2.Налоговые льготы. Виды государственной поддержки.
1. Налоговыми льготами признаются предоставляемые отдельным категориям плательщиков предусмотренные налоговым законодательством преимущества по сравнению с другими плательщиками, включая возможность не уплачивать налог, сбор (пошлину) либо уплачивать их в меньшем размере.
2. Налоговые льготы устанавливаются в виде:
2.1. освобождения от уплаты налога, сбора (пошлины);
2.2. дополнительных по отношению к учитываемым при определении (исчислении) налоговой базы для всех плательщиков налоговых вычетов и (или) скидок, уменьшающих налоговую базу либо сумму налога, сбора (пошлины);
2.3. пониженных по сравнению с обычными налоговых ставок;
2.3-1. возмещение суммы уплаченного налога, сбора (пошлины);
2.4. в ином виде, установленном Президентом Республики Беларусь.
3. Нормы настоящего Кодекса, определяющие основания и порядок применения налоговых льгот, не могут носить индивидуальный характер.
4. Льготы по налогам, сборам (пошлинам) устанавливаются Президентом Республики Беларусь и настоящим Кодексом.
Льготы по налогам, сборам (пошлинам) плательщикам индивидуально предоставляются в виде, порядке и на условиях, определяемых Президентом Республики Беларусь. Предоставление индивидуальных налоговых льгот юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям не допускается.
Организациям и индивидуальным предпринимателям может быть оказана государственная поддержка индивидуально в порядке, определяемом Президентом Республики Беларусь, в виде:
изменения установленного законодательством срока уплаты
налогов, сборов (пошлин) и пеней;
нормативного распределения выручки.
По решению Президента Республики Беларусь государственная поддержка может быть оказана плательщикам в иных видах.
Местные Советы депутатов или по их поручению местные исполнительные и распорядительные органы вправе в порядке, определенном Президентом Республики Беларусь и законами, предоставлять льготы по налогам, сборам (пошлинам), полностью уплачиваемым в местные бюджеты.
Областные и Минский городской Советы депутатов вправе предоставлять организациям и индивидуальным предпринимателям государственную поддержку в виде изменения установленного законодательством срока уплаты налогов, сборов (пошлин) и пеней, полностью уплачиваемых в местные бюджеты, по основаниям, определенным Президентом Республики Беларусь, и в порядке,
установленном областными и Минским городским Советами депутатов.
Государственная поддержка в виде изменения установленного законодательством срока уплаты налогов не оказывается налогоплательщикам в отношении налога на добавленную стоимость и акцизов, взимаемых при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь с территории Российской Федерации.
5. Плательщик вправе использовать налоговые льготы с момента возникновения правовых оснований для их применения и в течение всего периода действия этих оснований.
Плательщик вправе не использовать налоговые льготы, отказаться от их использования либо приостановить их использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не установлено настоящим Кодексом.
6. При использовании налоговых льгот плательщик должен представлять вместе с налоговой декларацией (расчетом) по соответствующему налогу, сбору (пошлине) сведения о сумме, на которую уменьшена сумма налога, сбора (пошлины) в результате использования таких льгот, а также документы, подтверждающие право на льготы.
БИЛЕТ № 26
1. Формы налогового контроля. Виды и методы налогового контроля.
Согласно ст 64 гл 9 НК, налоговым контролем признается система мер по контролю за исполнением налогового законодательства, осуществляемая должностными лицами налоговых органов в пределах их полномочий посредством учета плательщиков (иных обязанных лиц), проверок, опроса плательщиков и других лиц, проверки данных учета и отчетности, осмотра движимого и недвижимого имущества, помещений и территорий, где могут находиться объекты, подлежащие налогообложению или используемые для извлечения дохода (прибыли), и в других формах, предусмотренных налоговым и иным законодательством.
Таможенные органы в пределах своей компетенции осуществляют налоговый контроль за соблюдением налогового законодательства в связи с перемещением товаров через таможенную границу РБ в порядке.
Основная цель проведения налогового контроля — обеспечение режима законности в сфере налогообложения, формирование целостной системы налогообложения и достижение максимально высокого уровня налоговой дисциплины.
Налоговый контроль осуществляется налоговыми органами в различных формах:
-
Налоговая проверка, а также проверка данных учета и отчетности
-
Постановка налогоплательщика на учет в налоговых органах
-
Получение различного рода объяснений налогоплательщиков, связанных с исчисление и уплатой налогов
-
Осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли) .
Контрольная работа налоговых органов за полнотой и своевременностью уплаты предусмотренных законодательством налогов начинается с постановки налогоплательщика на учет в налоговых органах.
Важнейшими элементами налогового контроля, помимо его форм, являются его виды и методы.
Налоговый контроль осуществляется посредством следующих контрольных мероприятий:
-
наблюдение;
-
проверка;
-
обследование;
-
анализ;
-
ревизия.
В неразрывном единстве с видами контрольных мероприятий находятся методы их осуществления.
Под методом налогового контроля понимается совокупность приемов, применяемых уполномоченными органами для установления объективных данных о полноте и своевременности уплаты налогов и сборов в соответствующий бюджет или внебюджетный фонд, а также об исполнении возложенных на лиц иных налоговых обязанностей, то есть при помощи методов налогового контроля происходит реальное изучение состояние объектов и предметов налогового контроля.
Применение конкретного метода налогового контроля зависит от вида осуществляемого контрольного мероприятия, поэтому выделять те или иные методы контроля целесообразно по ходу рассмотрения его видов.
1. В зависимости от субъектов, осуществляющих контрольную деятельность:
-
налоговый контроль, осуществляемый налоговыми органами;
-
налоговый контроль, осуществляемый таможенными и другими органами.
В зависимости от подведомственности и подчиненности контролирующих налоговых органов можно выделить:
-
налоговый контроль, осуществляемый налоговыми органами, где налогоплательщик состоит на налоговом учете;
-
налоговый контроль, осуществляемый вышестоящими налоговыми
органами в отношении налогоплательщиков и иных лиц в порядке
контроля за деятельностью нижестоящего контрольного органа,
проводившего проверку соответствующего лица.
2. В зависимости от характеристики контролируемых лиц;
-
налоговый контроль организаций;
-
налоговый контроль индивидуальных предпринимателей;
-
налоговый контроль физических лиц, не являющихся
индивидуальными предпринимателями.
3. В зависимости от объема контролируемой деятельности проверяемого лица:
-
комплексный налоговый контроль, подразумевающий исследование всего комплекса деятельности исследуемого лица по вопросам, касающимся налогообложения;
-
тематический налоговый контроль, подразумевающий проверку отдельных вопросов уплаты определенных налогов и сборов и соблюдения налогового законодательства;
-
целевой налоговый контроль, производимый по отдельным финансовым операциям налогоплательщика, например, по вопросам правильности применения налоговых льгот, правомерности возмещения сумм косвенных налогов из бюджета.
4. В зависимости от используемых методов и приемов поверки документов налоговый контроль делится на два подвида:
4.1. В зависимости от степени охвата предметов контроля:
-
сплошной налоговый контроль (проверка всех имеющихся документов, связанных с вопросами налогообложения);
-
выборочный налоговый контроль (проверка только части специально отобранных документов).
4. 2. В зависимости от источников получения сведений и данных:
-
документальный налоговый контроль (базируется на изучении документально зафиксированных данных);
-
фактический налоговый контроль (основан на изучении фактического состояния объектов налогообложения, осуществляется посредством инвентаризации имущества, обследования помещений и т.д.);
-
встречный налоговый контроль (предусматривает получение информации от контрагентов проверяемых лиц).
5. В зависимости от стадии осуществления мероприятий налогового контроля:
-
предварительный контроль осуществляется на стадии формирования бюджета, а также при разработке и рассмотрении проектов законов и других нормативных актов, касающихся вопросов налогов и налогообложения. Цель данного вида контроля — предотвратить возможные противоречия в действующем налоговом законодательстве, предупредить налоговые нарушения и их отрицательные последствия еще на стадии планирования;
-
текущий контроль проводится на стадии исполнения финансовых документов и осуществления хозяйственно-финансовых операций, связанных с вопросами налогообложения. Цель текущего контроля—исключить возможные нарушения налоговой дисциплины в момент совершения операции, обеспечить своевременность и правильность перечисления налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды. Данный вид контроля позволяет оперативно вносить изменения, не допуская серьезных налоговых нарушений, избегая применения возможных финансовых санкций;
-
последующий контроль, который осуществляется после совершения тех или иных хозяйственных операций и завершения отчетного периода. Данная форма налогового контроля имеет целью проверить законность совершенных налогоплательщиком финансово-хозяйственных операций, выполнение норм и требований налогового законодательства, полноту и своевременность перечисления налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды, а в случаях установления нарушений—принять соответствующие меры по их устранению, привлечь к ответственности виновных посредством применения финансовых санкций для возмещения ущерба. Для последующего налогового контроля характерны определенные особенности: он вскрывает недостатки двух ранее охарактеризованных форм налогового контроля, позволяет устранить их, возместить ущерб и привлечь к административной и финансовой ответственности виновных лиц.
6. В зависимости от места проведения мероприятий налогового контроля:
-
камеральный налоговый контроль (осуществляется по месту расположения налогового органа);
-
выездной налоговый контроль (проводится по месту нахождения проверяемого субъекта).
7. В зависимости от плана проведения контрольных мероприятий:
-
плановый налоговый контроль;
-
внеплановый налоговый контроль.
2. Особенности налогообложения НДС товаров при ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь.
Налог на добавленную стоимость (НДС) — косвенный налог, форма изъятия в бюджет государства части добавленной стоимости, которая создается на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг и вносится в бюджет по мере реализации.
С 1 января 2010 г. вступила в силу Особен. часть НК РБ и внесены отдельные изменен. и доп. в Общ. часть этого же кодекса. Основные нововведения, кот. коснулись порядка ввоза товаров в РБ. и кот. должны применяться с 1 января 2010 г.:
-
При ввозе товаров на тамож. тер-рию РБ применяются ставки НДС, взимаем. тамож. органами, определенные НК. Такие ставки предусмотрены ст. 102 НК. В частности, ставки НДС установлены в размере:
-
10% — в отношении продовольствен. товаров и товаров для детей, перечень кот. определен Указом Президента РБ от 21.06.2007 № 287 «О налогообложении продовольственных товаров и товаров для детей»;
-
24% — сахара белого,
-
20% — иных товаров.
-
При ввозе товаров на тамож. тер-рию РБ можно воспользоваться налоговыми льготами по уплате НДС, взимаемых таможен.органами, установлен. ст. 99 НК. [13, стр.19]
В соответствии со ст. 99 НК налоговая база для расчета НДС определяется с 1 января 2010 г. в следующем порядке:
при взимании НДС в отношении ввозимых (ввезенных) товаров — как сумма их таможенной стоимости, подлежащих уплате сумм таможенных пошлин и сумм акцизов (по подакцизным товарам);
ст.95 НК «Особенности налогообложения НДС товаров при ввозе на тер-рию РБ»:
1. При ввозе товаров на тер-рию РБ, за исключ. ввоза с тер-рии гос-тв – член. ТС, и наступлении иных обстоят-тв, с наличием кот. ТК РБ и (или) акты Презид. РБ связывают возникновение налогового обязат-ва по уплате НДС, взимание НДС осуществляют таможенные органы.
2. При ввозе товаров на тер-рию РБ с тер-рии гос-тв – член. ТС взимание НДС осуществляют налоговые органы в соотв. с НК и (или) актами Презид. РБ, международн. договорами РБ, в том числе международн. договорами РБ, формирующими договорно-правовую базу ТС.
3. Особенности налогооблож. НДС при ввозе товаров ИП с тер-рии гос-тв – членов ТС устанавливаются Презид. РБ.
4. Исчисление и уплата НДС, взимаемого налог. органами, производятся комиссионером, поверенным или иным аналогичным лицом-плательщиком.
Освобождаются от НДС при ввозе на территорию Республики Беларусь:
-
товары, перемещ.е транзитом;
-
товары, подлежащ.е обращен. в собственность гос-ва в соотв. с законод-вом;
-
белорусские рубли, иностранная валюта, в частности банкноты и монеты, явл-ся законным средством платежа, а также ценные бумаги, акцизные марки, марки таможен. контроля, марки пошлин и сборов, уплачив. в соотв. с законод-вом;
-
транспортные средства в порядке, определяемом Президентом РБ;
-
специально оборудованные транспортн. средства для нужд скорой медиц. помощи, органов и подразделений по ЧС, аварийно-спасательных служб, органов внутренних дел;
-
культурные ценности, безвозмездно передаваемые организациям культуры;
-
все виды печатных изданий, получаемых государ. библиотеками и музеями по международн. книгообмену, а также кино- и видеопроизведения, ввозимые госуд. кино- и видеоорганизациями в целях осуществления международных некоммерческих обменов;
-
драгоцен. металлы, драгоцен. камни и изделия (части изделий) из них (кроме ювелирных изделий), а также концентраты и другие промышлен. продукты, лом и отходы, содерж. драгоцен. и цветные металлы, ввозимые для пополнен. Госфонда, при наличии соотв. подтверждения Минфина РБ или Нацбанка РБ (для драгоцен. металлов в виде банковских слитков, ввозимых для пополнения Госфонда);
-
банковские и мерные слитки из драгоцен. металлов, ввозимые банками для осуществлен. банковских операций и иными орг-циями для реализации их банкам;
-
товары, относящиеся к иностран. безвозмездной помощи, товары, получаемые (полученные) в качестве междунар. технической помощи и (или) приобретенные за счет средств междунар. технической помощи, предназначен. для целей, определен. проектом (программой) междунар. технической помощи, в порядке и на условиях, установлен. Президентом РБ;
-
иные товары в порядке и на условиях, определяемых Президентом РБ.
Возникновение, прекращение и срок исполнения налогового обязательства по уплате НДС, взимаемого таможен. органами при ввозе товаров на тер-рию РБ, определяются в соотв. с ТК РБ и (или) актами Президента РБ, междунар. договорами РБ, в т.ч. междунар. договорами РБ, формирующими договорно-правовую базу ТС.
Сумма НДС, взимаем. тамож. органами при ввозе товаров на тер-рию РБ, подлежащ. уплате в бюджет, опред-тся как произведение налоговой базы и налоговой ставки.
Декларации на товары с отметками тамож. органа о выпуске товаров в соотв. с заявлен. тамож. процедурой и копии платежных док-ов, подтверждающих факт уплаты НДС, взимаемого таможен. органами, являются контрольными док-ами и служат основанием для применения налоговых вычетов.
- 1. Возникновение налогов. Основные этапы развития налогообложения.
- 2. Налогообложение импортных операций. Льготы по отдельным видам товаров (работ, услуг), при исчислении и уплаты ндс и акцизов по ввозимым товарам (работам, услугам).
- 1.Сущность налогов и объективная необходимость.
- Целевые признаки:
- 2.Налогообложение экспортных операций. Налоговое стимулирование экспорта в отдельные виды стран.
- 1. Основные принципы налогообложения
- 2. Роль таможенных органов в обеспечении сборов и пошлин
- Билет № 4
- 1. Классификация налогов. Элементы налогообложения.
- 2. Налог на добавленную стоимость (ндс): возникновение ндс и опыт его организации в экономически развитых странах. Плательщики, объект обложения, налоговая база, налоговые ставки.
- Билет № 5
- 1. Налоговые льготы. Функции налогов.
- 2. Акцизы. Обоснованность освобождения от акцизов отдельных видов товаров
- 1. Понятие и сущность налоговой системы. Принципы построения налоговой системы.
- 2. Налог на добавленную стоимость. Обоснованность освобождения от ндс отдельных видов товаров (работ, услуг).
- 1. Структура налоговой системы рб. Отличительные особенности налоговых систем развитых стран.
- Понятие налоговой политики. Виды налоговой политики.
- 2. Налогообложение себестоимости. Отчисления в инновационный фонд.
- 1. Налоговая политика на современном этапе развития Республики Беларусь.
- 2.Налог за использование природных ресурсов (экологический налог). Платежи за размещение отходов производства.
- 1. Налогоплательщики. Права и обязанности.
- 2. Платежи за землю
- 1. Виды налогооблагаемой деятельности.
- 2.Налогообложение доходов и прибыли
- Классификация субъектов налогообложения.
- Налог на доходы.
- 1.Общая характеристика объектов налогообложения. (гл.3ст.28-35)
- Налоги на прибыль. (гл.14 ст.125-144)
- 1.Источники налогов
- 2) Капитал налогоплательщика.
- 2.Применение льгот на налоги на прибыль
- 1.Политика снижения уровня налоговой нагрузки.
- 2.Налог на недвижимость.
- 1.Источники налогов.
- 2.Местные налоги и сборы.
- Законодательные основы налогообложения.
- Особые режимы налогообложения.
- 1. Законодательство рб о налогах и налогообложении
- 2.Налог на субъект хозяйствования, применяющих упрощенную систему налогообложения
- Глава 34 нк
- 1. Налоговый кодекс рб. Общая и особенная части.
- Налоговая политика
- Налогообложение в свободных экономических зонах
- 1.Роль налогов в гос регулир-и экономики
- 2. Налогообложение физических лиц
- Реформирование налогообложения в Беларуси.
- Подоходный налог с физических лиц. Доходы, не подлежащие налогообложению. Особенности определения налоговой базы. Стандартные, социальные, имущественные вычеты. Ставки.
- 1.Основные пути реформирования налогообложения в рб:
- 2. Республиканские налоги, сборы (пошлины)
- 1. Налоговые органы в Республике Беларусь. Полномочия органов, осуществляющих налоговый контроль.
- 2. Порядок установления, введения, изменения и прекращения действия республиканских налогов, сборов (пошлин) и местных налогов и сборов.
- 1.Налоговый контроль: понятие, сферы и цели.
- · Налоговые проверки;
- 2.Налоговые льготы. Виды государственной поддержки.