2.3 Фонды обязательного медицинского страхования
Медицинское страхование является одной из форм социальной защиты населения в случае потери по любой причине. Медицинское страхование ставит целью гарантировать гражданам при возникновении страхового случая (заболевания) получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансирование профилактических мероприятий.
Медицинское страхование в Российской Федерации введено в соответствии с Законом РСФСР от 28 июня 1991 г. №1499-I «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации». Закон определяет правовые, экономические и организационные основы медицинского страхования населения. Он направлен на усиление заинтересованности и ответственности как самого застрахованного, так и государства, предприятия, учреждения в охране здоровья граждан.[5]
Медицинское страхование является разновидностью общего страхования граждан. Поэтому и стороны при договоре медицинского страхования аналогичны договору обычного страхования.
Обязательное медицинское страхование является всеобщим для населения РФ. Объектом медицинского страхования является страховой риск, связанный с затратами на оказание медицинской помощи при возникновении страхового случая.
Условием осуществления медицинского обслуживания населения, предусмотренного данным страхованием, служит специальный Фонд обязательного медицинского страхования.
В соответствии с Законом РФ «О медицинском страховании граждан в РФ», вступившим в силу с 1 января 1993 г., в России созданы фонды обязательного медицинского страхования: Федеральный фонд обязательного медицинского страхования; территориальные фонды медицинского страхования.
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования является юридическим лицом, подотчетным правительству РФ. Средства фонда находятся в государственной собственности. Устав Федерального фонда обязательного медицинского страхования утвержден постановлением Правительства РФ от 29 июля 1998 г. №857 «Об утверждении устава Федерального фонда обязательного медицинского страхования».[11]
Руководство деятельностью Федерального фонда осуществляют правление и исполнительная дирекции во главе с исполнительным директором, который назначается Правительством РФ по согласованию с правлением фонда. Контроль за деятельностью фонда осуществляет ревизионная комиссия. Отчеты о доходах и расходах Федерального фонда представляются сначала в Правительство РФ, а затем в Государственную Думу.
Деятельность Федерального фонда обязательного медицинского страхования направлена на выполнение следующих функций:
· Обеспечение реализации Закона РФ «О медицинском страховании граждан а РФ», достижение социальной справедливости и равенства всех граждан в системе медицинского страхования;
· Финансирование целевых программ.
Основная функция Федерального фонда обязательного медицинского страхования состоит в выравнивании условий деятельности территориальных фондов по финансированию программ обязательного медицинского страхования.
Территориальные фонды обязательного медицинского страхования создаются по решению органов государственной власти субъекта Федерации. Положение о территориальных фондах обязательного медицинского страхования утверждено постановлением Правительства РФ от 24 февраля 1993 г. В регионах могут создаваться филиалы.
Территориальные фонды предназначены для финансирования территориальных программ обязательного медицинского страхования.
Руководство деятельностью территориального фонда осуществляют правление и исполнительный директор. Контроль ведет ревизионная комиссия. Состав правления утверждается законодательным (представительным) органом власти субъекта Федерации.
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования выполняет следующие функции:
· Аккумулирует финансовые средства территориального фонда на обязательное медицинское страхование;
· Осуществляет финансирование территориальной программы обязательного медицинского страхования;
· Осуществляет финансово-кредитную деятельность по обеспечению системы обязательного медицинского страхования;
· Выравнивает финансовые ресурсы городов и районов, направляемые на проведение обязательного медицинского страхования;
· Совместно с налоговыми органами осуществляет контроль за своевременным и полным поступлением в территориальный фонд страховых взносов;
· Организует банк данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в территориальный фонд;
· Осуществляет взаимодействие с Федеральным фондом и другими территориальными фондами.
Финансовые средства Федерального фонда обязательного медицинского страхования образуется за счет:
- части единого социального налога по ставкам, установленным законодательством РФ;
- части единого налога на вмененных доход для отдельных видов деятельности в установленном законодательством размере (по нормативу 0,5%);
- единого налога и минимального налога, взимаемых в связи с применением упрощенной системы налогообложения, по нормативам соответственно 0,5% и 2%;
- единого сельскохозяйственного налога по нормативу 0,2%;
- иных поступлений, предусмотренных законодательством РФ.
Финансовые средства территориальных фондов обязательного медицинского страхования образуются за счет:
- части единого социального налога по ставкам, установленным законодательством РФ;
- части единого налога на вмененных доход для отдельных видов деятельности в установленном законодательством размере (по нормативу 4,5%);
- единого налога и минимального налога, взимаемых в связи с применением упрощенной системы налогообложения, по нормативам соответственно 4,5% и 18%;
- единого сельскохозяйственного налога по нормативу 3,4%;
- страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, уплачиваемых органами исполнительной власти субъектов РФ, местного самоуправления с учетом программ обязательного медицинского страхования в пределах средств, предусмотренных в бюджетах на здравоохранение;
- иных поступлений, предусмотренных законодательством РФ.
Страховые взносы в Фонд обязательного медицинского страхования перечисляются на собирательные счета Федерального фонда и территориальных фондов, открытые в расчетно-кассовых центрах или учреждениях банков, обслуживающих налоговую инспекцию данной территории.
Контроль за своевременным и полным поступлением страховых взносов в фонды возложен на Федеральную налоговую службу.
Расходование средств федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования осуществляется в соответствии с их бюджетами, утвержденными соответственно Федеральным законом и законами субъектов РФ,
Законом «Об обязательном медицинском страховании» предусмотрено образование страховых медицинских компаний, учредителями которых выступает местная администрация. Осуществлять деятельность такие компании могут лишь при наличии лицензий на обязательное медицинское страхование. Их задача состоит в подборе дееспособных медицинских учреждений и выполнении функций посредника между территориальным фондом медицинского страхования и медицинским учреждением.
Средства территориального фонда направляются страховым компаниям, учредителями которых выступает местная администрация.
Всем гражданам России по месту жительства или работы компания выдает страховой полис, по которому гражданин получает бесплатно гарантированный объем медицинских услуг. В этот объем войдет как минимум скорая медицинская помощь, лечение острых заболеваний, обслуживание беременных и медицинская помощь детям, пенсионерам, инвалидам.
- 1. Бюджетная система рф: понятие и структура.
- Бюджетная роспись: назначение и порядок составления.
- 3. Бюджетная классификация доходов и расходов.
- 4. Бюджетная классификация доходов и расходов.
- 5. Исполнение федерального бюджета по доходам.
- 6. Межбюджетный федерализм: понятие, виды, принципы построения бюджетного федерализма.
- Исполнение федерального бюджета по расходам.
- Кооперативная модель бюджетного федерализма.
- Ффпр: понятие, цели создания, методика расчета межбюджетных трансфертов.
- Модели взаимоотношений между бюджетами в рамках национальной бюджетной системы.
- Бюджетное планирование и прогнозирование: применяемые процедуры.
- 12.Управление государственными финансами: инструменты, методы, используемые модели.
- Процедура разработки проекта федерального бюджета на предстоящий период.
- Консолидированный бюджет: понятие, структура, назначение, основные пропорции.
- 16. Бюджетные чтения в Федеральном Собрании.
- 17. Федеральное казначейство: цели деятельности и полномочия.
- Налоги: понятие, виды принципы эффективной налоговой политики.
- Государственная налоговая политика. Эффекты введения налогов.
- 20.Государственный долг: понятие, виды, методы управления.
- Сбалансированность федерального бюджета. Бюджетный дефицит и способы его финансирования.
- Национальные фонды: понятие, цели формирования, источники средств.
- Профицит федерального бюджета: понятие, виды, методы управления.
- Государственные внебюджетные фонды: назначение и способы формирования.
- Национальный резервный фонд и Фонд национального благосостояния: назначение и способы управления.
- 28. Бюджетные мандаты субъектов рф.
- Источники доходов субфедеральных бюджетов.
- Контроль за исполнением бюджетов.
- 31. Полномочия органов бюджетного и финансового контроля.
- Цели деятельности и источники финансирования Федерального дорожного фонда.
- Целевые программы исполнения бюджета.
- 34. Процессы приватизации на современном этапе развития.
- Социальные внебюджетные фонды.
- 1.2 Правовые основы образования социальных внебюджетных фондов
- 2.2 Фонд социального страхования рф
- 2.3 Фонды обязательного медицинского страхования
- 36. Федеральный пенсионный фонд.