logo
Otvety_Kuznetsova

6. Межбюджетный федерализм: понятие, виды, принципы построения бюджетного федерализма.

Бюджетный федерализм – способ построения МБО, обеспечивающий ведущую роль ФБ при высокой степени самостоятельности территориальных бюджетов.

К осн. принципам Б.ф. относятся:

равноправие всех членов федерации в их взаимоотношениях с центром;

разграничение сфер деятельности и ответственности между центром и членами федерации;

самостоятельность органов власти каждого уровня при разработке бюджетов и их ответственности за сбалансированность своего бюджета, бюджетную обеспе­ченность на базе налогового потенциала соответств. территории при предоставлении им необходимых прав в области налогообложения;

единство общегос.  интересов и интересов населения, проживающего на территории регионов и муницип. образований, по бюджетным вопросам;

сочетание ин­тересов народов многонациональной федерации при формировании и осуществлении бюджетной полити­ки гос-ва.

К федеративным гос-вам, где в той или иной степени реализуется Б.ф., относятся: Швейцария, Германия, США, Канада, Российская Федерация, Австрия, Бель­гия, Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Мексика, Ма­лайзия, Пакистан, Объединенные Арабские Эмираты, Нигерия, Австралия.

В федеративных государствах особенности механиз­ма М.о. в значит, степени зависят от выбора модели бюджетного федерализма.

Если в Германии применя­ется кооперативная модель, для к-рой характерны 1) ак­тивная политика федер. центра по горизонтальному бюджетному выравниванию, 2) ограничение самостоятельности реги­он. властей в области налогообложения, и 3) высокая степень перерас­пределения финанс. ресурсов между уровнями бюджет­ной системы, то в США используется децентрализованная модель классич. бюджетного федерализма, когда 1) приори­тет отдается автономии и самостоятельности территориальных образований (штатов), конкуренции между ними, 2) каждый уровень вла­сти имеет свои «непересекающиеся» налоги, и 3) объем перераспределяемых средств между бюджетами разных уровней относительно не­велик.

В ряде стран используются в той или иной сте­пени отд. элементы обеих моделей. В нек-рых странах федеративного типа наряду с раз­дельными налогами, каждый из к-рых направляется только в бюджет того или иного уровня, применяют­ся совместные налоги. Они в той или иной степени участвуют в формировании доходов бюджетов разных уровней (Канада, Австрия, Германия и др.). В Канаде к совместным налогам, разграниченным на постоян­ной основе, относятся подоходный налог с физичес­ких лиц, налог на доход корпораций, налог на товары и услуги (аналог НДС), акцизы, импортные пошлины. В Австрии более 10 видов налогов, включая подоход­ный налог с физических лиц, НДС, налог на нефть, налог на алкогольную продукцию, распределяются (в процентных долях) на временной основе (на 5 лет). Большинство из них перечисляется во все три уровня бюджетов.

В отд. странах распределение (перераспре­деление) соответств. налога между федер. бюджетом и бюджетами регионов осуществляется после предварит. централизации на федер. уровне всей его массы, состоящей из поступлений со всех территорий. Лишь затем по формуле происходит перераспределение на­лога между бюджетами регионов. В частности, в Гер­мании пропорции распределения общей массы НДС между федеральным бюджетом и бюджетами всех зе­мель устанавливаются на относительно длительный период. Но годовое регулирование в разрезе земель производится по нормативу, определяемому в расчете на одного жителя в среднем по всем землям и числен­ности населения каждой земли, т.е. дифференциро­ванно.

Россия входит в число асимметричных федераций. Принцип равенства прав субъектов РФ, зафиксир. в Кон­ституции РФ, не исключает различия в степени соответствия этих прав реально сложившимся историч., социально-экономич. и политич. условиям функцио­нирования субъектов РФ. Это предопределяет объек­тивное требование - учитывать их в межбюджетных отношениях. Однако при всех различиях в межбюдж. отношениях, складывающихся между отд. субъектами РФ с федер. центром, они не должны противоречить интересам др. субъектов РФ и Российской Федерации в целом. Поэтому асимметричность федерации не оз­начает отклонения от принципов федерализма.

Для классических федераций характерен высокий уро­вень автономии отд. государственно-территориальных образований. Такая автономия не противоречит, а, наоборот, отвечает задаче обеспечения целостности страны. В то же время для сохранения единства феде­ративного гос-ва высокая степень автономии субъек­тов федерации и соответственно их бюджетов должна иметь определ. пределы, иначе может последовать рас­пад федерации. Не является отступлением от принци­пов федерализма разная степень автономии субъектов федерации, если она вызвана объективными причина­ми. Так, в Канаде особый статус получила провинция Квебек. В Австралии особые налоговые привилегии (спец. налоговый режим) предоставлены Северной Территории - с ней федеральный центр заключил спец. бюджетное соглашение. В США особые привилегии в разграничении налогов получил штат Аляска, когда возникла необходимость выровнять его социально-экономическое развитие до среднего по стране уровня (после того как поставл. задача была решена, попыт­ки федерального центра устранить предоставл. Аляс­ке привилегии оказались безуспешными, т.к. это не было заранее обусловлено договором).

Для федерации договорные отношения имеют важное значение: един­ство федеративного гос-ва обеспечивается не силой, а взаимовыгодой. (Особый статус имеют и нек-рые ад­министративно-территориальные образования в уни­тарных гос-вах: Шотландия и Северная Ирландия в Великобритании, Страна Басков и Каталония в Испа­нии и др.). В связи с тем, что в Конституции РФ преду­смотрено большое число предметов совместного ве­дения (их 40 согласно ст. 72), правовое регулирование по ним, включая и распределение бюдж. ресурсов, может осуществляться на договорной основе и через федеральные законы.