3.7.1. Сущность и необходимость налоговой политики предприятия
Приоритеты в налоговой политике принадлежат государству, которое устанавливает ставки налогов, определяет льготы отдельным категориям налогоплательщиков, вносит соответствующие изменения в систему налогообложения. Казалось бы, в этих условиях нет места для налоговой политики субъектов хозяйственной деятельности. Тем не менее даже в этих условиях предприятия имеют возможность вырабатывать свою внутреннюю политику, влияющую на размеры налоговых отчислений. Политика эта должна быть направлена на оптимизацию расходов по уплате налогов.
Отсюда налоговая политика (Tax Policy) — это составная часть финансовой стратегии предприятия, которая состоит в выборе наиболее эффективного варианта уплаты налогов при альтернативных вариантах его хозяйственной деятельности.
Значение эффективной законопослушной налоговой политики для любого предприятия трудно переоценить, так как от величины уплачиваемых доходов во многом зависит его финансовое благополучие, возможность нормального функционирования и расширения масштабов деятельности.
Налоговая политика предприятия начинается с анализа расходов по налогам и уяснения степени влияния на них учетной политики. При этом следует исходить из функций налоговой системы, являющейся инструментом государственной финансово-экономической политики. Основными для системы налогообложения являются фискальная и регулирующая функции.
Фискальная функция обеспечивает поступление средств в государственный бюджет за счет налоговых изъятий. Регулирующая функция заключается в стимулировании или ограничении тех или иных производств, реализации тех или иных товаров и услуг и осуществлении тех или иных расходов в соответствии с государственными интересами. Таможенные сборы позволяют государству воздействовать на конкурентоспособность отечественных товаров на внутреннем и внешнем рынках. Освобождение благотворительных расходов от налога на добавленную стоимость в соответствии со ст. 149 Налогового кодекса РФ поощряет предпринимателей расходовать средства на социально значимые мероприятия. Упрощенный, или льготный, порядок уплаты налога на добавленную стоимость на экспортируемые товары в соответствии с таможенным законодательством и ст. 151 Налогового кодекса РФ способствует активизации работы российских предприятий на внешних рынках. Право, предусмотренное ст. 283 Налогового кодекса РФ, уменьшить налоговую базу текущего налогового периода по налогу на прибыль на всю сумму полученного в предыдущих налоговых периодах убытка или на часть этой суммы способствует выходу нерентабельных предприятий из кризисного состояния. Снижение налогов для малых предприятий в начале их деятельности стимулирует расширение рынка товаров и свободной конкуренции через увеличение числа предпринимателей, имеющих небольшой капитал с перспективой их роста. Предусмотренные главой 25 Налогового кодекса РФ уменьшенные ставки обложения доходов от участия в финансировании других субъектов (15%, 6%) в сравнении со ставкой налога на прибыль (24%) стимулируют расширение рынка российского капитала, причем в наибольшей степени поощряются вклады в российские организации (за счет наименьшей ставки 6%).
В общем, законные способы снижения налогового бремени, как правило, основываются на выборе хозяйственной тактики и стратегии, стимулируемых государством через снижение налогов и отчислений; выполнении правил бухгалтерского учета, позволяющих сократить налогооблагаемые статьи расходов; соблюдении нормативов, обеспечивающих уменьшение налогооблагаемой прибыли.
При построении и проведении политики снижения налогового бремени организации следует иметь в виду, что уменьшение налоговых платежей — не цель, а способ улучшения финансового состояния и повышения ее инвестиционной привлекательности организации. Особенно для акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью чистая прибыль — главный критерий инвестиционной привлекательности. От чистой прибыли таких организаций напрямую зависят возможные выплаты инвесторам и уровень котировки их акций на фондовых биржах, поэтому принимать меры к снижению налогов целесообразно только в том случае, если расчеты показывают, что это дает прирост чистой прибыли. Недопустимо уменьшение налогов ценой ухудшения финансового состояния. В этом заключается искусство внутрифирменной политики снижения налогового бремени.
- П.М. Чорба финансовая политика
- Введение
- Раздел 1. Теоретические и методологические основы финансовой политики
- 1.1. Понятие и сущность финансовой политики
- 1.2. Мировые концепции финансовой политики
- 1.3. Финансовый механизм и его роль в реализации финансовой политики
- 1.3.1. Понятие, сущность и структура финансового механизма
- 1.3.2. Финансовый механизм предприятий и организаций (субъектов хозяйствования)
- 1.4. Финансовая стратегия и тактика
- 1.5. Эволюция и этапы финансовой политики
- 1.5.1. Финансовая политика в условиях плановой (командно-административной) экономики
- 1.5.2. Финансовая политика в эпоху перестройки (1985—1991 гг.)
- 1.5.3. Финансовая политика в переходный к рынку период (1992—2000 гг.)
- 1.5.4. Основные цели и задачи финансовой политики России на современном этапе
- Контрольные вопросы
- Раздел 2. Государственная финансовая политика
- 2.1. Денежно-кредитная политика государства
- 2.1.1. Понятие и сущность денежно-кредитной политики
- 2.1.2. Содержание и инструменты государственной денежно-кредитной политики
- 2.1.2.1. Операции на открытом рынке (операции с государственными ценными бумагами)
- 2.1.2.2. Изменение учетной ставки (ставки рефинансирования)
- 2.1.2.3. Изменение нормы обязательных резервов
- 2.1.2.4. Политика дешевых и дорогих денег
- 2.1.3. Основные направления денежно-кредитной политики рф на современном этапе
- 2.2. Валютная политика государства
- 2.2.1. Понятие и сущность валютной политики
- 2.2.2. Валютная политика рф и этапы ее становления
- 2.2.3. Введение конвертируемости рубля
- 2.2.4. Управление официальными золото-валютными резервами
- 2.2.5. Валютный курс и валютная политика
- 2.2.6. Валютные интервенции Центрального банка рф
- 2.3. Бюджетная политика государства
- 2.3.1. Понятие и сущность бюджетной политики
- 2.3.2. Особенности нынешнего этапа бюджетных отношений и бюджетной политики
- 2.3.3. Проблемы и пути совершенствования межбюджетных отношений в рф
- 2.4. Фискальная политика государства
- 2.4.1. Понятие и сущность фискальной политики
- 2.4.2. Виды и разновидности фискальной политики
- 2.4.3. Фискальная политика государства в краткосрочном и долгосрочном периодах
- Контрольные вопросы
- Раздел 3. Финансовая политика субъектов хозяйствования
- 3.1. Дивидендная политика предприятия
- 3.1.1. Понятие, сущность и виды дивидендной политики
- 3.1.2. Этапы и факторы дивидендной политики предприятия
- 3.1.3. Формы и процедуры выплаты дивидендов
- 3.1.4. Дивидендная политика и цена акций предприятия
- 3.2. Ценовая политика предприятия (организации)
- 3.2.1. Понятие, цели и задачи ценовой политики
- 3.2.2. Эластичность спроса и динамика цен
- 3.2.3. Формирование ценовых стратегий
- 3.2.4. Контроль за ценами
- 3.2.5. Особенности ценовой политики в кооперативной торговле
- 3.3. Кредитная политика предприятия
- 3.3.1. Политика привлечения кредитных ресурсов и цена капитала
- 3.3.2. Анализ эффективности кредитной политики предприятия
- Данные для анализа финансового рычага
- Данные для анализа финансового рычага
- 3.3.3. Политика заимствования временно свободных финансовых ресурсов другим субъектам экономической деятельности
- 3.4. Кредитная политика коммерческого банка
- 3.4.1. Сущность и содержание кредитной политики коммерческого банка
- 3.4.2. Депозитная политика коммерческого банка
- 3.4.3. Политика кредитования
- 3.5. Политика управления обновлением основных фондов и амортизационная политика
- 3.6. Политика управления оборотными активами
- 3.6.1. Сущность, содержание и этапы формирования политики управления оборотными активами
- 3.6.2. Политика управления запасами
- 3.6.3. Политика управления денежными активами
- Диапазон колебаний остатка денежных активов в предстоящем периоде исходя из плана поступления и расходования денежных средств
- 3.7. Налоговая политика предприятия1
- 3.7.1. Сущность и необходимость налоговой политики предприятия
- 3.7.2. Анализ путей оптимизации налогового бремени (уровня налогообложения)
- Контрольные вопросы
- Раздел 4. Финансовая стратегия предприятия и порядок ее разработки
- 4.1. Теоретические основы финансовой стратегии предприятия (организации)
- 4.1.1. Понятие финансовой стратегии и ее роль в развитии предприятия
- 4.1.2. Основные принципы разработки финансовой стратегии предприятия
- 4.1.3. Процесс и основные этапы разработки финансовой стратегии предприятия
- 4.2. Стратегические цели финансовой деятельности предприятия и порядок их формирования
- 4.2.1. Понятие и сущность стратегических целей финансовой деятельности
- 4.2.2. Порядок обоснования главной стратегической цели финансовой деятельности предприятия
- 4.2.3. Порядок формирования системы стратегических целей и целевых нормативов, обеспечивающих реализацию главной цели финансовой деятельности предприятия
- 4.3. Порядок принятия стратегических финансовых решений
- 4.3.1. Понятие и последовательность разработки стратегических финансовых решений
- 4.3.2. Выбор главной финансовой стратегии предприятия
- 4.3.3. Формирование финансовой политики по отдельным аспектам финансовой деятельности
- 4.3.4. Формирование, оценка и отбор стратегических финансовых альтернатив
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Содержание
- Раздел 1. Теоретические и методологические основы финансовой политики 4
- Раздел 2. Государственная финансовая политика 26
- Раздел 3. Финансовая политика субъектов хозяйствования 63
- Раздел 4. Финансовая стратегия предприятия и порядок ее разработки 126