Исполнение федерального бюджета по расходам.
Исполнение бюджета по расходам осуществляется в установленном порядке соответствующим финансовым органом в соответствии с БКРФ.
В соответствии со ст. 219 БК РФ исполнение бюджетов по расходам предусматривает:
- принятие бюджетных обязательств;
- подтверждение денежных обязательств;
- санкционирование оплаты денежных обязательств;
- подтверждение исполнения денежных обязательств.
Также исполнение федерального бюджета по расходам осуществляется с применением лицевых счетов бюджетных средств, открываемым Федеральным казначейством для каждого главного распорядителя, распорядителя и получателя средств федерального бюджета. На лицевом счете отражается объем средств федерального бюджета, которыми располагает распорядитель либо получатель этих средств в процессе финансирования расходов федерального бюджета.
Важно отметить, что в соответствии с Бюджетным кодексом, основным инструментом организации бюджетного процесса, позволяющим соблюдать установленные законодателем бюджетные ограничения, продолжает оставаться сводная бюджетная роспись. Смысл новых подходов в использовании этого инструмента состоит в необходимости четкого разграничения полномочий финансового органа и главных распорядителей бюджетных средств [15, с. 6].
Сводная роспись составляется Министерством финансов Российской Федерации и утверждается Министром финансов Российской Федерации не менее чем за десять рабочих дней до начала текущего финансового года, за исключением случаев, предусмотренных статьями 190 и 191 Бюджетного кодекса Российской Федерации [3].
Министерство финансов Российской Федерации в течение двух рабочих дней со дня утверждения сводной росписи и лимитов бюджетных обязательств доводит до главных распорядителей (главных администраторов источников):
- показатели сводной росписи по соответствующему главному распорядителю (главному администратору источников),
- лимиты бюджетных обязательств, установленные Министром финансов Российской Федерации.
Министерство финансов Российской Федерации в течение двух рабочих дней со дня утверждения сводной росписи и лимитов бюджетных обязательств передает их Федеральному казначейству на бумажном и электронном носителях (в согласованных форматах файлов).
Федеральное казначейство в течение трех рабочих дней со дня получения сводной росписи, лимитов бюджетных обязательств и направляет главным распорядителям (главным администраторам источников) бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств в установленном порядке.
Бюджетная роспись составляется и утверждается главным распорядителем (главным администратором источников) в соответствии с показателями сводной росписи по соответствующему главному распорядителю (главному администратору источников).
Лимиты бюджетных обязательств распорядителей (получателей) средств федерального бюджета утверждаются в пределах, установленных для главного распорядителя лимитов бюджетных обязательств, в ведении которого они находятся.
Главные распорядители (главные администраторы источников) доводят показатели бюджетной росписи и лимиты бюджетных обязательств до соответствующих подведомственных распорядителей (получателей) средств федерального бюджета (администраторов источников) до начала текущего финансового года.
Доведение лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) главными распорядителями (главными администраторами источников) до находящихся в их ведении распорядителей и (или) получателей средств федерального бюджета (администраторов источников) осуществляется через органы Федерального казначейства в установленном порядке.
Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде) лимитов бюджетных обязательств.
Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.
Получатель бюджетных средств подтверждает обязанность оплатить за счет средств бюджета денежные обязательства в соответствии с платежными и иными документами, необходимыми для санкционирования их оплаты, а в случаях, связанных с выполнением оперативно-розыскных мероприятий, в соответствии с платежными документами [2].
Подтверждение исполнения денежных обязательств осуществляется на основании платежных документов, подтверждающих списание денежных средств с единого счета бюджета в пользу физических или юридических лиц, бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, субъектов международного права, а также проверки иных документов, подтверждающих проведение неденежных операций по исполнению денежных обязательств получателей бюджетных средств [2].
При этом объем расходуемых бюджетных средств не может превышать исполненных подтвержденных бюджетных обязательств.
К органам, осуществляющим исполнение федерального бюджета по расходам относятся:
- Министерство финансов Российской Федерации;
- Федеральное Казначейство;
- Центральный банк Российской Федерации;
- Счетная палата Российской Федерации;
- Федеральная служба финансово - бюджетного надзора;
- главные распорядители, распорядители и получатели средств федерального бюджета;
- главные распорядители, распорядители и получатели средств бюджета государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;
Министерство финансов Российской Федерации обладает следующими бюджетными полномочиями:
- организует исполнение федерального бюджета, устанавливает порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи федерального бюджета, бюджетных росписей главных распорядителей средств федерального бюджета и кассового плана исполнения федерального бюджета;
- устанавливает порядок составления и ведения бюджетных смет федеральных бюджетных учреждений;
- устанавливает порядок ведения сводного реестра главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, главных администраторов и администраторов доходов федерального бюджета, главных администраторов и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета;
- составляет и ведет сводную бюджетную роспись федерального бюджета и представляет ее в Федеральное казначейство;
- представляет в Федеральное казначейство лимиты бюджетных обязательств по главным распорядителям средств федерального бюджета;
- устанавливает порядок составления бюджетной отчетности федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и бюджетной отчетности Российской Федерации, представляет в Правительство Российской Федерации бюджетную отчетность Российской Федерации;
- осуществляет иные полномочия [2].
Федеральное казначейство обладает следующими бюджетными полномочиями:
- производит распределение доходов от налогов, сборов и иных поступлений с учетом возвратов (зачетов, уточнений) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации по нормативам, действующим в текущем финансовом году, установленным Бюджетным кодексом, законом о бюджете и иными муниципальными правовыми актами, и их перечисление на единые счета соответствующих бюджетов;
- открывает в Банке России и кредитных организациях счета по учету средств бюджетов бюджетной системы РФ и иные счета для учета средств, предусмотренных законодательством Российской Федерации, устанавливает режим этих счетов;
- устанавливает порядок кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
- устанавливает порядок открытия и ведения лицевых счетов главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;
- ведет сводный реестр главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;
- доводит до главных распорядителей средств федерального бюджета показатели сводной бюджетной росписи и лимиты бюджетных обязательств;
- доводит до распорядителей и получателей средств федерального бюджета распределенные главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета лимиты бюджетных обязательств;
- ведет учет операций по кассовому исполнению федерального бюджета, составляет и представляет в Министерство финансов Российской Федерации отчетность о кассовом исполнении федерального бюджета в соответствии с Бюджетным кодексом, иными актами бюджетного законодательства Российской Федерации;
- составляет на основании отчетности, представленной главными распорядителями средств федерального бюджета, главными администраторами доходов федерального бюджета, главными администраторами источников финансирования дефицита федерального бюджета, бюджетный отчет об исполнении федерального бюджета и представляет его в Министерство финансов Российской Федерации;
- осуществляет санкционирование оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета, лицевые счета которых открыты в Федеральном Казначействе;
- осуществляет иные полномочия [2].
Несмотря на переход к казначейской системе, Банк России является важным звеном в системе исполнения бюджета. Это вызвано тем, что процесс исполнения бюджета любого уровня предполагает участие банковской организации. В Федеральном законе «О Центральном банке РФ» предусмотрено, что ЦБ РФ без взимания комиссионного вознаграждения осуществляют операции с федеральным бюджетом и государственными внебюджетными фондами, с бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами [9].
Банк России осуществляет следующие бюджетные полномочия:
- совместно с Правительством РФ разрабатывает и представляет на рассмотрение Государственной Думы основные направления денежно - кредитной политики;
- обслуживает счета бюджетов;
- осуществляет функции генерального агента по государственным ценным бумагам РФ.
- оперативный контроль за исполнением федерального бюджета.
Немаловажным участником исполнения федерального бюджета является Счетная палата РФ. Счетная палата в процессе исполнения федерального бюджета контролирует полноту и своевременность денежных поступлений, фактическое расходование бюджетных ассигнований в сравнении с законодательно утвержденными показателями федерального бюджета, выявляет отклонения и нарушения, проводит их анализ, вносит предложения по их устранению [6]. Счетная палата ежеквартально по установленной форме представляет Федеральному Собранию Российской Федерации оперативный отчет о ходе исполнения федерального бюджета, в котором приводятся фактические данные о формировании доходов и произведенных расходах в сравнении с утвержденными федеральным законом о федеральном бюджете на текущий год показателями за истекший период, квартал. Счетная палата контролирует формирование и эффективность использования средств федеральных внебюджетных фондов и валютных средств, находящихся в ведении Правительства Российской Федерации [10, c 120].
Кроме того, к участникам исполнения федерального бюджета относится Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, являющаяся федеральным органом исполнительной власти и осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также функции органа валютного контроля. Данный орган осуществляет контроль и надзор за использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Службы и реализацию возложенных на Службу функций и иные функции [10, c. 145].
Следующим участником бюджетного процесса являются главные распорядители (распорядители) бюджетных средств. Главный распорядитель обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств; формирует перечень подведомственных ему распорядителей и получателей бюджетных средств; составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета; составляет бюджетную отчетность и иные полномочия.
Распорядитель бюджетных средств осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета; распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и (или) получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета; вносит предложения главному распорядителю бюджетных средств, в ведении которого находится, по формированию и изменению бюджетной росписи и иные полномочия [2].
Участниками бюджетного процесса также являются бюджетные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств. Получатели бюджетных средств составляют и исполняют бюджетную смету; принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства; обеспечивает результативность, целевой характер бюджетных ассигнований, составляет и представляет бюджетную отчетность соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств и иные полномочия.
Таким образом, мы рассмотрели особенности исполнения бюджета по расходам. Исполнение федерального бюджета по расходам осуществляется с применением лицевых счетов бюджетных средств, открываемым Федеральным казначейством для каждого главного распорядителя, распорядителя и получателя средств федерального бюджета. На лицевом счете отражается объем средств федерального бюджета, которыми располагает распорядитель либо получатель этих средств в процессе финансирования расходов федерального бюджета. Также были рассмотрены участники исполнения расходов федерального бюджета и их основные полномочия. луг, которые соответствуют перечисленным выше.
использования бюджетных средств для органов власти субъектов РФ и муниципальных образований, увязывающие полученный результат деятельности в части предоставления бюджетных услуг и
объем затраченных на эти цели средств. Показатели будут использоваться не только при формировании рейтинга регионов, характеризующего качество финансового менеджмента, но и смогут служить инструментом оценки деятельности главных распорядителей бюджетных средств в субъектах Федерации и муниципальных образованиях. Рейтинг качества управления региональными финансами подлежит обязательному опубликованию.
В качестве еще одной меры обеспечения проведения органами власти субъектов РФ ответственной финансовой политики предполагается снижение критерия для введения временной финансовой администрации в субъектах Федерации с 30% до 10% объема просроченной задолженности к объему собственных доходов бюджетов субъектов Российской Федерации.
Необходимо формирование системы стимулирования органов местного самоуправления к внедрению передовых процессов в области социально-экономического развития и управления общественными финансами. Для муниципальных образований в субъектах РФ должны быть установлены стимулы к повышению эффективности использования бюджета органов местного самоуправления в увеличении ходов местных бюджетов.
В этих целях Минфин России продолжит проведение федеральных конкурсов в сфере реформирования муниципальных финансов в рамках конкурсов реформирования региональных финансов и разработает рекомендации по проведению аналогичной работы в субъектах РФ.
Качество финансового менеджмента в муниципальных образованиях будет учитываться Минфином России при формировании рейтинга субъектов РФ, характеризующего качество финансового менеджмента в субъектах Федерации.
В последние годы Правительство РФ предприняло ряд важных шагов по реорганизации бюджетного процесса в рамках обширной реформы всего государственного управления. Улучшилось налоговое планирование, достигнута стабильность государственной финансовой системы. Началась работа по соотнесению планируемых расходов с приоритетными направлениями государственной политики, нацеленная на перенос акцента с контроля над затратами на достижение поставленных экономических и социальных целей [21, с. 12].
Одним из направлений бюджетной реформы в России является совершенствование бюджетного процесса на основе внедрения среднесрочного планирования и использования бюджетирования, ориентированного на результат [17, с. 69]. Задаче диверсификации экономики посвящен новый трехлетний бюджет РФ, который можно назвать бюджетом долгосрочной стабильности и предсказуемости, бюджетом диверсификации экономики. В Бюджетном послании Президента России Федеральному Собранию, в котором подводится итог предыдущих лет и задается курс на ближайшие три года и более долгосрочный период, отмечен ряд важнейших задач. Это превращение федерального бюджета в важнейший и эффективный инструмент макроэкономического регулирования. Снижение инфляции до 3-4% и удержание более стабильного курса рубля - важнейшие фундаментальные показатели российской экономики [13, с. 4].
Формирование бюджетного законодательства РФ как специфической отрасли права началось в 90-е г.г. прошлого века. Продолжается оно и сейчас - на нынешнем этапе бюджетной реформы, отличающейся тем, что объектом реформирования выступают одновременно и бюджетная система РФ, и бюджетный сектор экономики, преобразования в котором должны осуществляться одновременно и синхронно с изменениями в механизмах функционирования бюджетной системы РФ. Именно бюджетное законодательство призвано регламентировать не только процессы формирования и порядок распределения бюджетных средств в рамках бюджетной системы страны, но и механизм расходования полученных средств в границах бюджетного сектора экономики, причем вне зависимости от того, к какой конкретной отрасли экономики относится бюджетополучатель и в какой конкретной организационно-правовой форме он функционирует [16, с. 3].
Важными направлениями совершенствования бюджетного законодательства является разработка и принятие нормативных актов, регламентирующих порядок оценки эффективности бюджетных расходов и процедуры контроля за эффективностью затрат. Создание нормативно-правовой базы, позволяющей оценивать и контролировать эффективность государственных расходов, имеет огромное значение. Оно определяется тем, что:
- во-первых, бюджетный сектор занимает высокий удельный вес в составе российской экономики, причем бюджетные расходы постоянно увеличиваются;
- во-вторых, в настоящее время ведется активный поиск наиболее результативных методов реформирования государственных расходов в целях нахождения наиболее эффективных форм финансирования бюджетных затрат [16, с. 9].
Необходимо отметить, что одной из задач правового и методологического обеспечения бюджетного процесса является повышение эффективности формирования и расходования бюджетных средств в интересах общества, т.е. получение наибольшего объема общественных благ в условиях ограниченности финансовых ресурсов, консолидируемых в бюджете. Это предполагает выполнение, по крайней мере, трех основных условий:
- формирование перечня мероприятий, финансируемых из бюджета, в соответствии со степенью их полезности (востребованности обществом);
- предотвращение расходов, сверх минимально необходимых для выполнения мероприятий, финансируемых из бюджета;
- наличие эффективной системы общественного контроля и воздействия на субъекты, принимающие решения в рамках бюджетного процесса [20, с. 16].
показатели оценки эффективности
- 1. Бюджетная система рф: понятие и структура.
- Бюджетная роспись: назначение и порядок составления.
- 3. Бюджетная классификация доходов и расходов.
- 4. Бюджетная классификация доходов и расходов.
- 5. Исполнение федерального бюджета по доходам.
- 6. Межбюджетный федерализм: понятие, виды, принципы построения бюджетного федерализма.
- Исполнение федерального бюджета по расходам.
- Кооперативная модель бюджетного федерализма.
- Ффпр: понятие, цели создания, методика расчета межбюджетных трансфертов.
- Модели взаимоотношений между бюджетами в рамках национальной бюджетной системы.
- Бюджетное планирование и прогнозирование: применяемые процедуры.
- 12.Управление государственными финансами: инструменты, методы, используемые модели.
- Процедура разработки проекта федерального бюджета на предстоящий период.
- Консолидированный бюджет: понятие, структура, назначение, основные пропорции.
- 16. Бюджетные чтения в Федеральном Собрании.
- 17. Федеральное казначейство: цели деятельности и полномочия.
- Налоги: понятие, виды принципы эффективной налоговой политики.
- Государственная налоговая политика. Эффекты введения налогов.
- 20.Государственный долг: понятие, виды, методы управления.
- Сбалансированность федерального бюджета. Бюджетный дефицит и способы его финансирования.
- Национальные фонды: понятие, цели формирования, источники средств.
- Профицит федерального бюджета: понятие, виды, методы управления.
- Государственные внебюджетные фонды: назначение и способы формирования.
- Национальный резервный фонд и Фонд национального благосостояния: назначение и способы управления.
- 28. Бюджетные мандаты субъектов рф.
- Источники доходов субфедеральных бюджетов.
- Контроль за исполнением бюджетов.
- 31. Полномочия органов бюджетного и финансового контроля.
- Цели деятельности и источники финансирования Федерального дорожного фонда.
- Целевые программы исполнения бюджета.
- 34. Процессы приватизации на современном этапе развития.
- Социальные внебюджетные фонды.
- 1.2 Правовые основы образования социальных внебюджетных фондов
- 2.2 Фонд социального страхования рф
- 2.3 Фонды обязательного медицинского страхования
- 36. Федеральный пенсионный фонд.