Государственная налоговая политика. Эффекты введения налогов.
Налоговую политику осуществляют органы государственной власти в соответствии со своей компетенцией. Если говорить о федеральном уровне власти, то наряду с высшими органами власти, в данном случае обладающими общей компетенцией, такими, как Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации и Правительство Российской Федерации, налоговую политику осуществляют и органы исполнительной власти, наделенные специальной компетенцией. Не умаляя значимости высших органов государственной власти в деле выработки стратегических позиций налоговой политики, следует признать, что непосредственно ее проводят и реализуют именно органы специальной компетенции, осуществляющие управление в сфере налогов и сборов. В данном случае управление как метод осуществления налоговой политики заключается в организующей и распорядительной деятельности соответствующих государственных органов, которая нацелена на создание совершенной системы налогообложения и основывается на познании и использовании объективных закономерностей ее развития. В этой связи следует принять во внимание, что управление налогообложением на федеральном уровне осуществляется органом исполнительной власти, выполняющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налоговой деятельности на территории Российской Федерации. Таковым в соответствии с п. 1 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 329 "О Министерстве финансов Российской Федерации" , является Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России). Этот федеральный орган исполнительной власти принимает соответствующие нормативные правовые акты, в т.ч. утверждающие формы налоговых деклараций, расчетов по налогам и порядок заполнения налоговых деклараций, осуществляет организацию распределения доходов от уплаты федеральных налогов и сборов между уровнями бюджетной системы.
В свою очередь, Минфин России осуществляет координацию и контроль деятельности находящейся в его ведении Федеральной налоговой службы (ФНС России). Это означает, что возглавляющий его министр осуществляет следующие по отношению к ФНС России функции:
- утверждает ее ежегодный план и показатели деятельности, а также отчет об их исполнении;
- вносит в Правительство Российской Федерации по представлению ее руководителя проект ее положения, предложения о предельной штатной численности, фонде оплаты труда работников; - вносит предложения по формированию федерального бюджета и ее финансированию; - вносит в Правительство Российской Федерации проекты нормативных правовых актов, относящихся к сферам ее деятельности; - во исполнение поручений Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации дает ей поручения и контролирует их исполнение; - имеет право отменить ее решение, противоречащее федеральному законодательству; - назначает на должность и освобождает от должности по представлению ее руководителя заместителей руководителя;
- назначает на должность и освобождает от должности по представлению ее руководителя руководителей ее территориальных органов. В соответствии с п. 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. N 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе" , ФНС России осуществляет функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей. В пределах предоставленных полномочий ФНС России: - ведет в установленном порядке учет всех налогоплательщиков; - осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов и сборов, а также пеней и штрафов; - принимает в установленном законодательством Российской Федерации порядке решения об изменении сроков уплаты налогов, сборов и пеней; - устанавливает (утверждает) формы: налогового уведомления; требования об уплате налога; заявления и уведомления о постановке на учет в налоговом органе; свидетельства о постановке на учет в налоговом органе; решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки; требования к составлению акта налоговой проверки; - разрабатывает формы и порядок заполнения расчетов по налогам, формы налоговых деклараций и иные документы в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, и направляет их для утверждения в Минфин России.
Определяя соотношение компетенции указанных федеральных органов исполнительной власти, следует согласиться с суждением, что в целом реализация правительственной налоговой политики закреплена за Минфином России. Однако опыт применения налогового законодательства формируется в налоговых органах . Помимо знания субъектов, осуществляющих налоговую политику от имени государства, как уже отмечалось, необходимым является также уяснение основных ее целей и направлений. В большинстве государств современная налоговая политика в целом строится в направлении постепенного ограничения налоговых притязаний, посредством сокращения общего числа налогов, снижения их размеров и упрощения соответствующих фискальных процедур. Хотя имеются и примеры иного рода, когда государства в силу различных причин ужесточают условия налогообложения, вводят новые налоги и повышают ставки имеющихся, сокращают число налоговых льгот. . Очевидно, что налоговая политика любого цивилизованного государства должна быть направлена на создание совершенной системы налогообложения, максимально отвечающей интересам как государства и общества, так и отдельно взятого налогоплательщика. Достижение этой цели возможно посредством совершенствования правового регулирования, которое в данном случае может затрагивать как отдельные элементы налоговой системы и сводиться лишь к незначительной корректировке механизмов налогообложения или системы налогового администрирования, так и приобретать всеобъемлющий характер. В последнем случае концентрированное выражение налоговой политики находит свое отражение в проводимых государством налоговых реформах.
- 1. Бюджетная система рф: понятие и структура.
- Бюджетная роспись: назначение и порядок составления.
- 3. Бюджетная классификация доходов и расходов.
- 4. Бюджетная классификация доходов и расходов.
- 5. Исполнение федерального бюджета по доходам.
- 6. Межбюджетный федерализм: понятие, виды, принципы построения бюджетного федерализма.
- Исполнение федерального бюджета по расходам.
- Кооперативная модель бюджетного федерализма.
- Ффпр: понятие, цели создания, методика расчета межбюджетных трансфертов.
- Модели взаимоотношений между бюджетами в рамках национальной бюджетной системы.
- Бюджетное планирование и прогнозирование: применяемые процедуры.
- 12.Управление государственными финансами: инструменты, методы, используемые модели.
- Процедура разработки проекта федерального бюджета на предстоящий период.
- Консолидированный бюджет: понятие, структура, назначение, основные пропорции.
- 16. Бюджетные чтения в Федеральном Собрании.
- 17. Федеральное казначейство: цели деятельности и полномочия.
- Налоги: понятие, виды принципы эффективной налоговой политики.
- Государственная налоговая политика. Эффекты введения налогов.
- 20.Государственный долг: понятие, виды, методы управления.
- Сбалансированность федерального бюджета. Бюджетный дефицит и способы его финансирования.
- Национальные фонды: понятие, цели формирования, источники средств.
- Профицит федерального бюджета: понятие, виды, методы управления.
- Государственные внебюджетные фонды: назначение и способы формирования.
- Национальный резервный фонд и Фонд национального благосостояния: назначение и способы управления.
- 28. Бюджетные мандаты субъектов рф.
- Источники доходов субфедеральных бюджетов.
- Контроль за исполнением бюджетов.
- 31. Полномочия органов бюджетного и финансового контроля.
- Цели деятельности и источники финансирования Федерального дорожного фонда.
- Целевые программы исполнения бюджета.
- 34. Процессы приватизации на современном этапе развития.
- Социальные внебюджетные фонды.
- 1.2 Правовые основы образования социальных внебюджетных фондов
- 2.2 Фонд социального страхования рф
- 2.3 Фонды обязательного медицинского страхования
- 36. Федеральный пенсионный фонд.