logo
экономика на зачет

6. История развития Вологодского края (промыслы).

Главная особенность современного искусства нашего края – глубинные связи с народной культурой.

Глина: Развитие гончарного дела зависело, от запасов и качества глины в ближайшем округе. Известный центр существовал в Никольском уезде. К концу XIX века многие деревни занимались гончарством.

Дерево: Было немало центров производства дерев. посуды - на Сухоне и Кокшеньге, в р-нах Кубены и Кириллова, Тотьмы и Вел. Устюга. В каждом сложились свои варианты форм предметов, приемы украшения. Роспись по дереву и бересте была развита не меньше, чем резьба. Для украшения жилища крестьяне расписывали красками стены изб, прялки, посуду. Частыми были сюжеты, отражавшие мечты крестьянина о счастливой жизни. Иногда поверхность березовой коры украшали росписью, вырезали на ней сквозные орнаменты – это Шемогодская прорезная береста в Вел. Устюге ( «берестяное кружево»).

Маслоделие: Н. В. Верещагин – пионер развития маслоделия в России. Он организовал артельные сыроварни по образцу швейцарских. Обратил внимание на обильные луга, на расширение скотоводства и способствовал развитию маслоделия. Выписал мастеров сыроделия из Швейцарии, маслоделия из Голштинии. В 1872 г. открывается 1-ый в Волог. Обл. маслодельный завод. В 1911 год - Волог. молочно-хозяйственный институт. Волог. масло продолжает экспортироваться в Европу и страны Востока.

Лен: В XIII веке в с. Красавине была создана 1-ая льноткацкая фабрика. Лен занимает ведущее место промыш-ти области. За посл.годы его производство возросло в несколько раз по сравнению с прошл. Начата программа «Лен – в товары России». Лен испол-ся практически во всех областях промышл-ти. В Вологде проходят ярмарки – выставки «Российский лен».

Ткачество: Для этого служило спец. приспособление - ткацкий стан («кросна»). Для получения цветных льняных нитей практиковалась окраска их натур. красителями. Среди видов тканья были особенно распространены пестрядь; ремизное; бранное.

Кружево: Плетутся из льняных, шелковых и х/б нитей, белого или жемчужно-серого цвета. Основной инструмент – коклюшки и валик. В волог. кружеве контуры рисунка выплетаются тесьмой-“вилюшка”. В нее вплетается “скань”, придающая рельефность. В 1820 г. в с. Ковырино была заведена 1-ая кружевная фабрика. Демонстрировали в Чикаго, Париже, Брюсселе, Филадельфии. Центром кружевоплетения в Волог. Обл. является фирма “Снежинка”. Вологда с полным правом может называться кружевной столицей России.

Северная Чернь: Вел. Устюг является центром северной черни. Развитию способствовало выгодное географическое положение. 1-ое офиц. упоминание об устюжской черни встречается в 1676-1683гг. В 1762 г. (до 1776 г.) братья Поповы открыли в Вел. Устюге фабрику по производству черневых и эмалевых изделий. XVIII в. - время расцвета искусства северной черни. К ХIХ в. Черневое искусство Вел. Устюга начинает угасать. 1933 г. в Вел. Устюге возникла артель, а ныне существует завод «Северная чернь».

Уникальный художественный промысел Вел. Устю­га — «мороз по жести»

Многие лучшие произведения современных мастеров хранятся в музеях страны и экспонируются на крупных всесоюзных и художественных международных выставках.