1.2. Мировые концепции финансовой политики
В целом можно выделить два направления финансовой политики — монетаризм и кейнсианство. Поэтому конкретное проявление финансовой политики так или иначе связано с названными направлениями.
1. Монетаризм и рестриктивная финансовая политика.
Монетаристская концепция финансовой политики базируется на том, что государственное вмешательство в экономику должно быть ограничено поддержанием стабильного темпа роста денежной массы. В общем, монетаристы ратуют за свободный нерегулируемый рынок.
Данная концепция ориентируется на рестриктивную финансовую политику, в основе которой — сокращение государственных расходов и повышение налогов. Цель такой политики — сокращение покупательной способности населения, уменьшение бюджетного дефицита и снижение уровня инфляции. Все это в конечном итоге ведет к замедлению экономического роста. Сокращение спроса ведет к трудностям сбыта и падению прироста выпускаемой продукции. Здесь задача сводится к переориентации ресурсов от потребления к накоплению.
Сложность реализации этой политики обусловлена возможным усилением стагнации производства. В условиях снижения реальной заработной платы и осложнения ситуации на рынке труда перераспределение ресурсов от потребления в пользу инвестиций весьма проблематично. Рестриктивная политика усиливает конкуренцию и возможность банкротства, а также социальную напряженность в обществе.
2. Кейнсианство и экспансионистская финансовая политика.
Кейнсианство является своеобразным антиподом монетаризма. Эта концепция, в основе которой труды английского экономиста Дж.М.Кейнса, отдает предпочтение государственному регулированию и государственной поддержке проводимых преобразований в экономике.
Кейнсианство основано на экспансионистской финансовой политике, включающей рост государственных расходов и снижение налогов. Кейнсианство предполагает также проведение экспансионистской денежно-кредитной политики, основанной на увеличении денежной массы в обращении.
Увеличение государственных расходов стимулирует рост производства и рост инвестиций. Кроме того, растут покупательная способность населения и совокупный спрос на товары, работы, услуги. Однако высокий уровень покупательной способности далеко не всегда способствует повышению конкурентоспособности предприятий и качества продукции, а это как раз те проблемы, которые наиболее актуальны для российской экономики.
Экспансионистская политика требует жесткого контроля за ценами, так как издержки производства имеют тенденцию к росту. Контроль необходим и в связи с риском роста инфляции, процентных ставок и налогов.
Увеличение государственных расходов возможно за счет существенного повышения эффективности использования бюджетных ассигнований либо за счет роста налоговых поступлений. В свою очередь рост налоговых поступлений происходит обычно при расширении производства, повышении темпов прироста выпускаемой продукции. В этом случае не обязательно повышать ставки налогов, так как автоматически повышается налоговая база, причем темп роста расходов не должен превышать темпа роста доходов и за этим соотношением необходим государственный контроль. Для реализации такой политики государство должно иметь долгосрочные программы централизованных инвестиционных вложений.
В чистом виде кейнсианство редко встречается в мировой финансовой политике, так как оно чревато возрастанием бюджетного дефицита и темпов инфляции. К тому же оно слишком большие задачи возлагает на государство, требует разработки твердой и основательной законодательной базы для соблюдения определенных рамок вмешательства в предпринимательскую деятельность. И здесь надо отметить, что мероприятия по государственному регулированию согласно кейнсианской теории могут быть реализованы лишь в условиях рыночной экономики, когда превалирует частная форма собственности. Отсюда сложности в реформировании экономики РФ, формировании эффективной финансовой политики, особенно в 90-е годы прошлого века, когда процесс приватизации государственной собственности происходил медленно и с большими издержками. Результаты издержек реформирования не устранены до сих пор.
3. Политика экономического роста. Это одно из направлений кейнсианской экспансионистской политики. Она направлена на укрепление денежной системы путем девальвации, которая снижает цену продукции, а также затраты на производство и реализацию, повышает конкурентоспособность отечественной продукции на мировом рынке. В то же время такая политика сдерживает внутреннее потребление вследствие падения заработной платы.
Девальвация ведет к удорожанию импорта и удешевлению экспорта, росту внешнего долга и увеличению процентов по нему. Поскольку российский рубль не является конвертируемой валютой, стимулирование экспорта имеет большое значение для снижения внешнего долга.
Стабилизация даже на высоком уровне на экспортируемые товары и продукцию необходима для того, чтобы восстановить управляемость внешнеэкономической деятельностью. Для нормального состояния платежного баланса страны рост экспорта должен опережать рост импорта и покрывать возросшие расходы по обслуживанию внешнего долга.
Что касается внутреннего состояния экономики, то здесь важное значение имеет сокращение издержек производства и обращения, а также себестоимости по уровню, превышающему снижение цен. В этом случае преимущество получает прибыль, рост которой позволяет обеспечить рост инвестиций одновременно с расширением производства.
Преимущественный рост накоплений по сравнению с потреблением — это результат девальвации. Он тем позитивнее, чем активнее идет процесс приватизации, акционирование и развитие рынка ценных бумаг.
Девальвация может сопровождаться и рестриктивными мерами, особенно в случае накопления значительного капитала в частном секторе экономики, который не коснется сокращения государственных расходов. Пока частный сектор российской экономики (за исключением сырьевых и энергетических отраслей) вряд ли способен на крупные инвестиции и долгосрочные вложения.
4. Взаимосвязь монетаризма и кейнсианства в финансовой политике.
Монетаристы считают, что результатом свободного ценообразования являются уравновешивание спроса и предложения, достижение стабильности. Кейнсианцы же считают, что цены малоподвижны, а посему не могут быстро реагировать на состояние спроса и предложения. Поэтому изменение цен для производителя не служит ориентиром в рыночной конъюнктуре. Более подвижны в этом плане объемы продаж и величина запасов товарно-материальных ценностей. Однако, если цены остаются стабильными, то при снижении спроса производство также сокращается. При этом значительные запасы товарно-материальных ценностей приводят к иммобилизации оборотных средств.
При возрастании спроса производство должно увеличиться. Однако расширение производства возможно лишь при налаживании хозяйственных связей между предприятиями. Отсюда важное значение приобретает взаимодействие между предприятиями-смежниками, которые участвуют в разделении труда и кооперации. Поэтому необходимо добиваться заинтересованности партнеров в поставках сырья, материалов, комплектующих изделий, выполненных работ и оказанных взаимных услуг.
Однако если денежная система находится в кризисном состоянии, то устанавливается натуральный обмен (бартер). Бартерные сделки тем шире, чем хуже состояние денежного оборота. Недоверие к деньгам может быть столь велико, что даже оплата труда производится в натуральной форме. Для этого используется обычно продукция, выпускаемая данным предприятием. Бартер, в общем, выгоден предприятиям, так как позволяет в каждом конкретном случае применять особые пропорции обмена, а также уходить от налогообложения.
Важной проблемой любой экономики, особенно в условиях кризиса, является выбор способа финансирования бюджетного дефицита. В России, например, в 1993 г. дефицит федерального бюджета составлял 50,6% к расходам, а на 1995 г. был запланирован предельный размер бюджетного дефицита на уровне 29,5% к расходам, или 8% к ВВП.
Весомый вклад в исследование бюджетного дефицита внес американский ученый Д. Тобин. Он доказал, что от условий покрытия дефицита зависят управление денежным оборотом предприятий, а также порядок выбора портфеля и характер инвестиций.
В основе поведения инвесторов и эмитентов лежит ценообразование на рынке капиталов. Новые инвестиции можно стимулировать с помощью низких банковских процентов. Это достигается следующим образом. Имея инвестиционный проект, компания, его предлагающая, определяет затраты на финансирование и срок окупаемости. При этом должны быть варианты альтернативного использования капитала. Для оценки их эффективности обычно пользуются нормой процента, который можно получить на рынке. При высокой норме процента инвестиции оказываются невыгодными, поскольку ежегодно получаемая прибыль, как правило, ниже суммы доходов по процентам. Чем ниже банковский процент, тем выгоднее операции с акциями.
Оживление торговли акциями создает благоприятные условия для обеспечения предприятий капиталом. Выпуск акций — это эмиссионная деятельность, и ее активность улучшает состояние денежного оборота. В противоположность этому высокие ставки по долгосрочным ссудам делают более выгодным краткосрочное привлечение средств, покупку предприятиями друг у друга свободных денежных средств.
Между уровнем цен и денежной массой существует тесная зависимость. Поэтому если бюджетный дефицит покрывается за счет эмиссии, то это стимулирует инфляцию и рост цен. Для устранения этого негативного явления Центральный банк должен осуществлять жесткий контроль за динамикой денежной массы. Это довольно сложно, так как кроме денег в оборот поступают акции, облигации, депозитные сертификаты и другие ценные бумаги.
Кроме контроля за денежной массой в обращении, необходимо поддерживать определенную структуру платежных средств, в том числе более ликвидных. Решение этой проблемы в России затруднено вследствие того, что регулирование наличного и безналичного оборота здесь осуществляется по-разному.
Значительный интерес в плане формирования финансовой политики представляет модель Эдгрена-Факсена-Однера. Суть ее в том, что рост цен в секторе, защищенном от конкуренции, всегда выше, так как производительность труда здесь не связана с заработной платой, которая растет более быстрыми темпами. Повышение заработной платы в этом случае финансирует потребитель, уплачивая за продукцию все возрастающую цену. Чем выше степень монополизма, тем больше себестоимость.
Изменение цен ведет к изменению рыночной инфраструктуры, а это создает трудности, связанные с реализацией. Инфляция способствует росту стоимостного объема потребления. Население в ожидании очередного повышения цен компенсирует потери путем приобретения товаров. Если не добиться стабильности цен, то насыщение рынка товарами невозможно.
Кроме того, индексация доходов автоматически повышает заработную плату вслед за ростом цен, что также подрывает стимулы к повышению производительности труда. Поэтому необходимо проводить политику снижения себестоимости, издержек производства и обращения, так как это один из основных факторов роста цен. Предприятия должны ощущать конкуренцию. В свою очередь, высококонкурентная среда устраняет влияние монополистов на уровень цен.
- П.М. Чорба финансовая политика
- Введение
- Раздел 1. Теоретические и методологические основы финансовой политики
- 1.1. Понятие и сущность финансовой политики
- 1.2. Мировые концепции финансовой политики
- 1.3. Финансовый механизм и его роль в реализации финансовой политики
- 1.3.1. Понятие, сущность и структура финансового механизма
- 1.3.2. Финансовый механизм предприятий и организаций (субъектов хозяйствования)
- 1.4. Финансовая стратегия и тактика
- 1.5. Эволюция и этапы финансовой политики
- 1.5.1. Финансовая политика в условиях плановой (командно-административной) экономики
- 1.5.2. Финансовая политика в эпоху перестройки (1985—1991 гг.)
- 1.5.3. Финансовая политика в переходный к рынку период (1992—2000 гг.)
- 1.5.4. Основные цели и задачи финансовой политики России на современном этапе
- Контрольные вопросы
- Раздел 2. Государственная финансовая политика
- 2.1. Денежно-кредитная политика государства
- 2.1.1. Понятие и сущность денежно-кредитной политики
- 2.1.2. Содержание и инструменты государственной денежно-кредитной политики
- 2.1.2.1. Операции на открытом рынке (операции с государственными ценными бумагами)
- 2.1.2.2. Изменение учетной ставки (ставки рефинансирования)
- 2.1.2.3. Изменение нормы обязательных резервов
- 2.1.2.4. Политика дешевых и дорогих денег
- 2.1.3. Основные направления денежно-кредитной политики рф на современном этапе
- 2.2. Валютная политика государства
- 2.2.1. Понятие и сущность валютной политики
- 2.2.2. Валютная политика рф и этапы ее становления
- 2.2.3. Введение конвертируемости рубля
- 2.2.4. Управление официальными золото-валютными резервами
- 2.2.5. Валютный курс и валютная политика
- 2.2.6. Валютные интервенции Центрального банка рф
- 2.3. Бюджетная политика государства
- 2.3.1. Понятие и сущность бюджетной политики
- 2.3.2. Особенности нынешнего этапа бюджетных отношений и бюджетной политики
- 2.3.3. Проблемы и пути совершенствования межбюджетных отношений в рф
- 2.4. Фискальная политика государства
- 2.4.1. Понятие и сущность фискальной политики
- 2.4.2. Виды и разновидности фискальной политики
- 2.4.3. Фискальная политика государства в краткосрочном и долгосрочном периодах
- Контрольные вопросы
- Раздел 3. Финансовая политика субъектов хозяйствования
- 3.1. Дивидендная политика предприятия
- 3.1.1. Понятие, сущность и виды дивидендной политики
- 3.1.2. Этапы и факторы дивидендной политики предприятия
- 3.1.3. Формы и процедуры выплаты дивидендов
- 3.1.4. Дивидендная политика и цена акций предприятия
- 3.2. Ценовая политика предприятия (организации)
- 3.2.1. Понятие, цели и задачи ценовой политики
- 3.2.2. Эластичность спроса и динамика цен
- 3.2.3. Формирование ценовых стратегий
- 3.2.4. Контроль за ценами
- 3.2.5. Особенности ценовой политики в кооперативной торговле
- 3.3. Кредитная политика предприятия
- 3.3.1. Политика привлечения кредитных ресурсов и цена капитала
- 3.3.2. Анализ эффективности кредитной политики предприятия
- Данные для анализа финансового рычага
- Данные для анализа финансового рычага
- 3.3.3. Политика заимствования временно свободных финансовых ресурсов другим субъектам экономической деятельности
- 3.4. Кредитная политика коммерческого банка
- 3.4.1. Сущность и содержание кредитной политики коммерческого банка
- 3.4.2. Депозитная политика коммерческого банка
- 3.4.3. Политика кредитования
- 3.5. Политика управления обновлением основных фондов и амортизационная политика
- 3.6. Политика управления оборотными активами
- 3.6.1. Сущность, содержание и этапы формирования политики управления оборотными активами
- 3.6.2. Политика управления запасами
- 3.6.3. Политика управления денежными активами
- Диапазон колебаний остатка денежных активов в предстоящем периоде исходя из плана поступления и расходования денежных средств
- 3.7. Налоговая политика предприятия1
- 3.7.1. Сущность и необходимость налоговой политики предприятия
- 3.7.2. Анализ путей оптимизации налогового бремени (уровня налогообложения)
- Контрольные вопросы
- Раздел 4. Финансовая стратегия предприятия и порядок ее разработки
- 4.1. Теоретические основы финансовой стратегии предприятия (организации)
- 4.1.1. Понятие финансовой стратегии и ее роль в развитии предприятия
- 4.1.2. Основные принципы разработки финансовой стратегии предприятия
- 4.1.3. Процесс и основные этапы разработки финансовой стратегии предприятия
- 4.2. Стратегические цели финансовой деятельности предприятия и порядок их формирования
- 4.2.1. Понятие и сущность стратегических целей финансовой деятельности
- 4.2.2. Порядок обоснования главной стратегической цели финансовой деятельности предприятия
- 4.2.3. Порядок формирования системы стратегических целей и целевых нормативов, обеспечивающих реализацию главной цели финансовой деятельности предприятия
- 4.3. Порядок принятия стратегических финансовых решений
- 4.3.1. Понятие и последовательность разработки стратегических финансовых решений
- 4.3.2. Выбор главной финансовой стратегии предприятия
- 4.3.3. Формирование финансовой политики по отдельным аспектам финансовой деятельности
- 4.3.4. Формирование, оценка и отбор стратегических финансовых альтернатив
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Содержание
- Раздел 1. Теоретические и методологические основы финансовой политики 4
- Раздел 2. Государственная финансовая политика 26
- Раздел 3. Финансовая политика субъектов хозяйствования 63
- Раздел 4. Финансовая стратегия предприятия и порядок ее разработки 126