Государственные внебюджетные фонды
Внебюджетные фонды – это не чисто финансовые учреждения, а финансово-кредитные, поскольку использование части средств этих фондов осуществляется на коммерческой основе.
Пенсионный фонд РФ формируется за счет страховых взносов предприятий всех форм собственности, лиц, работающих по найму, и ассигнований из республиканского бюджета РФ.
Предприятия и организации всех форм собственности, а также работающие граждане вносят в Пенсионный фонд взносы, исчисляемые в процентах от размера начисленной заработной платы. Из Пенсионного фонда выплачиваются государственные трудовые пенсии, пенсии инвалидам, пособия для детей, компенсации пенсионерам и др.
Фонд социального страхования формируется из страховых взносов предприятий и организаций всех форм собственности, ассигнований из республиканского бюджета РФ, добровольных взносов юридических и физических лиц и др.
Из Фонда социального страхования финансируются выплаты пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до 1,5 лет, на санаторно-курортное лечение и др.
Фонд обязательного медицинского страхования существует помимо фонда социального страхования.
Государственный фонд занятости населения РФ формируется за счет страховых взносов предприятий и организаций, страховых взносов с заработка работающих, ассигнований из республиканского бюджета РФ и бюджетов субъектов РФ.
Помимо перечисленных источников указанные внебюджетные фонды формируются за счет бюджетных средств, главным образом в виде взносов бюджетных учреждений за работающих в них граждан. Кроме того, в эти фонды направляются бюджетные дотации. Пенсионный фонд большую часть своих средств собирает на единый счет, чтобы иметь возможность перераспределять средства от регионов-доноров к дотируемым субъектам. Фонд социального страхования на федеральном уровне централизует только 26% общих поступлений. Фонд обязательного медицинского страхования – территориальный: на федеральном уровне сосредоточивается только 0,2% при общем взносе 3,6%. Фонд занятости формируется в основном на территориях, в федеральную службу по-ступает только 20% средств. Фонд социальной поддержки населения обеспечивает дополнительное сверхбюджетное финансирование федеральных и республиканских целевых программ по социальной поддержке населения, мероприятий территориальных фондов в связи с экстремальными ситуациями. Средства федерального и территориальных фондов социальной поддержки населения используются на следующие формы социальной работы:
предоставление помощи в виде предметов первой необходимости бесплатно или по льготным ценам;
предоставление дотаций на приобретение лекарств, протезно-ортопедических изделий;
оплату коммунальных услуг;
обеспечение ночного проживания бездомных граждан;
развитие социально-трудовой реабилитации и профессиональной ориентации;
создание дополнительных рабочих мест для граждан с ограниченной трудоспособностью;
финансирование программ регионов России по оказанию помощи многодетным и малообеспеченным семьям, детям-сиротам, детям-инвалидам.
Негосударственные источники финансирования
Частные и общественные благотворительные фонды становятся все более важным источником финансирования. Их средства формируются за счет следующих источников:
взносов учредителей благотворительных организаций;
членских взносов (в благотворительных организациях, основанных на членстве);
благотворительных пожертвований граждан и юридических лиц в денежной и натуральной формах;
поступлений от деятельности по привлечению ресурсов (развлекательных, культурных, спортивных мероприятий, кампаний по сбору благотворительных пожертвований и др.);
доходов от разрешенной законом предпринимательской деятельности;
поступлений от бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов;
доходов от деятельности хозяйственных обществ, учрежденных благотворительной организацией;
труда добровольцев и др.
Благотворительные организации входят в «третий сектор» экономики. Большая часть из них оказывает помощь инвалидам, многодетным и неполным семьям.
Предпринимательская деятельность социальных служб
Предприятия системы социальной защиты являются некоммерческими организациями. Их основная деятельность не может быть направлена на извлечение прибыли. Но они имеют право заниматься деятельностью, приносящей доход, если такая деятельность способствует достижению уставных целей.
Центры платных услуг могут оказывать следующие услуги: ежедневное приготовление пищи на дому, обработка приусадебного участка, посадка овощей и картофеля, уборка урожая, стирка и глажение белья, уборка помещения, ремонт квартир, врезка замков, ремонт одежды, чистка печных труб и дымоходов, доставка топлива и т.д.
Возможны два типа предпринимательской деятельности учреждений социальной защиты:
операции по производству и реализации товаров и оказанию услуг;
внереализационные мероприятия (сдача в аренду недвижимости и имущества, открытие депозитных счетов, участие в совместной деятельности и др.).
Платные услуги с оплатой за надомное обслуживание в размере не более 25% надбавки к пенсии в государственной системе социальных служб предоставляются:
одиноким пенсионерам и инвалидам, получающим надбавку к пенсии на уход, имеющим трудоспособных родственников, обязанных их содержать по закону, но проживающих отдельно от них;
пенсионерам и инвалидам, получающим надбавку к пенсии на уход, проживающим в семьях, подушевой доход в которых ниже минимального уровня, установленного для данного региона.
Плата за социально-бытовые услуги взимается в полном объеме в следующих случаях:
с пенсионеров и инвалидов, проживающих в семьях, трудоспособные члены которых обязаны содержать их по закону и подушевой доход в которых выше установленного для данного региона минимального уровня;
со всех граждан при оказании им социально-бытовых услуг.
Существует разграничение полномочий между федеральными и региональными органами власти в финансировании системы социальной защиты населения. Федеральные органы власти выполняют следующие функции:
устанавливают единую систему гарантий в области пенсионного обеспечения, пособий, оплаты труда, медицинского обслуживания, образования, культуры;
формируют внебюджетные государственные фонды;
финансируют объекты социальной инфрастуктуры, находящиеся в федеральном ведении;
определяют условия и порядок компенсации денежных доходов населения в связи с инфляцией.
В полномочия региональных и местных органов власти входят:
выработка и реализация региональных социальных программ, изыскание возможностей для повышения минимальных гарантий, установленных на федеральном уровне;
определение и реализация порядка обеспечения социальной поддержки слабозащищенных слоев населения, создание условий для деятельности благотворительных организаций и общественных фондов;
обеспечение функционирования учреждений социальной инфрастуктуры, находящихся в ведении местных органов власти.
- Модель многоуровневой пенсионной системы
- Механизмы финансирования пенсий
- Характеристика накопительной и распределительной пенсионной системы
- Налогообложение – важнейший инструмент финансирования социальной работы
- Предпринимательская деятельность в системе социальных служб
- Финансирование региональных программ
- Сущность и значение финансового обеспечения социальной работы
- Государственные внебюджетные фонды
- Правовая основа финансирования системы социальной защиты населения
- Основные источники и порядок финансирования социальной работы
- Прямое и косвенное финансирование социальной работы
- Сущность социального страхования как ведущей организационно-правовой формы социального обеспечения
- Государственное (обязательное) и негосударственное (добровольное) социальное страхование
- Государственные страховые риски и случаи
- Проблема соотношения минимальной заработной платы и прожиточного минимума в современной России
- Факторы, влияющие на уровень бедности в обществе (пол, возраст, состав семьи, уровень образования, уровень социальной мобильности)
- Неопределенность понятия «бедность» в современной России
- Основные категории малообеспеченного населения
- Негосударственные пенсионные фонды как особая форма некоммерческой организации социального обеспечения
- Проблемы социального страхования в условиях рыночной экономики
- Меры по профилактике и преодолению бедности
- Абсолютная и относительная бедность: основные критерии
- Соотношение понятий: «бедность», «нищета», «малообеспеченность»
- Пенсионное обеспечение по старости как ведущее направление социального обеспечения граждан
- «Пенсионное обеспечение по старости как ведущее направление социального обеспечения граждан»
- Реформирование пенсионных систем за рубежом Модели пенсионных систем, сложившихся в мировой практике
- Развитие пенсионного обеспечения граждан в России
- Истоки кризиса пенсионной системы
- Развитие пенсионного обеспечения граждан в России
- Принципы, формы и методы бюджетного финансирования
- Методы бюджетного финансирования
- Основные проблемы бюджетного финансирования
- Бюджетные дотации и их социальное значение
- Назначение и порядок формирования внебюджетных фондов
- Особенности финансирования социальной работы из местного бюджета
- Социальное обеспечение, его виды и функции
- История развития социального страхования в России