logo
Налоговое право / Грибкова / отд налоги / фн / косвенные налоги / ндс / Дибижев

Основное содержание диссертации

Во введении обосновывается выбор темы и ее актуальность, степень научной разработки проблемы, определяется цель и задачи диссертационного исследования, его методологическая основа, эмпирическая основа, научная новизна, теоретическая и практическая значимость, формулируются основные положения, выносимые на защиту, отражаются степень апробации полученных результатов и возможности их использования.

Первая глава диссертации – «Анализ сущности и содержания правового администрирования налога на добавленную стоимость» состоит из трех параграфов

В первом параграфе - «Общая характеристика и сущность администрирования в системе налогообложения» - анализируется сущность администрирования в системе налогообложения в целях определения понятийного аппарата исследуемой области общественных отношений.

Исследование административно – правовой деятельности в сфере налогообложения базируется на результатах анализа широкого спектра научных позиций, обобщения отечественной юридической и экономической литературы. Данный подход обеспечил возможность учета особенностей государственного регулирования налоговой системы Российской Федерации, специфики правовых отношений в данной сфере, а также позволил сформировать обобщенное определение правового администрирования как урегулированную нормами права деятельность государственных уполномоченных органов в определенной сфере по осуществлению конкретных управленческих действий, направленных на реализацию эффективной налоговой политики. В рамках исследования особенностей правового администрирования налога на добавленную стоимость в Российской Федерации был конкретизирован терминологический аппарат правового администрирования НДС, как одного из наиболее сложных механизмов в системе налогообложения

Во втором параграфе - «Структура, признаки и специфика правового администрирования налога на добавленную стоимость» – исследуются специфические особенности правового администрирования НДС, посредством разработки структурных элементов данного процесса и выделения его признаков.

Анализ сущности, структуры и специфики правовой категории «администрирование» показал отсутствие единства позиций даже в понятийном аппарате. При этом, вольное использование данного термина порождает массу проблем как правового, так и смыслового характера. Его отождествление в научной литературе с понятиями управленческого или административного процесса затрудняет нормативное закрепление, а употребляемые в научно-практическом обороте узкоспециальные трактовки не вносят ясности в данный вопрос.

Раскрытие специфики администрирования НДС, как части правовой деятельности в сфере налогообложения, позволило придти к ряду конкретных заключений.

1. Правовое администрирование НДС (как вид юридического процесса) обладает многими чертами, которыми ученые наделяют процессуальную деятельность, в целом, (властный характер деятельности; ее регламентация правовыми нормами; деятельность целевая, сознательная, направленная на достижение определенных юридических результатов и оформленная в документах и т.д.).

2. Анализируемая деятельность является, как и любой другой административный процесс, специфическим способом осуществления исполнительной власти; динамическим понятием, ибо деятельность исполнительной власти реализуется в определенной последовательности; исключительно юридической деятельностью, урегулированной процессуальными нормами; деятельностью, с помощью которой и достигается юридический результат. Она представляет собой часть управленческой деятельности, которую реализуют органы исполнительной власти (Правительство РФ, Министерство финансов РФ, Федеральная налоговая служба РФ, Федеральная таможенная служба РФ и некоторые другие органы), но обеспечивает значительно более широкий круг органов государственной власти и управления, в том числе органы судебной власти на основе формирования прецедентов, оказывающих существенное влияние на правовое администрирование НДС.

3. Юрисдикционная деятельность в данной сфере правоотношений преследует цель реализации норм, прежде всего, налогового, финансового и некоторых других отраслей права (например, бюджетного права).

В ее содержании может быть выделена административно - нормотворческая, административно - правонаделительная и административно - юрисдикционная составляющие. При этом, административно – юрисдикционная деятельность, сопряженная с принудительным взысканием налогов и сборов в соответствии с ч. 3 ст. 35 Конституции («никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда») осуществляться судебными органами, а в перспективе – административными судами. Налоговые органы за правонарушения накладывают взыскания в виде штрафа

В третьем параграфе - «Место и роль юрисдикционной деятельности в сфере правового администрирования налога на добавленную стоимость» - процесс правового администрирования рассматривается как обеспечение своевременного поступления в бюджет НДС, правопорядка и дисциплины в сфере налоговых отношений является одной из наиболее острых проблем. Указанная проблема является многоаспектной и должна разрешаться комплексно. По итогам анализа автор констатирует, что современное научное понятие административной юрисдикции должно определяться в комплексе проявлений сущности данного вида государственно-властной деятельности: функционального содержания административно-юрисдикционных воздействий, организационного положения субъектов административной юрисдикции и внешней (правовой) формы ее реализации.

Поэтому, роль и значение административной юрисдикции в сфере общественных отношений по установлению и уплате налогов в Российской Федерации определяется с позиции сущности налога, как законного ограничение права собственности, установленного в статье 35 Конституции России. Данный факт обусловливает повышенное внимание общества к организационно-практической деятельности органов исполнительной власти, направленной на оптимизацию налоговой составляющей доходной части консолидированного бюджета России - налоговому администрированию, и его составляющей – правовому администрированию НДС.

Это позволило конкретизировать дефиницию правового администрирования НДС с позиции административно-процессуальной деятельности системы государственных органов в соответствии с их полномочиями в данной сфере по осуществлению конкретных управленческих действий, направленных на решение конкретных управленческих дел и на реализацию эффективной налоговой политики, то есть деятельность государственных органов и их должностных лиц, обеспечивающую своевременную и полную уплату налогоплательщиками в бюджет НДС.