logo search
экономика на зачет

5. История развития Вологодского края (ремесла)

Вологодский край с его неповторимой красотой пейзажа, богатой разнообразной культурой бережно хранит драгоценное наследие народного искусства.

ГЛИНА Изделия из обожженной глины называются керамикой. Обжигали гончары свои изделия в обычной русской печи. Наибольшим спросом в XIX веке пользовалась «муравленая» посуда. Но глиняная посуда могла и не подвергаться какой-либо обработке. Известный гончарный центр существовал в Никольском уезде, в деревнях Большое и Малое Фомино. К концу XIX века многие деревни занимались гончарством.

ДЕРЕВО Вологодские мастера своими руками творили чудесные изделия, начиная от кухонной утвари до детских игрушек, украшая их росписью и резьбой. На вологодской земле было немало центров производства деревянной посуды - на Сухоне и Кокшеньге, в районах Кубены и Кириллова, Тотьмы и Великого Устюга. Для украшения своего жилища крестьяне расписывали красками стены изб, двери, печи, деревянную посуду и различную утварь . .Шемогодская береста - это ажурные орнаментальные полосы, наклеенные на столярную заготовку. Украшенные резной берестой, они приобретали вид нарядных, искусно выполненных изделий. Ажурные орнаменты шемогодских резчиков называли «берестяным кружевом».

ЛЕН Несмотря на развитие химии и производство в широких размерах синтетические волокна, льняное волокно, особенно в последние годы, находит все больший спрос. В Вологде проходят ярмарки – выставки «Российский лен». Открываются магазины, специализирующиеся на товарах из льна. Модельеры – дизайнеры придумывают современные, удобные, качественные коллекции из льняных тканей («Волтри», «Нерум»), которые занимают первые места на различных конкурсах и показах.

ТКАЧЕСТВО Ткачество – технически самый сложный вид украшения тканей. Его сущность состоит в создании орнамента и узорной структуры в самом процессе тканья. Среди видов тканья были особенно распространены пестрядь, ремизное и браное ткачество. Пестрядь – простое переплетение цветных нитей, образующих небольшие клетки и полосы. Из пестряди шили рубахи, сарафаны, делали передники, скатерти, покрывала. Ремизная техника применялась главным образом в тканье скатертей и полотенец. Бранная техника, даёт узор как с лицевой, так и с изнаночной стороны ткани. Бранину применяли для украшения многих предметов одежды и домашнего обихода.

КРУЖЕВО В вологодском кружеве контуры рисунка выплетаются тесьмой. Сами мастерицы называют ее “вилюшкой”. В нее часто вплетается “скань”, утолщенная нить, придающая кружеву рельефность. Вологодское кружево отличают особая плавность линии рисунка, богатая узорность. Кружево вызывает эмоции сходные с впечатлениями от звучащей мелодии. В 1820 г. Помещицей В.А. Засецкой в сельце Ковырино под Вологдой была заведена первая кружевная фабрика. Во второй половине 19 века кружевоплетение было распространено в центральных уездах Вологодской губернии: в Грязовецком, Кадниковском и Вологодском. В 1876 г. вологодские кружева получили высокую оценку в Филадельфии. Их демонстрировали в Чикаго, Париже, Брюсселе. В 1893 г. в Вологодской губернии кружевным промыслом занимались 4 тысячи кружевниц. Готовая продукция через скупщиков попадала в Москву и Петербург. Сегодня центром кружевоплетения в Вологодской области является фирма “Снежинка” Кружево востребовано и в наш век. А Вологда с полным правом может называться кружевной столицей России.

СЕВЕРНАЯ ЧЕРНЬ XVIII В. - время расцвета искусства северной черни. На работах густой черневой рисунок четко выступал на светлом серебряном фоне. В 1933 г. в Великом Устюге возникла завод «Северная чернь». Продукция предприятия - церковная утварь, столовые приборы, сувенирные изделия по теме «Великий Устюг - родина Деда Мороза» пользуется такой же популярностью, как и раньше.

Многие лучшие произведения современных мастеров, как образцы высокого искусства, бережно хранятся в музеях Вологды, Великого Устюга, Череповца, Тотьмы, Москвы, Санкт-Петербурга и других городов, экспонируются на крупных всесоюзных и художественных международных выставках.