49. Правовая природа и виды способов обеспечения исполнения налоговой обязанности.(см. Ст. 73-77 нк рф)
Способы обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов устанавливаются главой 11 Налогового кодекса Российской Федерации. Данный нормативно-правовой акт выделяет следующие способы обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов:
1) залог имущества;
2) поручительство;
3) пеня;
4) приостановление операций по счетам в банке;
5) наложение ареста на имущество налогоплательщика.
6) банковской гарантией.
Рассмотрим каждый из перечисленных способов более подробно.
Глава 11 Налогового кодекса Российской Федерации определяет следующие способы обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов: залог имущества, поручительство, пеня, приостановление операций по счетам в банке, наложение ареста на имущество налогоплательщика. банковской гарантией
1) Залог имущества можно определить как имущество, находящееся в собственности налогоплательщика и предоставленное им налоговым органом в качестве гарантии выполнения обязательства по уплате налога и сбора.
Залог имущества используется в качестве способа обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов в случаях изменения срока уплаты налога и сбора, при предоставлении отсрочки, рассрочки по уплате налога и сбора или инвестиционного налогового кредита, а также в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Залог имущества оформляется договором между налоговым органом и залогодателем. Предметом залога может быть имущество, в отношении которого может быть установлен залог по гражданскому законодательству, если иное не установлено Налоговым кодексом. В качестве залогодателя может выступать налогоплательщик, плательщик сбора либо третье лицо. Если залогодатель не исполняет обязанность по уплате налогов и сборов, то налоговый орган осуществляет исполнение этой обязанности за счет заложенного имущества. При залоге имущество может оставаться у залогодателя либо у залогодержателя. В последнем случае залогодержатель должен обеспечить сохранность предмета залога. Совершение любых сделок с имуществом, находящимся в залоге, должно согласовываться с налоговыми органами.
2) Поручительство представляет собой гарантию исполнения обязанности по уплате налогов и сборов налогоплательщиком. Такая гарантия дается поручителем. Таким образом, поручитель обязывается исполнить обязанность налогоплательщика по уплате налогов в полном объеме, если последний не уплатит в установленный срок причитающиеся суммы налога и причитающихся пеней. Если налогоплательщик не исполняет обязанность по уплате налога, обеспеченную поручительством, поручитель и налогоплательщик несут солидарную ответственность.
Поручительство используется в качестве способа обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов при изменении срока уплаты налога, а также при предоставлении отсрочки, рассрочки по уплате налога или инвестиционного налогового кредита, а также в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Поручительство оформляется договором между налоговым органом и поручителем в соответствии с гражданским законодательством РФ. Договор поручительства является основанием для принудительного взыскания налога и причитающихся пеней с поручителя в судебном порядке. При исполнении взятых на себя обязательств налогоплательщика поручитель вправе требовать от налогоплательщика возмещения уплаченных сумм, процентов по этим суммам, а также покрытия убытков, которые были понесены при исполнении обязанности налогоплательщика.
Поручителем может быть физическое или юридическое лицо. Налоговое законодательство допускает участие нескольких поручителей по одной обязанности по уплате налога.
3) Пеня — денежная сумма, которая должна быть выплачена налогоплательщиком в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов позднее срока, установленного налоговым законодательством. Пеня начисляется также и на несвоевременно перечисленные в бюджет суммы налогов, уплачиваемые в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение налогового законодательства. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки налогового платежа, начиная со следующего за установленным налоговым законодательством дня уплаты налога или сбора. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в этот период.
Пени не начисляются на сумму недоимки, которую налогоплательщик не мог погасить в силу того, что по решению налогового органа был наложен арест на имущество налогоплательщика или по решению суда были приняты обеспечительные меры в виде приостановления операций по счетам налогоплательщика в банке, наложения ареста на денежные средства или имущество налогоплательщика. В этом случае пени не начисляются за весь период действия указанных обстоятельств. Также пени не начисляются на сумму недоимки, которая образовалась у налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) в результате выполнения им письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения налогового законодательства, данных ему или неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти в пределах его компетенции.
Уплата пеней происходит одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Налоговым кодексом предусмотрено принудительное взыскание пеней за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном налоговым законодательством.
4) Приостановление операций по счетам в банке представляет собой прекращение банком всех расходных операций по счету и применяется для обеспечения исполнения решения о взыскании налога, сбора, пеней и (или штрафа).
Приостановление операций по счету не распространяется на:
1) платежи, очередность исполнения которых предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов;
2) операции по списанию денежных средств в счет уплаты налогов (авансовых платежей), сборов, страховых взносов, соответствующих пеней и штрафов и по их перечислению в бюджетную систему РФ.
Решение о приостановлении операций по счету принимается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа и направляется в банк в электронной форме. В течение трех дней после дня получения решения о приостановлении операций по счету банк обязан сообщить в налоговый орган в электронной форме сведения об остатках денежных средств налогоплательщика на счетах, операции по которым приостановлены.
Приостановление операций по счета налогоплательщика в банке отменяется не позднее одного дня, следующего за днем получения налоговым органом документов (их копий), подтверждающих факт взыскания налога, пеней, штрафа. Решение об отмене приостановления операций по счету направляется в банк в электронной форме не позднее дня, следующего за днем принятия такого решения.
Если общая сумма денежных средств налогоплательщика, находящихся на счетах, операции по которым приостановлены, превышает указанную в решении сумму, налогоплательщик может подать в налоговый орган заявление об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика в части превышения суммы денежных средств, указанной в решении налогового органа.
5) Арест имущества представляет собой действие налогового или таможенного органа с санкции прокурора по ограничению права собственности налогоплательщика в отношении его имущества. Арест имущества накладывается на имущество организаций и выступает способом обеспечения исполнения решения о взыскании налога, пеней и штрафов.
Арест имущества производится в случае неисполнения налогоплательщиком в установленные сроки обязанности по уплате налога, пеней и штрафов и при наличии у налоговых или таможенных органов достаточных оснований полагать, что указанное лицо предпримет меры, чтобы скрыться либо скрыть свое имущество.
Выделяют полный и частичный арест имущества.
Полный арест имущества — ограничение прав налогоплательщика в отношении его имущества, при котором он не вправе распоряжаться арестованным имуществом, а владение и пользование этим имуществом осуществляются с разрешения и под контролем налогового или таможенного органа.
Частичный арест имущества — ограничение прав налогоплательщика в отношении его имущества, при котором владение, пользование и распоряжении этим имуществом осуществляются с разрешения и под контролем налогового или таможенного органа.
Арест имущества может быть применен только для обеспечения взыскания налога, пеней и штрафов за счет имущества налогоплательщика в соответствии с налоговым законодательством. Арест может быть наложен на все имущество налогоплательщика, но аресту подлежит лишь то имущество, которое необходимо и достаточно для исполнения обязанности по уплате налога, пеней и штрафов.
Арест производится с участием понятых. Налогоплательщик имеет право присутствовать при аресте имущества. Перед арестом имущества должностные лица, производящие арест, должны предъявить налогоплательщику решение о наложении ареста, санкцию прокурора и документы, удостоверяющие их полномочия. При произведении ареста составляется протокол об аресте имущества, в котором перечисляется и описывается имущество, подлежащее аресту, с точным указанием наименования, количества и индивидуальных признаков предметов, а при возможности — их стоимости.
Решение об аресте имущества действует с момента наложения ареста и отменяется уполномоченным должностным лицом налогового или таможенного органа при прекращении обязанности по уплате налога, пеней, штрафов.
6) В случае изменения сроков исполнения обязанностей по уплате налогов и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, обязанность по уплате налога может быть обеспечена банковской гарантией.
В силу банковской гарантии банк (гарант) обязывается перед налоговыми органами исполнить в полном объеме обязанность налогоплательщика по уплате налога, если последний не уплатит в установленный срок причитающиеся суммы налога, и соответствующих пеней в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства уплатить денежную сумму по представленному налоговым органом в письменной форме или электронной форме по телекоммуникационным каналам связи требованию об уплате этой суммы.
- 1) Методы собирания (мобилизации) фондов денежных средств:
- 2) Методы распределения и использования фондов денежных средств.
- 3. Финансовое право как самостоятельная отрасль права. Предмет и метод правового регулирования
- 1) По материальному содержанию они делятся, в зависимости от подотрасли раздела, института финансового права, на следующие виды:
- 2) По субъектам финансового правоотношения, возникающим между:
- 8.Финансовый контроль. Понятие. Виды
- Виды финансового контроля
- Федеральная налоговая служба осуществляет следующие полномочия:
- 11. Налоговый контроль: формы и методы осуществления.
- 12. Центральный Банк рф. Правовое положение, задачи, структура, компетенция
- 13. Полномочия цб рф, как мегарегулятора в области банковского регулирования и надзора.
- 14. Органы федерального казначейства Министерства финансов рф. Задачи, структура, компетенция.
- Федеральное казначейство осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:
- 15. Счетная палата рф. Порядок формирования. Задачи, структура, компетенция.
- Задачами Счетной палаты являются:
- 16. Аудит. Виды. Аудиторское заключение.
- 17. Бюджетное право рф. Предмет, место в системе финансового права.
- 18. Источники бюджетного права. Общая характеристика и содержание Бюджетного кодекса рф.
- 19.Бюджетные правоотношения: понятие, особенности и виды.
- 20.Бюджет - центральный институт бюджетного права. Виды бюджетов.
- 21. Бюджетное устройство. Принципы организации бюджетной системы.
- 22. Бюджетный процесс. Стадии бюджетного процесса. Участники бюджетного процесса. Принципы бюджетного процесса
- 23. Стадия составления проекта федерального бюджета. Два этапа составления проекта.
- 24.Стадия рассмотрения проекта федерального бюджета. Последствия непринятия федерального бюджета в первом чтении. Три бюджетных чтения.
- 25. Стадия утверждения и принятия федерального бюджета. Право «вето» Государственной Думы на решение Совета Федерации о не принятии бюджета.
- 26.Стадия исполнения федерального бюджета. Казначейская система исполнения федерального бюджета. Бюджетная роспись.
- 27.Бюджетная классификация, понятие, структура и значение.
- 28.Основные экономические характеристики бюджета, как экономической и правовой категории
- 29.Бюджетные права рф в области бюджетного устройства.
- 30.Бюджетные права субъектов рф в области бюджетного устройства.
- 31. Бюджетные права органов местного самоуправления.
- 32.Ответственность за нарушения бюджетного законодательства. Меры применяемы к нарушителям бюджетного законодательства.
- 33. Государственный кредит в Российской Федерации. Порядок эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг.
- 34. Денежная система Российской Федерации.
- 35. Денежное обращение и его основные формы.
- Формы денежного обращения :
- 36. Валютные операции: понятие валюты и валютных ценностей. Резиденты и нерезиденты.
- 37. Валютный контроль. Агенты валютного контроля.
- 38.Налоговое право. Предмет и место в системе финансового права. Источники.
- 39. Понятие и правовая природа налогов и сборов. Виды налогов. Соотношение и отличие налога от сбора, государственной и таможенной пошлины.
- 41. Налоговая система: понятие, элементы.
- 42. Понятие налоговой обязанности. Основания возникновения, изменения и прекращения обязанности по уплате налога и сбора.
- 3. Обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается:
- 43. Общий порядок исполнения налоговой обязанности.
- 44. Особенности исполнения налоговой обязанности при реорганизации и ликвидации юридического лица.
- 45. Особенности исполнения налоговой обязанности недееспособного или безвестно отсутствующего физического лица.
- 46. Зачёт и возврат излишне уплаченного или излишне взысканного налога (сбора) и пени.
- 47. Правовой механизм устранения двойного налогообложения.
- 48. Требование об уплате налога. Понятие, значение и содержание.
- 49. Правовая природа и виды способов обеспечения исполнения налоговой обязанности.(см. Ст. 73-77 нк рф)
- 50. Залог имущества, как способ обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
- 51. Поручительство, как способ обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
- 52. Пеня, как способ обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
- 54. Арест имущества, как способ обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
- 55. Меры принудительного исполнения (взыскания) налоговой обязанности. Общая характеристика. Значение и виды.
- 56. Принудительное взыскание налога, сбора и пени за счет денежных средств на счетах налогоплательщика. См ст 46 нк рф
- 57. Принудительное взыскание налога, сбора и пени за счет иного имущества налогоплательщика - организации.
- 58. Принудительное взыскание налога, сбора и пени за счет имущества налогоплательщика - физического лица.
- 59. Налоговая декларация: понятие, порядок представления, внесения дополнений и изменений. Ответственность за уклонение и не предоставление декларации.
- 60. Общие условия привлечения к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
- 61. Обстоятельства, исключающие привлечение к ответственности и освобождающие от ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
- 62. Обстоятельства, смягчающие, отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения.
- 64. Общие условия привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения.
- 65. Налоговые правонарушения, ответственность за которые установлена нк рф для коммерческих банков.
- 68. Срок давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
- 69. Срок давности взыскания налоговой санкции.
- 70. Налоговые санкции.
- 71. Понятие налоговых споров и их классификация.
- 72. Подведомственность и подсудность налоговых споров.
- 73. Административный (внесудебный) порядок рассмотрения налоговых споров.
- 75. Общая характеристика федеральных налогов и сборов.
- 76. Ндфл. Плательщики. Объект налогообложения.
- 77. Ндфл: ставки.
- 78. Ндфл: виды налоговых вычетов.
- 2. Вычет на ребенка (детей)
- 79. Декларирование доходов физическими лицами.
- 80. Акцизы. Плетельщики. Порядок исчисления и сроки уплыты. Перечень подакцизных товаров минерального сырья. Ставки акцизов.
- 82. В настоящее время налог на прибыль регулируется главой 25 нк рф.
- 83. Налог на добычу полезных ископаемых Налог на добычу полезных ископаемых — это федеральный налог, который действует на территории России с 1 января 2002 года.
- 88. Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.
- 1. Плательщиками государственной пошлины (далее в настоящей главе - плательщики) признаются:
- 1. Плательщики уплачивают государственную пошлину, если иное не установлено настоящей главой, в следующие сроки:
- 91. Общая характеристика региональных налогов и сборов.
- 92) Транспортный налог
- 93) Налог на игорный бизнес
- 94) Налог на имущество организаций
- 96) Земельный налог
- 97) Налог на имущество физических лиц
- 98) Налоги на роскошь