logo search
МАЛЕНЬКИЕ ШПОРКИ ПО НАЛОГАМ

2.Налоговые льготы. Виды государственной поддержки.

1. Налоговыми льготами признаются предоставляемые отдельным категориям плательщиков предусмотренные налоговым законодательством преимущества по сравнению с другими плательщиками, включая возможность не уплачивать налог, сбор (пошлину) либо уплачивать их в меньшем размере.

2. Налоговые льготы устанавливаются в виде:

2.1. освобождения от уплаты налога, сбора (пошлины);

2.2. дополнительных по отношению к учитываемым при определении (исчислении) налоговой базы для всех плательщиков налоговых вычетов и (или) скидок, уменьшающих налоговую базу либо сумму налога, сбора (пошлины);

2.3. пониженных по сравнению с обычными налоговых ставок;

2.3-1. возмещение суммы уплаченного налога, сбора (пошлины);

2.4. в ином виде, установленном Президентом Республики Беларусь.

3. Нормы настоящего Кодекса, определяющие основания и порядок применения налоговых льгот, не могут носить индивидуальный характер.

4. Льготы по налогам, сборам (пошлинам) устанавливаются Президентом Республики Беларусь и настоящим Кодексом.

Льготы по налогам, сборам (пошлинам) плательщикам индивидуально предоставляются в виде, порядке и на условиях, определяемых Президентом Республики Беларусь. Предоставление индивидуальных налоговых льгот юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям не допускается.

Организациям и индивидуальным предпринимателям может быть оказана государственная поддержка индивидуально в порядке, определяемом Президентом Республики Беларусь, в виде:

изменения установленного законодательством срока уплаты

налогов, сборов (пошлин) и пеней;

нормативного распределения выручки.

По решению Президента Республики Беларусь государственная поддержка может быть оказана плательщикам в иных видах.

Местные Советы депутатов или по их поручению местные исполнительные и распорядительные органы вправе в порядке, определенном Президентом Республики Беларусь и законами, предоставлять льготы по налогам, сборам (пошлинам), полностью уплачиваемым в местные бюджеты.

Областные и Минский городской Советы депутатов вправе предоставлять организациям и индивидуальным предпринимателям государственную поддержку в виде изменения установленного законодательством срока уплаты налогов, сборов (пошлин) и пеней, полностью уплачиваемых в местные бюджеты, по основаниям, определенным Президентом Республики Беларусь, и в порядке,

установленном областными и Минским городским Советами депутатов.

Государственная поддержка в виде изменения установленного законодательством срока уплаты налогов не оказывается налогоплательщикам в отношении налога на добавленную стоимость и акцизов, взимаемых при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь с территории Российской Федерации.

5. Плательщик вправе использовать налоговые льготы с момента возникновения правовых оснований для их применения и в течение всего периода действия этих оснований.

Плательщик вправе не использовать налоговые льготы, отказаться от их использования либо приостановить их использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не установлено настоящим Кодексом.

6. При использовании налоговых льгот плательщик должен представлять вместе с налоговой декларацией (расчетом) по соответствующему налогу, сбору (пошлине) сведения о сумме, на которую уменьшена сумма налога, сбора (пошлины) в результате использования таких льгот, а также документы, подтверждающие право на льготы.

БИЛЕТ № 26

1. Формы налогового контроля. Виды и методы налогового контроля.

Согласно ст 64 гл 9 НК, налоговым контролем признается система мер по контролю за исполнением налогового законодательства, осуществляемая должностными лицами налоговых органов в пределах их полномочий посредством учета плательщиков (иных обязанных лиц), проверок, опроса плательщиков и других лиц, проверки данных учета и отчетности, осмотра движимого и недвижимого имущества, помещений и территорий, где могут находиться объекты, подлежащие налогообложению или используемые для извлечения дохода (прибыли), и в других формах, предусмотренных налоговым и иным законодательством.

Таможенные органы в пределах своей компетенции осуществляют налоговый контроль за соблюдением налогового законодательства в связи с перемещением товаров через таможенную границу РБ в порядке.

Основная цель проведения налогового контроля — обеспечение режима законности в сфере налогообложения, формирование целостной системы налогообложения и достижение максимально высокого уровня налоговой дисциплины.

Налоговый контроль осуществляется налоговыми органами в различных формах:

Контрольная работа налоговых органов за полнотой и своевременностью уплаты предусмотренных законодательством налогов начинается с постановки налогоплательщика на учет в налоговых органах.

Важнейшими элементами налогового контроля, помимо его форм, являются его виды и методы.

Налоговый контроль осуществляется посредством следующих контрольных мероприятий:

В неразрывном единстве с видами контрольных мероприятий находятся методы их осуществления.

Под методом налогового контроля понимается совокупность приемов, применяемых уполномоченными органами для установления объективных данных о полноте и своевременности уплаты налогов и сборов в соответствующий бюджет или внебюджетный фонд, а также об исполнении возложенных на лиц иных налоговых обязанностей, то есть при помощи методов налогового контроля происходит реальное изучение состояние объектов и предметов налогового контроля.

Применение конкретного метода налогового контроля зависит от вида осуществляемого контрольного мероприятия, поэтому выделять те или иные методы контроля целесообразно по ходу рассмотрения его видов.

1. В зависимости от субъектов, осуществляющих контрольную деятельность:

В зависимости от подведомственности и подчиненности контролирующих налоговых органов можно выделить:

органами в отношении налогоплательщиков и иных лиц в порядке

контроля за деятельностью нижестоящего контрольного органа,

проводившего проверку соответствующего лица.

2. В зависимости от характеристики контролируемых лиц;

индивидуальными предпринимателями.

3. В зависимости от объема контролируемой деятельности проверяемого лица:

4. В зависимости от используемых методов и приемов поверки документов налоговый контроль делится на два подвида:

4.1. В зависимости от степени охвата предметов контроля:

4. 2. В зависимости от источников получения сведений и данных:

5. В зависимости от стадии осуществления мероприятий налогового контроля:

6. В зависимости от места проведения мероприятий налогового контроля:

7. В зависимости от плана проведения контрольных мероприятий:

2. Особенности налогообложения НДС товаров при ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь.

Налог на добавленную стоимость (НДС) — косвенный налог, форма изъятия в бюджет государства части добавленной стоимости, которая создается на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг и вносится в бюджет по мере реализации.

С 1 января 2010 г. вступила в силу Особен. часть НК РБ и внесены отдельные изменен. и доп. в Общ. часть этого же кодекса. Основные нововведения, кот. коснулись порядка ввоза товаров в РБ. и кот. должны применяться с 1 января 2010 г.:

  1. При ввозе товаров на тамож. тер-рию РБ применяются ставки НДС, взимаем. тамож. органами, определенные НК. Такие ставки предусмотрены ст. 102 НК. В частности, ставки НДС установлены в размере:

  1. При ввозе товаров на тамож. тер-рию РБ можно воспользоваться налоговыми льготами по уплате НДС, взимаемых таможен.органами, установлен. ст. 99 НК. [13, стр.19]

В соответствии со ст. 99 НК налоговая база для расчета НДС определяется с 1 января 2010 г. в следующем порядке:

при взимании НДС в отношении ввозимых (ввезенных) товаров — как сумма их таможенной стоимости, подлежащих уплате сумм таможенных пошлин и сумм акцизов (по под­акцизным товарам);

ст.95 НК «Особенности налогообложения НДС товаров при ввозе на тер-рию РБ»:

1. При ввозе товаров на тер-рию РБ, за исключ. ввоза с тер-рии гос-тв – член. ТС, и наступлении иных обстоят-тв, с наличием кот. ТК РБ и (или) акты Презид. РБ связывают возникновение налогового обязат-ва по уплате НДС, взимание НДС осуществляют таможенные органы.

2. При ввозе товаров на тер-рию РБ с тер-рии гос-тв – член. ТС взимание НДС осуществляют налоговые органы в соотв. с НК и (или) актами Презид. РБ, международн. договорами РБ, в том числе международн. договорами РБ, формирующими договорно-правовую базу ТС.

3. Особенности налогооблож. НДС при ввозе товаров ИП с тер-рии гос-тв – членов ТС устанавливаются Презид. РБ.

4. Исчисление и уплата НДС, взимаемого налог. органами, производятся комиссионером, поверенным или иным аналогичным лицом-плательщиком.

Освобождаются от НДС при ввозе на территорию Республики Беларусь:

Возникновение, прекращение и срок исполнения налогового обязательства по уплате НДС, взимаемого таможен. органами при ввозе товаров на тер-рию РБ, определяются в соотв. с ТК РБ и (или) актами Президента РБ, междунар. договорами РБ, в т.ч. междунар. договорами РБ, формирующими договорно-правовую базу ТС.

Сумма НДС, взимаем. тамож. органами при ввозе товаров на тер-рию РБ, подлежащ. уплате в бюджет, опред-тся как произведение налоговой базы и налоговой ставки.

Декларации на товары с отметками тамож. органа о выпуске товаров в соотв. с заявлен. тамож. процедурой и копии платежных док-ов, подтверждающих факт уплаты НДС, взимаемого таможен. органами, являются контрольными док-ами и служат основанием для применения налоговых вычетов.