Бизнес-план в системе планирования на предприятии Виды планов предприятия
Планирование как основной процесс управления включает разработку и реализацию средств воздействия: концепцию, прогноз, программу, план.
Система планов на предприятии может быть систематизирована по таким основным классификационным признакам как:
1) по содержанию: технико-экономические, оперативно-производственные, организационно-технические, социально-трудовые, снабженческо-сбытовые, финансовые, бизнес-планирование, стратегическое, программное и другие;
2) по уровню управления: корпоративное и заводское (на высшем уровне управления), цеховая система планирования (на среднем уровне), производственная (на нижнем), которая охватывает участки, бригады и рабочее место;
3) по методам обоснования: системы рыночного, индикативного и административного или централизованного планирования;
4) по времени охвата: краткосрочные или текущие, среднесрочные и долгосрочные или перспективные;
5) по сфере применения: межцеховые, внутрицеховые, бригадные и индивидуальные;
6) по стадиям разработок: предварительные (на этапе которых разрабатываются проекты планов) и окончательные;
7) по степени точности: уточненные и укрупненные.
Точность планов в основном зависит от применяемых методов, нормативных материалов, сроков планирования и от уровня квалификации разработчиков планов;
8) по типам целей: оперативные, тактические, стратегические и нормативные.
Рассмотрим некоторые из них.
Стратегический план выражен стратегией корпорации. Разрабатывается он на уровне высшего звена управления и обычно не содержит количественных показателей. Продолжительность планового периода, который охватывает стратегическое планирование, составляет, как правило, 10-15 лет. Выбор такой длительности обуславливается рядом причин, и прежде всего тем, что за этот период обычно происходят сменяемость основных фондов, кардинальные изменения в науке и технике, изменение вкусов населения в сторону новых видов продуктов и услуг и т.д.
Стратегическое планирование базируется с одной стороны на целях и задачах, поставленных в ходе разработки стратегии, а с другой - на основе проведения прогнозов по различным областям общественного развития (экономика, наука, техника и технология я т.д.).
Оно ставит целью дать комплексное научное обоснование проблем, с которыми может столкнуться фирма в предстоящем периоде, и не этой основе разработать показатели развития фирмы на плановый период.
В основу при разработке плана кладется:
- анализ перспектив развития фирмы;
- анализ позиций в конкурентной борьбе;
- выбор стратегии и определение приоритетов по конкретным видам деятельности;
- анализ направлений диверсификации.
Ниже представлена схема стратегического планирования, которая демонстрирует связь перспектив и целей между собой для выработки стратегии. Текущие программы (бюджеты) ориентируют оперативные подразделения фирмы в их повседневной работе, направленной на обеспечение текущей рентабельности, стратегические программы и бюджеты закладывают основы будущей рентабельности, что требует создания специальной системы исполнения, построенной на управлении проектами.
На базе стратегического планирования осуществляется долгосрочное планирование на ближайшие 3-5 лет. В нем установки, сделанные в стратегическом планировании, как бы получают свое экономическое обоснование и уточнение с учетом тенденций развития хозяйственной ситуации на ближайшие 3-5 лет.
На основе этих планов проводится краткосрочное планирование. Его конкретным выражением являются планы развития от 1 до 3 лет. Их особенность состоит в том, что показатели ближайшего года корректируются ежеквартально, а второго и третьего годов - каждые полгода или ежегодно. Это делается для того, чтобы плановые показатели полнее отражали происходящие изменения в среде (экономика, политика, техника, конкуренция и т.д.) и в результате повышалась бы действенность составляемых планов.
Среднесрочные планы охватывают пятилетний срок, как наиболее удобный для обновления производственного аппарата и ассортимента продукции. В них формируются основные задачи на установленный период, например, производственная стратегия фирмы, стратегия сбыта, финансовая стратегия и т.п. Среднесрочные планы предусматривают разработку в определенной последовательности мероприятий, направленных на достижение целей, намеченных долгосрочной программой развития.
Среднесрочный план обычно содержит количественные показатели. В нем приводятся детальные сведения о продуктах, капиталовложениях, источниках финансирования. Он разрабатывается в производственных отделениях.
Основным видом среднесрочных планов является бизнес-план, который имеет ряд особенностей, раскрываемых ниже.
В силу динамичности процессов, происходящих в деятельности предприятия и страны, необходимо осуществлять текущее планирование. Его результатом являются краткосрочные планы (как правило, на год) с учетом и текущих тенденций спроса и предложения. Как уже было сказано, в них показатели устанавливаются на год с разбивкой по кварталам. Эти планы являются скользящими, т.е. на первые 3 месяца показатели устанавливаются жесткие, неизменные, а в последующие 9 месяцев их корректируют по мере изменения ситуации. По сравнению с краткосрочными планами они являются более детальными, особенно в части движения производства и запасов товарно-материальных ценностей, ценообразования, издержек производства и т.д. По сути, в них увязываются задачи различных служб предприятия.
Текущее планирование заключается в основном в определении промежуточных целей на пути достижения стратегических целей и задач. При этом детально разрабатываются средства и способы решения задач, использование ресурсов, внедрение новой технологии.
Текущее планирование осуществляется путем детальной разработки (обычно на год) оперативных планов для компании в целом и ее отдельных подразделений. Основными звеньями текущего плана являются календарные планы, период действия которых составляет, как правило, 10 дней. Это, по существу, программы движения продукта и всех факторов производства с указанием конкретных дат и служб, отвечающих за тот или иной вид деятельности.
- Курсовая работа
- Введение
- Бизнес-план в системе планирования на предприятии Виды планов предприятия
- Назначение бизнес-плана
- Классификация бизнес-планов
- Структура и методические основы разработки бизнес-планов Содержание и разделы бизнес-планов
- Планирование производства
- Планирование финансовых результатов
- 2. Анализ положения дел в отрасли
- 3. Производственный план
- 4. Маркетинговый план
- Объемы экспортных операций с лесо- и пиломатериалами в первой половине 1999 года.
- 5. Организационный план
- 6. Финансовый план
- Потребность в капитальных вложениях согласно проектно-сметной документации
- Инвестиции (в период эксплуатации и строительства)
- Источники средств (на начало реализации проекта)
- Производство и реализация продукции
- Численность работающих, расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды
- Затраты на производство и сбыт продукции (на годовой объем)
- Амортизационные отчисления
- Финансовые результаты производственной и сбытовой деятельности (на годовой объем)
- План денежных поступлений и выплат
- Бюджетный эффект от реализации проекта
- Заключение
- Список использованной литературы