов
- 2.3. Рассмотрение и утверждение бюджетов
- Рассмотрение и утверждение федерального закона о федеральном бюджете
- 2.4. Исполнение бюджетов
- 2.5. Подготовка отчета об исполнении бюджета и его утверждение
- Глава 3. Доходы бюджетов
- 3.1. Состав и характеристика доходов бюджетов различных уровней
- 3.2 Экономическое содержание доходов федерального бюджета, налогов и сборов.
- 3.3. Налог на добавленную стоимость
- Большое применение получило использование гражданами социальных и имущественных вычетов по налогу на доходы физических лиц.
- 3.5. Единый социальный налог (есн) в доходах федерального бюджета в 2004году (есн) составил 12,9%.
- 3.6 Акцизы
- Налогоплательщики, имеющие свидетельство на розничную реализацию, - не позднее 10-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
- 3.8. Региональные налоги
- 3.9.Налог на имущество организаций
- 3.10. Налог на игорный бизнес
- 3.11. Транспортный налог
- 3.12. Местные налоги Земельный налог
- 3.13. Налоги на имущество физических лиц
- 3.14. Неналоговые доходы бюджетов
- Глава 4. Сбалансированность бюджетов
- 4.1.Бюджетный дефицит: причины его возникновения и источники финансирования
- 4.2. Дефицит бюджета и источники его покрытия
- Исполнение федерального бюджета рф 2002-2004г.Г, прогноз 2005 гг. (млн. Руб.)
- 4.3. Государственный и муниципальный долг
- Объем, структура и динамика государственного долга рф
- 4.4.Принципы и методы управления государственным долгом.
- Структура государственного внешнего долга Российской Федерации
- Глава 6. Расходы бюджета
- 6.1.Экономическое содержание и структура расходов бюджетов различных уровней.
- Основы планирования и финансирования бюджетных расходов.
- 6.3 Расходы на содержание органов власти и управления
- 6.4.Расходы на судебную власть
- Глава 6. Расходы бюджета
- 6.1.Экономическое содержание и структура расходов бюджетов различных уровней.
- Основы планирования и финансирования бюджетных расходов.
- 6.3 Расходы на содержание органов власти и управления
- 6.4.Расходы на судебную власть
- Глава 6. Расходы бюджета
- 6.1.Экономическое содержание и структура расходов бюджетов различных уровней.
- Основы планирования и финансирования бюджетных расходов.
- 6.3 Расходы на содержание органов власти и управления
- 6.4.Расходы на судебную власть
- Глава 6. Расходы бюджета
- 6.1.Экономическое содержание и структура расходов бюджетов различных уровней.
- Основы планирования и финансирования бюджетных расходов.
- 6.3 Расходы на содержание органов власти и управления
- 6.4.Расходы на судебную власть
- Глава 6. Расходы бюджета
- 6.1.Экономическое содержание и структура расходов бюджетов различных уровней.
- Основы планирования и финансирования бюджетных расходов.
- 6.3 Расходы на содержание органов власти и управления
- 6.4.Расходы на судебную власть
- Глава 6. Расходы бюджета
- 6.1.Экономическое содержание и структура расходов бюджетов различных уровней.
- Основы планирования и финансирования бюджетных расходов.
- 6.3 Расходы на содержание органов власти и управления
- 6.4.Расходы на судебную власть
- Глава 5.Межбюджетные отношения.
- Глава 6. Расходы бюджета
- 6.1.Экономическое содержание и структура расходов бюджетов различных уровней.
- Основы планирования и финансирования бюджетных расходов.
- 6.3 Расходы на содержание органов власти и управления
- 6.4.Расходы на судебную власть
- 7. Бюджетное финансирование реального сектора экономики
- 7.1.Расходы бюджета на поддержку отраслей промышленности, строительства и энергетики.
- 7.2. Бюджетные расходы на поддержку развития транспорта, дорожного хозяйства, связи и информатизации
- 7.3. Расходы бюджетной системы на содержание апк.
- 8. Бюджетное финансирование жилищно-коммунального хозяйства в условиях его реформирования.
- 8.1.Особенности функционирования жилищно-коммунального хозяйства. Тарифная политика.
- 8.2. Источники финансирования отрасли.
- 8.3. Основные принципы и направления реформирования жкх.
- 9.Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу (нтп).
- 1991-2004Г.Г.
- 10. Расходы бюджета на образование.
- 10.1.Общая характеристика системы образования и источники ее финансирования.
- 10.2. Расчетные показатели и порядок планирования бюджетных средств на содержание учреждений дошкольного, основного (общего) и профессионального образования.
- 11.Расходы бюджета рф на здравоохранение и физическую культуру.
- 11.1 Бюджетно-страховая модель финансирования здравоохранения.
- 11.2. Планирование расходов медицинских учреждений.
- 11.3. Планирование расходов на здравоохранение .
- 11.4.Отраслевая структура и специфика расходов на физическую культуру и спорт.
- Глава 12. Расходы бюджета на обеспечение социальной политики
- Расходы консолидированного бюджета рф на социальную политику
- 2003-2004Г.Г.
- Глава 12. Расходы бюджета на обеспечение социальной политики
- Расходы консолидированного бюджета рф на социальную политику
- 2003-2004Г.Г.
- Глава 14 Бюджетный контроль
- 14.1. Содержание и значение бюджетного контроля.
- 14.2. Органы бюджетного контроля, их задачи и функции
- 14.3. Виды, формы и методы бюджетного контроля
- Приложения
- Функциональная классификация расходов бюджетов Российской Федерации
- Перечень видов расходов функциональной классификации расходов бюджетов рф
- Экономическая классификация расходов бюджетов рф
- Классификация источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов рф
- Классификация источников внешнего финансирования дефицитов федерального бюджета и бюджетов субъектов рф
- Классификация видов государственных внешних долгов рф и субъектов рф, а также государственных внешних активов Российской Федерации
- Главные распорядители средств федерального бюджета – администраторы поступлений в бюджеты рф
- Глава I«Бюджет и бюджетное устройство рф»
- Вопросы для оценки качества освоения курса «бюджетная система рф»