Инвестиционные банки
Инвестиционные банки наиболее важные участники размещения:: от их умения сделать предпродажную подготовку, оценить рыночную стоимость компании, организовать процесс продаж зависит успех размещения.
Главная функция инвестиционных банков - обеспечить продажу акций по цене, удовлетворяющей и сообщество инвесторов, и эмитента. Екатерина Новокрещеных из ИК “Тройка Диалог”: У нас есть несколько клиентов, которые желают провести IPO. Однако наша оценка стоимости размещения (цена, по которой будут предлагаться акции инвесторам) значительно ниже оценки эмитента. Поэтому мы не беремся за такие проекты, так как не можем гарантировать рыночный спрос на акции по заявленной собственниками цене. Некоторые банки гарантируют выкуп акций эмитента, даже если спрос на них будет ниже планируемого. В таком случае эмитент практически ничего не теряет, банк же вынужден выкупить акции в надежде реализовать их по выгодной цене в будущем. Среди задач инвестиционных банков: общее руководство процессом; работа над усовершенствованием оргструктуры эмитента; анализ конъюнктуры и, соответственно, возможности успешного выхода компании на биржу; содействие в подготовке проспекта эмиссии; организационные функции в проведении процедуры “тщательного наблюдения” (due diligence) и знакомства компании с потенциальными инвесторами (road show); создание синдиката андеррайтеров (группы инвестбанков, совместно выполняющих функции андеррайтера); проведение размещения; поддержка ликвидности акций при продаже на вторичном рынке.
Как считает Бенджамин Вилкенинг, управляющий директор AIG Brunswick Capital Management, рынок инвестбанков, работающих с IPO, можно поделить на три категории:
Первая - это высшая лига, крупнейшие международные инвестиционные банки, по большей части американские, такие как Morgan Stanley или Merrill Lynch.
Вторая категория - банки второго эшелона, представленные большим количеством европейских игроков: ING Barings, Raiffeisen Bank и др. Причем каждый из них в большинстве случаев силен на одном или нескольких региональных рынках. Из российских компаний к этой категории я бы отнес “Ренессанс Капитал”.
И третья категория - банки локального уровня, работающие преимущественно с местными клиентами..
Как считает Акакий Беручашвили, исполнительный директор Brunswick UBS, рынок услуг инвестбанков имеет разделение с точки зрения преференций оператора - чему он уделяет больше внимания: работе с долговыми инструментами или акциями. Градация банков может проводиться и по охвату клиентской базы, с которой те работают. При этом важнейшим фактором в оценке места того или иного инвестбанка на рынке капитала господин Беручашвили считает отношение к нему со стороны инвестиционного сообщества. “Поэтому привлечение российского инвестбанка даже в качестве со-лид-менеджера не является оптимальным вариантом”, - уверен господин Беручашвили. - Во-первых, российские банки сильно политизированы, и это большая проблема - они вечно с кем-то или чем-то связаны, поэтому в ряде случаев очень сложно избежать конфликта интересов. А он рано или поздно проявится – из-за аффилированности. Во-вторых, у российских банков нет солидной клиентской базы по IPO. К сожалению, наши инвестбанки слабо представлены на западных рынках капитала - это не идет ни в какое сравнение с позицией глобальных игроков. “Недостаточные опыт, знания, квалификация людей в российских инвестиционных банках - еще одна причина, по которой я бы рекомендовал эмитентам, выходящим на западные рынки, работать с международными компаниями. Даже если у домашних банков есть западные специалисты - это не признак институциональности”. А для успешного IPO очень важна репутация андеррайтера как спонсора всего процесса. С другой стороны, при выходе эмитента на международный рынок капитала участие российского инвестиционного банка может быть полезным на этапе проведения бизнес-анализа, а также в том случае, если часть акций предназначена для размещения на внутреннем рынке.
Рубен Аганбегян из ИК “Тройка Диалог”: “Выбор лид-менеджеров и андеррайтеров зависит от того, на какие рынки и на какую базу инвесторов ориентируются эмитенты. Самая большая база инвесторов, на сегодняшний день, конечно же, в Америке. Именно поэтому, “Вимм- Билль-Данн”, “Вымпелком” и МТС проходили листинг на Нью-Йоркской фондовой бирже. Однако в связи с изменениями действующего законодательства в США, в результате которых ужесточились требования к раскрытию информации и эмитентам, не очевидно, что зарубежные (не американские) компании не предпочтут Лондонскую биржу Нью-Йоркской. Мы верим, что про ведение пенсионной и страховой реформ окажет благоприятное влияние на дальнейшее развитие российского фондового рынка, и, следовательно, роль российских инвестиционных банков будет только увеличиваться. Пока же, российские инвестиционные банки могут рассматриваться эмитентами в качестве со- менеджеров, отвечая за покрытие российской базы инвесторов, а также западных фондов на российском рынке. В целом, средний размер размещений составляет $200-250 млн, из которых сегодня в России, по нашим оценкам, можно размещать приблизительно $50-100 млн. Поэтому роль российских банков в качестве со-менеджеров оправдана - это расширяет клиентскую базу и позволяет эмитенту получить более справедливую цену за свои акции. Если говорить на мировом уровне, то американские банки являются безусловными лидерами в качестве лид-менеджеров процесса - имея сильные офисы в Лондоне, они охватывают как Америку, так и Европу. Европейские же банки, как правило, охватывают только европейскую часть инвесторов”.
- Кому нужны Investor Relations?
- История ipo
- Улучшение имиджа и рост доверия к компании
- Основные участники процесса размещения
- Инвестиционные банки
- Юридические фирмы
- Фондовые биржи
- Финансовые консультанты
- Аудиторские фирмы
- Цели ir в период, предшествующий регистрации
- Заявление о регистрации
- Депо3итарий
- Подготовка компании к публичному статусу
- Проведение процедуры due diligence
- Разработка и подача проспекта эмиссии
- Формирование синдиката андеррайтеров
- Проведение road show
- Размещение акций и подведение итогов
- Заключение
- Литература: