logo search
Налоговое право / Грибкова / отд налоги / фн / косвенные налоги / ндс / Дибижев

Третья глава диссертации «Перспективы развития правового администрирования налога на добавленную стоимость» состоит из двух параграфов.

В первом параграфе «Проблемные вопросы реализации судебных решений в процессе правового администрирования НДС» - исследуются возможности использования решений судебной ветви власти с позиции правового администрирования вопросов НДС.

Автор отмечает, наличие многочисленных коллизий и неточностей в процессе правового администрирования НДС, которые возникают при попытке применения к регулированию налоговых отношений актов судебной ветви власти. При этом, именно публично-правовой характер налогов и сборов обусловил вовлечение в юрисдикционную деятельность по их администрированию тех структур, которые лишь опосредованно участвуют в управленческом процессе. Как показывает правоприменительная практика судебная власть вовлечена в процесс нормотворчества, в том числе и административного нормотворчества. Такой вывод обусловлен, прежде всего, соответствующей деятельностью Конституционного Суда России, решения которого, согласно положениям Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», обязательны на всей территории страны для всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений. Данными актами не только корректируется применение норм права на территории Российской Федерации, но и формируется ряд позиций, которые оказывают существенное и систематичное влияние на регулирование общественных отношений в сфере налогов и сборов. Тем не менее, данная ситуация не дает основания сделать вывод о том, что федеральный орган конституционного контроля (и иные судебные органы) является субъектом изучаемой деятельности; тем не менее, представляется важным учитывать возможности судебного «нормотворчества» при научном анализе сущности и структуры административно – юрисдикцонной деятельности.

На основании изложенного автор обосновывает необходимость исследования и применения результатов анализа всех источников права, включая и судебный прецедент, учитывая, что субъектный состав юрисдикционной деятельности в сфере администрирования НДС фактически уже не может быть ограничен только органами исполнительной власти и управления (налоговые, таможенные органы, Министерство финансов России и т.п.), поскольку опосредованное участие в ней реально принимают и суды Российской Федерации.

В частности, акты Конституционного Суда России оказывают существенное влияние на правовой статус НДС, а также принципиальным образом корректируют объем и содержание прав (обязанностей) государственных органов, участвующих в администрировании указанного налога; имеют место ситуации, характеризующиеся фактическим делегированием полномочий органов исполнительной (законодательной) власти высшим судебным органам, что обусловлено возрастающей ролью и значением судебного прецедента в Российской Федерации. Так, например, налоговые органы, зачастую, игнорируют возможность непосредственно урегулировать конкретные налоговые отношения, подменяя это право использованием различного рода отсылочных норм, либо ссылаясь на конкретные судебные решения. Автор констатирует, что суды общей юрисдикции и арбитражные суды на практике вовлечены в административно - юрисдикционную деятельность, что обусловлено отсутствием предусмотренного ч. 2 ст. 118 Конституции РФ административного судопроизводства и наличием совокупности процедур, которые в настоящее время могут использовать как органы исполнительной, так и судебной власти.

По мнению соискателя, администрирование НДС видится одним из наиболее казуальных и вместе с тем спорных аспектов, с позиций его понимания участниками соответствующих правоотношений. Таким образом, совершенствование правового регулирования НДС, по убеждению автора, происходит в настоящее время, прежде всего, под активным влиянием деятельности судебной власти, поскольку, деятельность судов выступает одной из ключевых позиций в процессе совершенствования анализируемого регулирования и правового статуса НДС.

Во втором параграфе - «Совершенствование правового администрирования налога на добавленную стоимость в современных условиях» - раскрыты проблемные вопросы, выявленных автором в ходе исследования, с целью разработки предложений по их разрешению.

В работе констатируется, что, несмотря на неоднократные изменения законодательства в отношении НДС, данный налог трудно назвать совершенным в силу наличия многочисленных коллизий и неточностей, возникающих в процессе его взимания. Отмечается, что с принятием Таможенного кодекса Таможенного союза у стран его участниц на сегодняшний момент остаются не до конца урегулированными некоторые аспекты, непосредственно связанные с администрированием налога на добавленную стоимость.

Например, основными проблемами декларантов при возврате НДС являются сложности реализации процедуры подтверждения фактического вывоза товаров, за пределы таможенной территории Таможенного союза, заключающиеся в длительности (времязатратности) процедуры и необходимости использования бумажных носителей с соответствующими отметками таможенных органов.

Оптимальным вариантом решения этой проблемы представляется создание единой автоматизированной системы обмена информацией – как комплекса информационных и технических решений, обеспечивающих взаимодействие декларанта с органом государственной власти через электронные каналы связи на всех этапах их деятельности, в том числе и при получении возврата НДС. Данный комплекс позволит объединить в одном информационном пространстве всех субъектов налоговых правоотношений. При этом государственные органы (налоговые органы, таможенные органы стран-участниц Таможенного союза) смогут участвовать в процедурах, обмениваясь информацией без использования бумажных носителей информации. Это позволит повысить результативность используемых на практике процедур и сократить возможные коррупционные и бюрократические проявления в исследуемой области.

Предложенная автором Концепция модернизации механизма правового администрирования НДС сформирована с учетом современного опыта в области информационного обмена данными. Предлагаемую систему обмена информационными данными можно структурировать в виде нескольких взаимосвязанных модулей:

организационного, обеспечивающего условия для реализации полномочий налоговых органов в рамках административной, юридической и правовой сфер;

контрольно-аналитического, включающего формы, методы и инструменты осуществления учета субъектов, и объектов налогообложения, мероприятий - налогового контроля, анализа состояния и развития налоговых отношений;

функционального, где представлены функции государственной регистрации, взимания налогов, представления интересов государства и муниципальных образований в процедурах банкротства, контроля за денежным обращением, валютными операциями, проведением лотерей, игорным бизнесом, оборотом подакцизных товаров, а также правового, включающего институциональное обеспечение формальных норм в законах и нормативных актах.

Эффективная реализация предложенного механизма информационного обмена данными, по мнению автора, в деятельности налоговых и таможенных администраторов обеспечит результативное исполнение функции мобилизации налоговых доходов в бюджетную систему посредством применения основных методов налогового администрирования, то есть налогового планирования (прогнозирования), налогового регулирования, налогового контроля.

В Заключении диссертантом излагаются основные теоретические выводы и практические рекомендации, которые вытекают из исследования.

В Приложениях диссертационной работы представлены эмпирические и аналитические материалы в контексте проведенного исследования.

Основные положения диссертации опубликованы в следующих работах автора.

Научные статьи, опубликованные в изданиях, рекомендованных перечнем ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации:

1. Дибижев А.А. Нормативно-правовое регулирование порядка налогообложения налогом на добавленную стоимость в Российской Федерации: вопросы толкования // Вестник Российской таможенной академии. 2011. № 4. - С. 110-115 (0,45 п.л.).

2. Дибижев А.А., Рыльская М.А. Специфика администрирования налога на добавленную стоимость при ввозе и вывозе товаров странами-участницами таможенного союза // Вестник Российской таможенной академии. 2012. № 1.-С. 32-37 (0,4/0,5 п.л.)

В иных изданиях:

3. Дибижев А.А. К вопросу правового регулирования налога на добавленную стоимость в Российской Федерации // Таможенные, экономические и правовые аспекты функционирования таможенного союза : сб. материалов IVмеждунар. молод. науч.-практ. конф., 12 апреля, Ростов н/Д: РИО Ростовского филиала РТА, 2011.- С.82-85 (0,6 п.л).

4. Дибижев А.А Особенности налоговых правонарушений в сфере взимания НДС // Актуальные проблемы применения норм российского законодательства в условиях функционирования таможенного союза: сб. материалов науч.-практ. конф., 18 октября 2011, Люберцы: Изд-во Российской таможенной академии, 2011.- С.83-91 (0,25)