10.2. Расчетные показатели и порядок планирования бюджетных средств на содержание учреждений дошкольного, основного (общего) и профессионального образования.
В соответствии с Федеральным законом от 13 января 1996 г. №12-ФЗ «Об образовании» государство гарантирует ежегодное выделение финансовых средств на нужды образования в размере не менее 10% национального дохода, а также защищенность соответствующих расходов федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Доля расходов на финансирование высшего профессионального образования не может составлять менее 3% расходной части федерального бюджета. Закон предусматривает единые принципы формирования бюджетных средств на образование на всей территории РФ на основе государственных экономических нормативов на единицу контингента обучаемых, которые ежегодно должны утверждаться федеральным законом одновременно с законом о бюджете. Предусмотрена ежеквартальная индексация выделяемых средств в соответствии с темпами инфляции. Во всех бюджетах РФ социальные расходы на воспитание и обучение молодого поколения неуклонно возрастают. Так, в 2004 г. из консолидированного бюджета страны на образование было выделено 12,7%. Динамика расходов бюджета РФ на образование в 2000-2004 гг. отражена в таблице №12
Расходы и динамика структуры расходов федерального бюджета РФ на образование на 2000-2003 гг., млн руб., %.
Таблица 16
-
Показатель
2000,%,млн руб.
2002,%,млн руб.
2003,%млн руб.
2004,%,млн
руб.
Расход на образование
В том числе
38 127
100
80 088
100
97 672
100
121618,9
100
Дошкольное образование
479
1,3
542
0,7
1139
1,2
352,9
0,3
Общее образование
725
1,9
1361
1,7
1965
2,0
1357,8
1,1
Начальное профессиональное образование
8103
21,2
18 690
23,3
21 097
21,6
24344
20
Среднее специальное образование
5418
14,2
10 228
12,8
12 485
12,8
15810
13
Высшее образование
22 508
59,0
43 477
54,3
54 809
56,1
71830
59
Переподготовка и повышение квалификации
588
1,5
1111
1,4
1371
1,4
1644
1,3
Величина ассигнований в первую очередь регулируется объемом доходов бюджета того или иного уровня. Порядок финансового обеспечения образовательных учреждений регламентирован БК РФ. В нем четко обозначены рамки применения нормативов финансовых затрат и нормативов минимальной бюджетной обеспеченности. Отмечается, что нормативный метод используется на стаи формирования бюджета того или иного уровня, а не на стадии планирования расходов на содержание конкретного образовательного учреждения, как это предусмотрено Федеральным законом «Об образовании». БК РФ четко указывает на сохранение методики поэлементного выделения средств для каждого бюджетополучателя с применением множества экономических статей по видам затрат и различных нормативов частного характера; от размера ставок заработной платы работников до объема потребления таких видов услуг, как водоснабжение (кубический метр в сутки на одного учащегося); санитарно-гигиеническое обслуживание и т.п.
Детализация бюджетных расходов по экономическим статьям связана с необходимостью усиления контроля со стороны финансирующих и административных органов за их целевым использованием. Этому соответствует принцип постатейного выделения бюджетных средств для конкретного учреждения на основе сметно-финансового обоснования или сметы доходов и расходов. Определяет объемы бюджетных ассигнований и распределяет разнообразные расходы по экономическим статьям государственный орган в пределах выделенных из бюджета средств на календарный финансовый год.
Суммарные расходы муниципального, регионального и федерального бюджетов на образование определяются в соответствии с сетью учреждений и предполагаемым его развитием в планируемом году, а также показателями по контингентам детей, учащихся, воспитанников, студентов. Финансированию подлежит не только образовательная деятельность, но и ряд социально защитных функций отрасли: выплата стипендий студентам, питание школьников из малообеспеченных семей, содержание сирот, воспитание детей в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ).
Следующая целевая статья расходов – содержание учреждений общего образования. К ним относятся общеобразовательные школы, школы-интернаты, специальные и вечерние школы. В системе непрерывного образования они являются вторым звеном после дошкольного уровня. Их деятельность связана с предоставлением всем гражданам РФ возможности реализовать гарантированное государством право на получение основного общего образования. В целях обеспечения доступности и вариативности общего образования могут создаваться следующие виды учреждений: начальная общеобразовательная школа; основная общеобразовательная школа; средняя общеобразовательная школа; средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов (может быть указан конкретный предмет или профиль, например, физико-математический профиль, гуманитарный профиль); лицей; гимназия; вечерняя общеобразовательная школа; центр образования; открытая общеобразовательная школа; кадетская школа; школа-интернат.
Рассмотрим порядок планирования расходов на примере школ ввиду их особой значимости и массовости. Вначале приведем несколько цифр, характеризующих состояние общего образования. В общей структуре расходов отрасли затраты на эти цели составляют более 50%. В стране насчитывается около 68 тыс. школ, из них 1,7 тыс. лицеев и гимназий, 0,6 тыс. частных школ. В них учатся 21 млн. учащихся, однако из-за демографических факторов в ближайшее время количество школьников сократиться на 1/3. Уменьшение контингента приводит к увеличению расходов в расчете на одного учащегося. Самой острой в настоящее время является проблема финансирования сельских школ, где из-за уменьшения контингента на одного учители приходится до восьми учащихся.
Основу формирования расходов на содержание учреждений общего и профессионального образования составляют «производственные» показатели деятельности. Для школ такими показателями являются число учащихся и классов; для учреждений профессионального образования – госзаказ по приему студентов на бесплатное обучение. При финансовом планировании учитываются не только показатели на начало и конец года, но и среднегодовые, которые зависят от сроков комплектования (приема), выпуска, отсева в процессе обучения. Например, по школам формула расчета среднегодовых показателей имеет следующий вид:
Кср=К1М1 + К2М2/12,
где Кср – среднегодовой контингент (сеть); К1 – контингент на начало планируемого года; М1 – число месяцев функционирования учреждения с переходящим контингентом на начало года; К2 – контингент планируемого года; М2 – число месяцев функционирования учреждения с новым контингентом на конец года; 12 – число месяцев в году.
Расчет среднегодовых величин можно также производить путем суммирования показателей на каждое первое число месяца и деления полученной суммы на 12. При расчете среднегодового числа воспитанников по дошкольным образовательным учреждениям этот метод предпочтительнее, так как позволяет точно определить требуемый для исчисления расходов контингент.
Производственные показатели по школе определяются по группам классов: 1-3 (4), 5-9, 10-11. Эти данные приводятся в смете на две даты – на 1 января и на 1 сентября планируемого года, а также в среднегодовом исчислении. Число учащихся на 1 января принимается по фактическому состоянию на последнюю отчетную дату. Численность учащихся на 1 сентября планируемого года определяется в соответствии с планом выпуска и приема учащихся. Число детей, поступающих в планируемом году в первые классы, устанавливается по данным специального учета.
Важное значение при планировании бюджетных средств, как по школам, так и на содержание учреждений профессионального образования имеет система стандартов. Образовательный стандарт определяет обязательный минимум содержания основных образовательных программ, требования к уровню подготовки выпускников, объем нагрузки обучающихся. Одним из элементов государственных образовательных стандартов является базовый учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации. В нем определено минимальное количество часов на изучение общеобразовательных областей, установлена минимальная учебная нагрузка учащихся по классам. Этот учебный план позволяет сохранить единое образовательное пространство в России. На его основе планируются расходы на оплату труда учителей.
Еще один показатель, используемый в процессе планирования расходов общеобразовательных школ, - количество педагогических ставок. Он рассчитывается на базе двух показателей – числа часов учебных занятий и нормы учебной нагрузки учителей в неделю. Базисный учебный план РФ устанавливает предельно допустимую нагрузку на учащихся в часах при пятидневной и шестидневной учебных неделях. При пятидневной она составляет в 1-3 классах – 22, в 5 – 28, в 6 – 29, в 7 – 31, в 8–9 – 32, в 10-11 – 33 часа. Норма учебной нагрузки учителя на ставку установлена для начальной школы 20 часов в неделю, для старших классов – 18 часов в неделю. Поэтому число педагогических ставок определяется отдельно по группам классов. При определении числа оплачиваемых часов следует иметь в виду, что в некоторых случаях занятия ведутся с классами, разделенными на две группы учащихся (иностранные языки, физическая культура, трудовое обучение и др.). Общее число учебных занятий в неделю определяется умножением количества классов на число часов для одного класса. Количество педагогических ставок рассчитывается делением общего числа учебных занятий в неделю по каждой группе классов на установочную норму учебной нагрузки учителя в неделю.
Фонд оплаты труда учителей определяется, исходя из количества педагогических ставок и средней ставки учителя в месяц по тарификации. Тарификационные списки позволяют определить общую сумму фонда заработной платы учителей за один месяц. Исходя из этих данных и зная число классов по группам на 1 января и 1 сентября, нетрудно рассчитать среднюю ставку учители в месяц и фонд заработной платы за месяцы текущего и нового учебного года, приходящиеся на планируемый финансовый год. Для определения средней ставки учителя месячный фонд оплаты труда по каждой группе классов, установленный на базе тарификационного списка, делится на соответствующие этим группам классов количество педагогических ставок.
Фонд оплаты труда учебно-вспомогательного и административно-хозяйственного персонала определяется на основе штатного расписания и установленных должностных окладов. Число штатных единиц зависит от количества классов в школе и ее индивидуальных особенностей. По учреждениям, реализующим образовательные программы повышенного уровня (гимназия, лицеи), а также школам с продленным днем обучения в штатное расписание вводятся дополнительные должности.
Расходы на оплату труда планируются отдельно по педагогическому, административно-хозяйственному и учебно-вспомогательному персоналу. Этот фонд называется тарифным. Кроме того, предусматривается надтарифный фонд заработной платы на установление доплат за дополнительные виды работ (проверку тетрадей, классное руководство и т.д.) и надбавок за высокое качество работы. При исчислении надтарифного фонда оплаты труда применяется следующая методика: тарифный фонд принимается за 75%, а надтарифный по школам не должен превышать 25%. Следовательно, чтобы исчислить его объем, необходимо тарифный фонд разделить на 75 и умножить на 25. Узаконенный норматив надтарифного фонда по каждому виду учреждений различен. Например, по учреждениям дополнительного образования он составляет 10%, по дошкольным учреждениям – 12%, по школам – 25%.
Следующей экономической статьей расхода по любому учреждению бюджетной сферы являются начисления на фонд оплаты труда.Размер ассигнований определяется путем умножения общего фонда оплаты труда на установленный Правительством РФ норматив. При определении необходимых средствна приобретение предметов снабжения и расходных материаловрассчитываются в первую очередь расходы на питание школьников. Объем ассигнований зависит от общего контингента учащихся, среднего числа дней посещения школьных занятий одним ребенком, установленной дневной нормой питания. Кроме того, отдельно определяются расходы на питание учащихся, посещающих группы продленного дня. Действующая в настоящее время расчетная норма расхода на бесплатные завтраки всех обучающихся составляет 1,5% от минимального размера оплаты труда.
Методика исчисления затрат по другим статьям расходовпо всем типам образовательных учреждений одинакова. Значительное место в затратах на образовательные учреждения занимаюткоммунальные платежи за отопление, освещение, водоснабжение и т.д. Расчетный объем средств зависит от кубатуры и площади помещений, условий обеспечения тепловыми и энергетическими ресурсами. В городских учреждениях, как правило, коммунальное обслуживание учреждений осуществляется по договорам со специализированными организациями. По учреждениям, расположенным в сельской местности и имеющим собственное печное или паровое отопление, расчет более сложен. Расходы исчисляются по нормам расхода топлива, учитываются действующие цены на него, продолжительность отопительного сезона.
Расходы на приобретение мягкого инвентаря планируются только по сельским школам, в которых имеются интернаты для проживания учащихся, посещающих школы, расположенные на значительном расстоянии от места их проживания. Более типичны эти затраты для дошкольных и интернатных учреждений – детских садов, детских домов, школ-интернатов и т.д. Планируемые суммы осуществляются в зависимости от постельных принадлежностей, одежды, обуви, потребности в них, цены продукции. Аналогично планируются расходы на оснащение учреждений учебным, хозяйственным и технологическим оборудованием и инвентарем.
Исчисленные учреждением объемы необходимого бюджетного финансирования оформляются специальным документом – сметой доходов и расходов. В смете указываются наименование и адрес учреждения, соответствующие коды бюджетной классификации, приводится свод утвержденных расходов по каждой экономической статье с поквартальным распределением. В школьных заведениях исчисляют показатели количества классов и числа учащихся, на базе которых определяют количество ставок учителей и другие параметры. Число школьников считают в среднем за год, используя данные за 1 января и 1 сентября по формуле
Чш = (Чя × 8 + Чс × 4) : 12,
где Чш – среднегодовая численность школьников;
Чя – численность школьников на 1 января;
Чс – численность школьников на 1 сентября;
8 и 4 – число месяцев в периодах с января по август и с сентября по декабрь;
12 – число месяцев в году;
или по формуле
Чш = Чя + ( - ) 1/3 прироста или убытка.
Например, на 1 января в школе занимались 800 школьников, а с 1 сентября будут учиться 1040. Тогда численность среднегодового контингента составит (800 × 8 + 1040 × 4) : 12 = 880 или 800 + 1/3 × 240.
Исходя из контингента и наполняемости классов аналогичным способом рассчитывается число классов.
В вузах, техникумах и колледжах основным показателем является среднегодовой контингент учащихся на начало планируемого года, а также относительно приема, отсева и выпуска. При этом во внимание берут, как правило, такие данные: о выпуске – на 1 сентября, об отсеве – по последним трем годам.
Общее планирование расходов по учреждениям образования осуществляется по сметам. Ко всем показателям сметы прикладываются специальные расчеты. Главное внимание уделяют определению заработной платы; именно с той статьи начинают составление сметы.
Фонд заработной платы в учебных заведениях рассчитывается для педагогического, учебно-вспомогательного, административно-обслуживающего персонала исходя из количества педагогических ставок и средней ставки учителя в месяц по группам классов по формуле
Сп = Ч / Н × К,
где Сп – количество педагогических ставок на один класс по группе классов;
Ч – общее число часов по тарификационному списку по данной группе классов;
Н – плановая нагрузка в часах на одну педагогическую ставку группы классов;
К – количество классов группы.
Размер средней ставки заработной платы определяется отношением месячного фонда заработной платы по тарификационному списку по соответствующей группе классов к числу педагогических ставок по группе классов. Затем рассчитывают фонд заработной платы. Общий фонд расчета зарплаты по общей смете на 2003 г. представлен в таблице №17
Таблица №17
Расчет фонда заработной платы по общей смете средних школ региона на 2003 г., руб.
-
Показатель
1 – 3 классы
4 – 9 классы
10 – 11 классы
Итого
Количество ставок на класс (ед.)
1
2
2
–
Средняя ставка в месяц
1300
1350
1400
–
Количество ставок на все классы на 1 января 2003 г.
13
20
15
48
Фонд зарплаты в месяц за январь – август
16 900
27 000
21 000
64 900
Фонд зарплаты за 8,5 месяцев
143 650
229 500
178 500
551 650
Количество ставок на все классы на 1 сентября 2003 г.
15
21
16
52
Месячный фонд зарплаты за сентябрь – декабрь
19 500
28 350
22 400
70 250
Фонд зарплаты за 3,5 месяца
68 250
99 225
78 400
245 875
Фонд зарплаты за год
211 900
328 725
256 900
797 525
Оплата труда учебно-вспомогательного и административно-хозяйственного персонала рассчитывается на основе штатного расписания и должностных окладов. Кроме основной заработной платы в образовательных учреждениях существуют дополнительные виды заработной платы, в том числе доплаты за проверку письменных работ, классное руководство, заведование кабинетами и т.д.
Значительную долю затрат на содержание образовательных учреждений занимают хозяйственные и канцелярские расходы.
Затраты по статье «Питание» планируются на основе установленных норм питания в день, количества учащихся, получающих питание, дней кормления.
- Глава I «Бюджет и бюджетное устройство рф»
- Экономическое содержание и назначение бюджета. Функции и роль бюджета в социально-экономических процессах.
- 1.2.Бюджетная система и принципы ее построения. Характеристика ее звеньев.
- 1.3. Компетенции органов государственной власти и местного самоуправления в сфере регулирования бюджетных правоотношений.
- 1.4. Бюджетная классификация Российской Федерации
- Контрольные вопросы
- Глава 2. «Бюджетный процесс»
- 2.1. Основы организации бюджетного процесса в рф
- 2.2. Составление проектов бюджетов
- 2.3. Рассмотрение и утверждение бюджетов
- Рассмотрение и утверждение федерального закона о федеральном бюджете
- 2.4. Исполнение бюджетов
- 2.5. Подготовка отчета об исполнении бюджета и его утверждение
- Глава 3. Доходы бюджетов
- 3.1. Состав и характеристика доходов бюджетов различных уровней
- 3.2 Экономическое содержание доходов федерального бюджета, налогов и сборов.
- 3.3. Налог на добавленную стоимость
- Большое применение получило использование гражданами социальных и имущественных вычетов по налогу на доходы физических лиц.
- 3.5. Единый социальный налог (есн) в доходах федерального бюджета в 2004году (есн) составил 12,9%.
- 3.6 Акцизы
- Налогоплательщики, имеющие свидетельство на розничную реализацию, - не позднее 10-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
- 3.8. Региональные налоги
- 3.9.Налог на имущество организаций
- 3.10. Налог на игорный бизнес
- 3.11. Транспортный налог
- 3.12. Местные налоги Земельный налог
- 3.13. Налоги на имущество физических лиц
- 3.14. Неналоговые доходы бюджетов
- Глава 4. Сбалансированность бюджетов
- 4.1.Бюджетный дефицит: причины его возникновения и источники финансирования
- 4.2. Дефицит бюджета и источники его покрытия
- Исполнение федерального бюджета рф 2002-2004г.Г, прогноз 2005 гг. (млн. Руб.)
- 4.3. Государственный и муниципальный долг
- Объем, структура и динамика государственного долга рф
- 4.4.Принципы и методы управления государственным долгом.
- Структура государственного внешнего долга Российской Федерации
- Глава 6. Расходы бюджета
- 6.1.Экономическое содержание и структура расходов бюджетов различных уровней.
- Основы планирования и финансирования бюджетных расходов.
- 6.3 Расходы на содержание органов власти и управления
- 6.4.Расходы на судебную власть
- Глава 6. Расходы бюджета
- 6.1.Экономическое содержание и структура расходов бюджетов различных уровней.
- Основы планирования и финансирования бюджетных расходов.
- 6.3 Расходы на содержание органов власти и управления
- 6.4.Расходы на судебную власть
- Глава 6. Расходы бюджета
- 6.1.Экономическое содержание и структура расходов бюджетов различных уровней.
- Основы планирования и финансирования бюджетных расходов.
- 6.3 Расходы на содержание органов власти и управления
- 6.4.Расходы на судебную власть
- Глава 6. Расходы бюджета
- 6.1.Экономическое содержание и структура расходов бюджетов различных уровней.
- Основы планирования и финансирования бюджетных расходов.
- 6.3 Расходы на содержание органов власти и управления
- 6.4.Расходы на судебную власть
- Глава 6. Расходы бюджета
- 6.1.Экономическое содержание и структура расходов бюджетов различных уровней.
- Основы планирования и финансирования бюджетных расходов.
- 6.3 Расходы на содержание органов власти и управления
- 6.4.Расходы на судебную власть
- Глава 6. Расходы бюджета
- 6.1.Экономическое содержание и структура расходов бюджетов различных уровней.
- Основы планирования и финансирования бюджетных расходов.
- 6.3 Расходы на содержание органов власти и управления
- 6.4.Расходы на судебную власть
- Глава 5.Межбюджетные отношения.
- Глава 6. Расходы бюджета
- 6.1.Экономическое содержание и структура расходов бюджетов различных уровней.
- Основы планирования и финансирования бюджетных расходов.
- 6.3 Расходы на содержание органов власти и управления
- 6.4.Расходы на судебную власть
- 7. Бюджетное финансирование реального сектора экономики
- 7.1.Расходы бюджета на поддержку отраслей промышленности, строительства и энергетики.
- 7.2. Бюджетные расходы на поддержку развития транспорта, дорожного хозяйства, связи и информатизации
- 7.3. Расходы бюджетной системы на содержание апк.
- 8. Бюджетное финансирование жилищно-коммунального хозяйства в условиях его реформирования.
- 8.1.Особенности функционирования жилищно-коммунального хозяйства. Тарифная политика.
- 8.2. Источники финансирования отрасли.
- 8.3. Основные принципы и направления реформирования жкх.
- 9.Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу (нтп).
- 1991-2004Г.Г.
- 10. Расходы бюджета на образование.
- 10.1.Общая характеристика системы образования и источники ее финансирования.
- 10.2. Расчетные показатели и порядок планирования бюджетных средств на содержание учреждений дошкольного, основного (общего) и профессионального образования.
- 11.Расходы бюджета рф на здравоохранение и физическую культуру.
- 11.1 Бюджетно-страховая модель финансирования здравоохранения.
- 11.2. Планирование расходов медицинских учреждений.
- 11.3. Планирование расходов на здравоохранение .
- 11.4.Отраслевая структура и специфика расходов на физическую культуру и спорт.
- Глава 12. Расходы бюджета на обеспечение социальной политики
- Расходы консолидированного бюджета рф на социальную политику
- 2003-2004Г.Г.
- Глава 12. Расходы бюджета на обеспечение социальной политики
- Расходы консолидированного бюджета рф на социальную политику
- 2003-2004Г.Г.
- Глава 14 Бюджетный контроль
- 14.1. Содержание и значение бюджетного контроля.
- 14.2. Органы бюджетного контроля, их задачи и функции
- 14.3. Виды, формы и методы бюджетного контроля
- Приложения
- Функциональная классификация расходов бюджетов Российской Федерации
- Перечень видов расходов функциональной классификации расходов бюджетов рф
- Экономическая классификация расходов бюджетов рф
- Классификация источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов рф
- Классификация источников внешнего финансирования дефицитов федерального бюджета и бюджетов субъектов рф
- Классификация видов государственных внешних долгов рф и субъектов рф, а также государственных внешних активов Российской Федерации
- Главные распорядители средств федерального бюджета – администраторы поступлений в бюджеты рф
- Глава I«Бюджет и бюджетное устройство рф»
- Вопросы для оценки качества освоения курса «бюджетная система рф»