Нормативную правовую и эмпирическую базу исследования составили:
Конституция России, а также федеральное законодательство РФ и подзаконные нормативные правовые акты, содержащие нормы административно, финансового, налогового права по теме исследования.
Материалы судебной практики, содержащиеся в решениях Конституционного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ и окружных федеральных арбитражных судов, которые оказывают руководящее воздействие на разрешение спорных вопросов в сфере администрирования НДС.
Сведения, содержащиеся в информационных письмах и обращениях Министерства Финансов, а также данные статистической отчетности ФНС России.
Документы федеральных органов власти и управления, содержащие соответствующие правовые позиции.
Кроме того, в качестве эмпирического материала были использованы данные, полученные в ходе экспертного опроса.
Теоретической основой диссертационного исследования послужили, прежде всего, работы ученых – административистов, в числе которых труды А.П. Алехина, С.Б. Аникина, М.Е. Апенышева, А.А. Бастрикова, Д.Н. Бахрах, А.М. Воронова, Б.Н. Габричидзе, И.А. Галагана, И.М. Галлий, Б.П. Елисеева, М.Н. Кобзарь-Фроловой, П.И. Кононова, А.П. Коренева А.А. Кормалицкого, Ю.М. Козлова, Ю.И. Мигачева, А.В. Минашкина, И.В. Пановой, Л.Л. Попова, Б.В. Россинского, Н.Г. Салищевой, Ю.Н. Старилова, И.Е. Соколова, В.Д. Сорокина, Г.А. Туманова, Ю.А. Тихомирова, Н.Ю. Хаманевой, Ф.Д. Финочко, В.Ф. Фефилова, А.Ю. Якимова, О.М. Якубы и многих других.
В процессе разработки темы была изучена роль актов правосудия в определении правового статуса деятельности государственных органов по регулированию НДС и, соответственно, использованы научные работы В.И. Анишиной, А.А. Белкина, С.В. Боботова, В.К. Бобровой, Н.А. Богдановой, А.Д. Бойкова, В.Б. Евдокимова, Г.Т. Ермошина, М.А. Митюкова, С.Э. Несмеяновой, Ж.И. Овсепян, В.Е. Сафонова, Ю.Л. Шульженко, Т.Я. Хабриевой и др.
Научная новизна исследования заключается в том, что диссертация является одной из первых работ, посвящённых совершенствованию правовых основ администрирования НДС, раскрытию особенностей взаимодействия налоговых и таможенных органов в условиях создания и функционирования Таможенного союза.
Соискателем предложены новые подходы к решению проблемных вопросов, возникших в теории и практике правового администрирования НДС, в том числе:…
конкретизирован научно – понятийный аппарат, используемый в теории административного права для характеристики изучаемых диссертантом процессов с формированием суждения о том, что в сфере правового администрирования НДС имеет место административно-процессуальная деятельность системы компетентных органов государственной власти;
уточнено содержание юрисдикционной деятельности по администрированию НДС с учетом того обстоятельства, что она подвержена существенной трансформации, обусловленной взаимодействием и фактическим взаимным делегированием функций ветвей власти в современной России;
на основе комплексной проработки актуальной правовой базы, правоприменительной практики и научных трудов по данной тематике сформулированы конкретные предложения по совершенствованию деятельности государственных органов в сфере правового администрирования НДС в Российской Федерации.
Научная новизна исследования, также отражена в положениях выносимых на защиту.
1. Под правовым администрированием НДС, с учетом основополагающих начал теории государственного управления и административного права, а также закономерностей их отражения в правоприменительной практике автор предлагает понимать административно-процессуальную деятельность системы государственных органов в соответствии с их полномочиями в данной сфере по осуществлению конкретных управленческих действий, направленных на реализацию эффективной налоговой политики.
2. Придерживаясь научной точки зрения о триединой сущности административно-процессуальной деятельности, подразумевающей применение различных отраслей права, осуществление управленческих функций и наличие многообразных имеющих специфический материально и процессуально-правовой статус субъектов указанной деятельности, в ее содержании применительно к правовому администрированию НДС, следует выделять:
а) административно – нормотворческую деятельность; в ходе ее реализации субъекты, вовлеченные в процесс администрирования НДС, наделены правом закреплять соответствующие права и устанавливать обязанности в отношении неопределенного круга участников общественных отношений на основе общеобязательных и императивных предписаний;
б) административно–правоприменительную деятельность, имеющая наиболее специфичный характер, ибо субъекты правоотношений, наделенные властными полномочиями, реализуют их также и на основе принятия особых актов, складывающихся в сфере администрирования налогов и сборов;
в) административно – юрисдикционную деятельность как комплекс процедур, преследующих цели разрешения (минимизации) конфликтов в сфере администрирования НДС на основе юридических методов и средств.
3. Существующий научный подход к совершенствованию процессуальной деятельности налоговых органов исключительно путем «упрощения» реализации правового статуса НДС автор считает спорным и необоснованным, потому, что его реализация не позволяет разрешить всю совокупность проблем. Успешная оптимизация процесса правового администрирования общественных отношений в сфере установления и взимания НДС, по его мнению, зависит от наличия системы активно взаимодействующих органов и структур (налоговых, финансовых, таможенных и иных органов, наделенных властными полномочиями).
4. Автор выдвигает и обосновывает вывод о том, что основой правового администрирования НДС в таможенной сфере является процессуальная деятельность таможенных органов государств-членов Таможенного союза в соответствии с их полномочиями по осуществлению конкретных управленческих действий, а также реализации и применении материальных и административно-правовых норм. При этом определяемым в соответствии с действующим таможенным законодательством объектом налогообложения НДС (ст. 146 НК РФ) становятся товары, перемещаемые через таможенную границу Таможенного союза.
5. Субъектный состав юрисдикционной деятельности в сфере администрирования НДС на современном этапе фактически не ограничивается только органами исполнительной власти и управления (налоговые, таможенные органы, Министерство финансов России и т.п.), поскольку активное участие в ней принимают органы судебной власти. В связи с этим назрела необходимость принятия федерального конституционного закона «О нормативных правовых актах России и актах правосудия», в котором следует закрепить положение о том, что акты высших судебных инстанций имеют равную юридическую силу и обязательны для применения всеми судами.
6. Основными перспективными направлениями совершенствования правового администрирования НДС, автор определяет оптимизацию системы налогообложения в части упрощения процедуры и сроков возмещения входящего НДС по экспорту, минимизацию количества документов, обосновывающих применение налоговой ставки в размере 0%, а также введение электронных счетов-фактур. Их внедрение в практическую деятельность, по мнению автора, позволит снизить «затратность» и упростить механизм правового администрирования НДС в Российской Федерации.
Теоретическая значимость исследования. Разработанные в диссертации теоретические положения развивают научное понятие правового администрирования НДС, способствуют уяснению его цели и задач, углубляют представление о субъектном составе данной деятельности.
В целом диссертационное исследование расширяет научную базу проблем правового администрирования в сфере налогообложения и углубляет особенную часть административного права в области административно-процессуальной деятельности органов исполнительной власти, что позволяет использовать его результаты в качестве основы для дальнейших разработок в данной области знаний.
Практическая значимость диссертации. Сформулированные в работе выводы и предложения могут быть использованы в правотворческой деятельности, направленной на совершенствование действующего законодательства, регламентирующего администрирование НДС, в дальнейшей разработке проблем понимания сущности и специфики соответствующей деятельности, а также в учебном процессе для преподавания учебных дисциплин профессиональной и специальной подготовки по специальностям «юриспруденция», «государственное управление».
Апробация результатов исследования осуществлялась по нескольким направлениям. Основные теоретические выводы, содержащиеся в диссертации, опубликованы в двух статьях рецензируемых научных изданиях, входящих в перечень, сформированный Президиумом Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации,
Промежуточные результаты исследования отражены в докладах, сделанных на заседании Научно-исследовательского центра Российской таможенной академии (РТА), на совместном заседании Научно-исследовательского центра и кафедры административного и таможенного права РТА, а также в тезисах выступлений на IV Международной научно-практической конференции молодых ученых РТА «Таможенные, экономические и правовые аспекты функционирования таможенного союза», проводимой 12 апреля 2011г. филиалом РТА в Ростове на Дону, и рамках Научно-практической конференции РТА «Актуальные проблемы применения норм российского законодательства в условиях функционирования таможенного союза» 18 октября 2011.
Прикладные результаты исследования внедрены:
в научно-исследовательскую деятельность Российской таможенной академии при подготовке промежуточного отчета о научно-исследовательской работе научно-исследовательского центра Российской таможенной академии на тему» «Развитие теории таможенного права» шифр «Право - ТД 2009»);
в учебный процесс Московского гуманитарно-экономического института при подготовке лекционного материала и проведении семинарских занятий со студентами института по специальности «Таможенное дело», при разработке тематики выпускных квалификационных работ и подготовке аналитических материалов по результатам научных исследований проблем развития таможенного дела, проводимых в институте.
в нормотворческую деятельность Счетной палаты Российской Федерации при внесении изменений в ведомственные акты, регламентирующие порядок деятельности Счетной палаты в сфере аудита подконтрольных ей структур по взиманию налога на добавленную стоимость. Внедрение подтверждается соответствующими актами.
- Общая характеристика работы
- Нормативную правовую и эмпирическую базу исследования составили:
- Основное содержание диссертации
- Вторая глава – «Теоретические аспекты реализации правового администрирования налога на добавленную стоимость» состоит из двух параграфов.
- Третья глава диссертации «Перспективы развития правового администрирования налога на добавленную стоимость» состоит из двух параграфов.