logo search
otvety_po_finansam

6. Принципы функционирования бюджетной системы

В июне 2001 года Верховной Радой Украины был принятый Бюджетный кодекс, который определил основные принципы бюджетной системы Украины, ее структуру, принципы и правовые аспекты функционирования.

Бюджетная система Украины представляет собой совокупность Государственного и местных бюджетов (их в Украине больше 10 тысяч), построенную из учета экономических отношений, государственного и административно-территориального устройств. В унитарных государствах бюджетная система составляется с двух звеньев: центрального бюджета и местных бюджетов. В федеральных странах к этим звеньям добавляются еще бюджеты членов федераций.

Совокупность всех бюджетов, которые входят в состав бюджетной системы Украины, является сведенным бюджетом Украины. Сведенный бюджет используется для реализации принципов государственного регулирования экономического и социального развития Украины.

Бюджетное устройство это организация и принципы построения бюджетной системы , ее структуры, взаимосвязь между отдельными звеньями бюджетной системы. Бюджетное устройство Украины определяется с учетом государственного устройства и административно-территориального деления Украины.

Бюджетная система Украины основывается на таких принципах:

1)      принцип единства бюджетной системы Украины обеспечивается единой правовой базой, единой денежной системой, единым регулированием бюджетных отношений, единой бюджетной классификацией, единством порядка выполнения бюджетов и ведение бухгалтерского учета и отчетности;

2)      принцип сбалансированности – полномочия на осуществление расходов бюджета должны отвечать объему поступлений в бюджет на соответствующий бюджетный период;

3)      принцип самостоятельности обеспечивается упрочением за бюджетами соответствующих источников доходов, правом соответствующих органов государственной власти, органов власти АР Крым и органов местного самоуправления на определение направлений использования средств согласно законодательству Украины, правом Верховной Рады АР Крым и соответствующих советов самостоятельно и независимо одно от одного рассматривать и утверждать соответствующие бюджеты;

4)      принцип полноты – в состав бюджетов подлежат включению все поступления и расходы бюджетов, которые осуществляются согласно нормативно-правовым актам органов государственной власти, органов власти АР Крым, органов местного самоуправления;

5)      принцип обоснованности – бюджет формируется на реалистических макропоказателях экономического и социального развития государства и расчетах поступлений в бюджет и расходы бюджета, которые осуществляются согласно утвержденным методикам и правилам;

6)       принцип эффективности – при составлении и выполнении бюджетов все участники бюджетного процесса должны стремиться достижение запланированных целей при привлечении минимального объема бюджетных средств и достижения максимального результата при использовании определенного бюджетом объема средств;

7)      принцип субсидиарности – распределение видов расходов между государственным бюджетом и местными бюджетами, а также между местными бюджетами должен основываться на максимально возможном приближении предоставления общественных услуг к ним непосредственного потребителя;

8)      принцип целевого использования бюджетных средств – бюджетные средства используются только на целые, определенные бюджетным назначением;

9)      принцип справедливости и беспристрастности – бюджетная система Украины строится на началах справедливого и непредубежденного распределения общественного богатства между гражданами и территориальными общинами;

10)   принцип публичности и прозрачности – Государственный бюджет Украины и местные бюджеты утверждаются, а решение относительно отчета о них выполнения принимаются, соответственно, Верховной Радой Украины, Верховной Радой АР Крым и местными советами;

11)   принцип ответственности участников бюджетного процесса – каждый участник бюджетного процесса несет ответственность за свои действия или бездеятельность на каждой стадии бюджетного процесса.

Сосредоточение финансовых ресурсов в бюджетах разных уровней позволяет соответствующим органам государственной власти и управления иметь финансовую базу для осуществления своих полномочий. При этом очень важно, чтобы доходная и расходная части бюджетов по своему составу находились в полном соответствии с размежеванием функций органов государственной власти по уровням управления, а проблема бюджетных взаимоотношений центра и регионов успешно решалась. Дело в том, что роль местных органов власти в регулировании экономических процессов и решении социальных проблем значительно возросла, а их функции существенно расширились. Конечно, в условиях перехода к рыночной экономике меняются направления вложения бюджетных средств и методы бюджетного действия.

Организация взаимоотношений между бюджетами предусматривает выделение их направлений, видов и форм. По направлениям взаимоотношения между бюджетами делятся на вертикальные – между бюджетами разных уровней, и горизонтальные – между бюджетами одного уровня ( в Украине только вертикальные).

Виды взаимоотношений: регламентированные законодательными и инструктивными документами; договорные – на основании соглашения между соответствующими органами власти или управление.

Формы взаимоотношений: субсидирование, изъятие средств, взаимные расчеты, бюджетные ссуды.

Субсидирования – это выделения средств из бюджетов высшего уровня бюджетам низшего уровня. Виды субсидирования: субсидии, субвенции, дотации. Дотации – средства, которые предоставляются данному бюджета из бюджета высшего уровня в порядке бюджетного регулирования без целевого назначения для финансирования решения вопросов местного значения. Субвенции – это денежные средства, которые выделяются данному бюджета на конкретные цели и на определенный срок из бюджета высшего уровня, и которые подлежат возвращению в случае недоиспользования их по целевому назначению в установленные сроки.

Изъятие средств – передача средств из бюджетов низшего уровня в бюджеты высшего уровня.

Взаимные расчеты – передача средств из одного бюджета к другому в связи с перераспределением между ними доходов или расходов после утверждения бюджета.

Бюджетные ссуды – временная передача средств с одного бюджета к другому в связи с возникновением временного кассового разрыва (несовпадение во времени финансирования расходов и поступление доходов).