8.3. Основные принципы и направления реформирования жкх.
Реформа жилищно-коммунального хозяйства включает в себя широкий перечень направлений деятельности, подлежащих преобразованию в соответствии с задачами, провозглашенными Законом РФ от 24 декабря 1992 г. №4218-1 «Об основах федеральной жилищной политики». Процесс реформирования отрасли и ее финансовых основ предусматривает:
перевод жилищно-коммунального хозяйства на режим безубыточного функционирования;
демонополизацию жилищно-коммунального хозяйства и создание условий для конкуренции в этой сфере, переход на договоренные отношения между заказчиками жилищно-коммунальных услуг и исполнителями;
совершенствование системы оплаты жилья и коммунальных услуг, в том числе установление повышенных тарифов на сверхнормативную площадь жилья и сверхнормативное потребление коммунальных услуг, а также дифференциацию в зависимости от качества и местоположения жилья;
упорядочение системы социальной защиты населения и существующей системы льгот, адресную направленность выделяемых на эти цели средств;
организацию и совершенствование деятельности муниципальных центров по предоставлению гражданам компенсаций или субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг.
Для активизации реформ ЖКХ в 1997 г. был сделан следующий шаг на пути к преобразованиям – Указом Президента РФ от 28 апреля 1997 г. № 425 была одобрена Концепция реформы жилищно-коммунального хозяйства. В этом документе подтверждалась приверженность ранее объявленным целям реформирования. Новая экономическая модель устойчивого функционирования жилищно-коммунального комплекса стала базироваться не только на повышении уровня оплаты населением жилищно-коммунальных услуг и доведении их до реальной стоимости, но и на снижении издержек на производство услуг. В настоящее время в подавляющем большинстве субъектов РФ разработаны региональные программы энерго и ресурсосбережения в ЖКХ, что, по расчетам специалистов, позволит снизить затраты на производство услуг на 15 – 40%. Важную роль при этом должно сыграть повсеместное внедрение приборов индивидуального учета и регулирования расхода воды, тепла и газа.
Основной идеей экономической модели реформы жилищно-коммунального хозяйства является передача права распоряжения всеми бюджетными ресурсами, выделяемыми в настоящее время на финансирование сектора, от коммунальных предприятий непосредственно к гражданам, в наибольшей степени заинтересованным в эффективном расходовании этих средств. Существующая в настоящее время система оказания финансовой помощи гражданам за счет средств бюджета включает в себя дотирование и субсидирование предприятий, предоставление категориальных льгот гражданам (безотносительно к их доходам) и выплату адресных субсидий малообеспеченным семьям. В результате реформирования будет введена единая жилищно-коммунальная субсидия (ЕЖКС), унифицирующая все виды финансовой помощи государства населению в оплате жилищно-коммунальных услуг. Переориентация функций бюджета на выплату ЕЖКС непосредственно гражданам приведет к ликвидации перекрестного субсидирования населения за счет предприятий. ЕЖКС будет адресной, иметь строго целевое назначение, носить срочный характер, ее нельзя будет использовать на иные цели, кроме оплаты жилья и коммунальных услуг.
Организационное решение вопросов по выдаче жилищных компенсаций и субсидий гражданам РФ с 1994 г. возложено на специально созданные для этих целей учреждения или государственные унитарные предприятия – расчетные центры. Всего по стране насчитывается 3,5 тыс. таких структур. Действующая в настоящее время методика расчета субсидий населению и учета льгот по оплате жилья и коммунальных услуг утверждена Постановлением Правительства РФ от 2 августа 1999 г. № 887 «О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения». В соответствии с этим документом установлен следующий порядок начисления субсидий гражданам: при среднемесячном доходе на одного члена семьи ниже прожиточного минимума гражданам оплачивается 50% минимальной оплаты труда (МРОТ) за каждого проживающего. Остальная сумма в пределах социальной нормы жилья компенсируется за счет бюджета через фонд софинансирования социальных расходов.
Кроме субсидий, как отмечалось ранее, существует широкий перечень льгот. Например, в семье участника Великой Отечественной войны предоставляется льгота в размере 50% стоимости жилья и эксплуатационных услуг; многодетной семье, имеющей более трех детей, устанавливается скидка в размере 30% от стоимости холодной и горячей воды, отопления, газа, вывоза мусора и т.д. В соответствии с целями и задачами жилищной реформы и социальной политики в большинстве случаев категориальный принцип предоставления льгот должен быть заменен на адресный. Предполагается при этом расчета жилищных субсидий, размер которых будет зависеть только от одного показателя – величины совокупного дохода семьи. Право обратиться за жилищной субсидией будут иметь семьи, у которых размер оплаты жилищно-коммунальных услуг 22% семейного бюджета. При этом во внимание будут приниматься социальные нормы жилья и нормативы потребления услуг ЖКХ. Сверхнормативные площади жилья при расчете субсидий учитываться не будут. По расчетам специалистов, с введением 100%-ного уровня оплаты услуг, за субсидиями обратится около 20% населения страны, тогда как за 2000 г. жилищные субсидии получили 7,5% российских семей с низкими доходами на общую сумму около 3 млрд. руб.
Вопросы нормирования адресной социальной помощи гражданам на оплату коммунальных услуг изложены в Постановлении Правительства РФ от 21 августа 2001 года № 609 «О мерах по ликвидации перекрестного субсидирования потребителей услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, а также по уничтожению, утилизации, захоронению твердых бытовых отходов». Основу исчисления размера помощи составят нормативы потребления жилищно-коммунальных услуг, приведенные в Методических рекомендациях по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в целом по стране, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 февраля 1999 г. №192. В этом документе говорится, что к жилищно-коммунальным услугам относятся обеспечение жильем, отоплением, холодным и горячим водоснабжением, газо- и энергоснабжением, транспортными и прочими услугами. При этом обеспечение жильем учитывается в соответствии с установленным законодательством РФ стандартом социальной нормы площади жилья на одного члена семьи из трех и более человек в таблице №10 приводится минимальный набор услуг ЖКХ по России.
Таблица №10
-
Наименование услуг
Единица измерения
Норма потребления
1. Жилье
Квадратный метр общей площади
18
2. Центральное отопление
Гкал в год
6,7
3. Холодное и горячее водоснабжение и водоотведение
Литр в сутки
285
4. Газоснабжение
Кубический метр в месяц
10
5. Энергоснабжение
КВт/ч в месяц
50
6. Транспортные услуги
Поездок в год
442
7. Другие виды услуг
% от общей величины расходов на услуги
15
С введением новой системы оплаты гражданами коммунальных услуг значительно изменится структура расходов бюджета. Уровень бюджетных ассигнований на выплату дотаций (субсидий) предприятиями ЖКХ должен иметь нулевое значение, а уровень бюджетных расходов на выплату адресных субсидий малообеспеченным семьям должен возрасти.
Таким образом, изменение системы текущего финансирования отрасли, внедрение нового порядка финансирования мероприятий по модернизации и развитию ЖКХ, повышение эффективности его функционирования – главные направления реформирования жилищно-коммунального комплекса России.
- Глава I «Бюджет и бюджетное устройство рф»
- Экономическое содержание и назначение бюджета. Функции и роль бюджета в социально-экономических процессах.
- 1.2.Бюджетная система и принципы ее построения. Характеристика ее звеньев.
- 1.3. Компетенции органов государственной власти и местного самоуправления в сфере регулирования бюджетных правоотношений.
- 1.4. Бюджетная классификация Российской Федерации
- Контрольные вопросы
- Глава 2. «Бюджетный процесс»
- 2.1. Основы организации бюджетного процесса в рф
- 2.2. Составление проектов бюджетов
- 2.3. Рассмотрение и утверждение бюджетов
- Рассмотрение и утверждение федерального закона о федеральном бюджете
- 2.4. Исполнение бюджетов
- 2.5. Подготовка отчета об исполнении бюджета и его утверждение
- Глава 3. Доходы бюджетов
- 3.1. Состав и характеристика доходов бюджетов различных уровней
- 3.2 Экономическое содержание доходов федерального бюджета, налогов и сборов.
- 3.3. Налог на добавленную стоимость
- Большое применение получило использование гражданами социальных и имущественных вычетов по налогу на доходы физических лиц.
- 3.5. Единый социальный налог (есн) в доходах федерального бюджета в 2004году (есн) составил 12,9%.
- 3.6 Акцизы
- Налогоплательщики, имеющие свидетельство на розничную реализацию, - не позднее 10-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
- 3.8. Региональные налоги
- 3.9.Налог на имущество организаций
- 3.10. Налог на игорный бизнес
- 3.11. Транспортный налог
- 3.12. Местные налоги Земельный налог
- 3.13. Налоги на имущество физических лиц
- 3.14. Неналоговые доходы бюджетов
- Глава 4. Сбалансированность бюджетов
- 4.1.Бюджетный дефицит: причины его возникновения и источники финансирования
- 4.2. Дефицит бюджета и источники его покрытия
- Исполнение федерального бюджета рф 2002-2004г.Г, прогноз 2005 гг. (млн. Руб.)
- 4.3. Государственный и муниципальный долг
- Объем, структура и динамика государственного долга рф
- 4.4.Принципы и методы управления государственным долгом.
- Структура государственного внешнего долга Российской Федерации
- Глава 6. Расходы бюджета
- 6.1.Экономическое содержание и структура расходов бюджетов различных уровней.
- Основы планирования и финансирования бюджетных расходов.
- 6.3 Расходы на содержание органов власти и управления
- 6.4.Расходы на судебную власть
- Глава 6. Расходы бюджета
- 6.1.Экономическое содержание и структура расходов бюджетов различных уровней.
- Основы планирования и финансирования бюджетных расходов.
- 6.3 Расходы на содержание органов власти и управления
- 6.4.Расходы на судебную власть
- Глава 6. Расходы бюджета
- 6.1.Экономическое содержание и структура расходов бюджетов различных уровней.
- Основы планирования и финансирования бюджетных расходов.
- 6.3 Расходы на содержание органов власти и управления
- 6.4.Расходы на судебную власть
- Глава 6. Расходы бюджета
- 6.1.Экономическое содержание и структура расходов бюджетов различных уровней.
- Основы планирования и финансирования бюджетных расходов.
- 6.3 Расходы на содержание органов власти и управления
- 6.4.Расходы на судебную власть
- Глава 6. Расходы бюджета
- 6.1.Экономическое содержание и структура расходов бюджетов различных уровней.
- Основы планирования и финансирования бюджетных расходов.
- 6.3 Расходы на содержание органов власти и управления
- 6.4.Расходы на судебную власть
- Глава 6. Расходы бюджета
- 6.1.Экономическое содержание и структура расходов бюджетов различных уровней.
- Основы планирования и финансирования бюджетных расходов.
- 6.3 Расходы на содержание органов власти и управления
- 6.4.Расходы на судебную власть
- Глава 5.Межбюджетные отношения.
- Глава 6. Расходы бюджета
- 6.1.Экономическое содержание и структура расходов бюджетов различных уровней.
- Основы планирования и финансирования бюджетных расходов.
- 6.3 Расходы на содержание органов власти и управления
- 6.4.Расходы на судебную власть
- 7. Бюджетное финансирование реального сектора экономики
- 7.1.Расходы бюджета на поддержку отраслей промышленности, строительства и энергетики.
- 7.2. Бюджетные расходы на поддержку развития транспорта, дорожного хозяйства, связи и информатизации
- 7.3. Расходы бюджетной системы на содержание апк.
- 8. Бюджетное финансирование жилищно-коммунального хозяйства в условиях его реформирования.
- 8.1.Особенности функционирования жилищно-коммунального хозяйства. Тарифная политика.
- 8.2. Источники финансирования отрасли.
- 8.3. Основные принципы и направления реформирования жкх.
- 9.Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу (нтп).
- 1991-2004Г.Г.
- 10. Расходы бюджета на образование.
- 10.1.Общая характеристика системы образования и источники ее финансирования.
- 10.2. Расчетные показатели и порядок планирования бюджетных средств на содержание учреждений дошкольного, основного (общего) и профессионального образования.
- 11.Расходы бюджета рф на здравоохранение и физическую культуру.
- 11.1 Бюджетно-страховая модель финансирования здравоохранения.
- 11.2. Планирование расходов медицинских учреждений.
- 11.3. Планирование расходов на здравоохранение .
- 11.4.Отраслевая структура и специфика расходов на физическую культуру и спорт.
- Глава 12. Расходы бюджета на обеспечение социальной политики
- Расходы консолидированного бюджета рф на социальную политику
- 2003-2004Г.Г.
- Глава 12. Расходы бюджета на обеспечение социальной политики
- Расходы консолидированного бюджета рф на социальную политику
- 2003-2004Г.Г.
- Глава 14 Бюджетный контроль
- 14.1. Содержание и значение бюджетного контроля.
- 14.2. Органы бюджетного контроля, их задачи и функции
- 14.3. Виды, формы и методы бюджетного контроля
- Приложения
- Функциональная классификация расходов бюджетов Российской Федерации
- Перечень видов расходов функциональной классификации расходов бюджетов рф
- Экономическая классификация расходов бюджетов рф
- Классификация источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов рф
- Классификация источников внешнего финансирования дефицитов федерального бюджета и бюджетов субъектов рф
- Классификация видов государственных внешних долгов рф и субъектов рф, а также государственных внешних активов Российской Федерации
- Главные распорядители средств федерального бюджета – администраторы поступлений в бюджеты рф
- Глава I«Бюджет и бюджетное устройство рф»
- Вопросы для оценки качества освоения курса «бюджетная система рф»