Социальные внебюджетные фонды.
Государственные внебюджетные фонды являются составной частью финансовой системы Российской Федерации.
Государственный внебюджетный фонд - это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан и удовлетворения некоторых потребностей социального и экономического характера. Однако обособленность государственных внебюджетных фондов не исключает в необходимых случаях консолидирования их в государственный бюджет. [2]
Внебюджетные фонды обладают рядом особенностей:
· Запланированы органами власти и управления и имеют строго целевую направленность;
· Денежные средства фондов предназначены для финансирования расходов, не включенных в бюджет;
· Взносы в фонды и взаимоотношения, возникающие при их уплате, имеют налоговую политику;
· Формируются за счет специальных отчислений юридических и физических лиц;
· На отношения, связанные с исчислением, уплатой и взысканием взносов, распространяется большинство норм и положений Налогового кодекса РФ;
· Денежные ресурсы фондов находятся в собственности государства, не входят в состав бюджетов различных уровней, не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом;
· Расходование средств фондов осуществляется по распоряжению Правительства РФ или специально уполномоченных органов;
· Из внебюджетных фондов могут предоставляться субвенции для привлечения дополнительных средств на финансирование инвестиционных проектов, программ. [13, 54]
Внебюджетные фонды - одна из форм перераспределения и использования национального дохода государства на определенные социальные и экономические цели.
Необходимость государственных внебюджетных фондов заключается в следующем.
Переход к рыночным отношениям в нашей стране осложняется глубоким кризисом, который поразил все сферы и отрасли экономики, привел к спаду промышленного и сельскохозяйственного производства. Объем промышленного и сельскохозяйственного производства за 90-е годы ХХ в. в России упал более чем в два раза; объем ВВП сократился почти в два раза.
Кризис произошел и в финансовой области: возрастали темпы инфляции, внутренний и внешний долг страны. Шло неуклонное снижение реальных денежных доходов населения. Особенно ощутимое их падение произошло в результате августовского кризиса 1998 г. Восстановить дореформенный уровень жизни населения России в 2001-2005 гг. не удалось. В настоящее время совокупные денежные доходы россиян, рассчитанные Правительством РФ по методике ООН, составляет менее 10% аналогичного показателя США.[12, 201]
Задача общества - поддержать существование лиц, нуждающихся в помощи.
В этой связи существует реальная потребность в целевых финансовых ресурсах и целесообразность их концентрации на государственном и территориальном уровнях.
Наиболее известной формой организации государственных финансовых ресурсов выступает государственный бюджет (федеральный, региональный и местные).
Вместе с тем ограниченность оборотных финансовых ресурсов вызывает необходимость параллельного накопления и использования целевых фондов для финансирования государственных расходов.
Практика финансирования государственных расходов из целевых социальных внебюджетных фондов достаточно широко распространена в зарубежных странах.
С помощью государственных социальных целевых внебюджетных фондов можно решать ряд задач:
- оказывать социальную помощь и услуги населению путем выплаты денежных пособий, единовременной помощи;
- обеспечивать восстановление и сохранение трудоспособности человека;
- оказывать социальные услуги населению путем финансирования учреждений социальной инфраструктуры;
- финансировать пенсионное обеспечение.
Источники финансирования социальных внебюджетных фондов имеют как относительно постоянный, так и временной характер в зависимости от экономического и финансового состояния страны.
- 1. Бюджетная система рф: понятие и структура.
- Бюджетная роспись: назначение и порядок составления.
- 3. Бюджетная классификация доходов и расходов.
- 4. Бюджетная классификация доходов и расходов.
- 5. Исполнение федерального бюджета по доходам.
- 6. Межбюджетный федерализм: понятие, виды, принципы построения бюджетного федерализма.
- Исполнение федерального бюджета по расходам.
- Кооперативная модель бюджетного федерализма.
- Ффпр: понятие, цели создания, методика расчета межбюджетных трансфертов.
- Модели взаимоотношений между бюджетами в рамках национальной бюджетной системы.
- Бюджетное планирование и прогнозирование: применяемые процедуры.
- 12.Управление государственными финансами: инструменты, методы, используемые модели.
- Процедура разработки проекта федерального бюджета на предстоящий период.
- Консолидированный бюджет: понятие, структура, назначение, основные пропорции.
- 16. Бюджетные чтения в Федеральном Собрании.
- 17. Федеральное казначейство: цели деятельности и полномочия.
- Налоги: понятие, виды принципы эффективной налоговой политики.
- Государственная налоговая политика. Эффекты введения налогов.
- 20.Государственный долг: понятие, виды, методы управления.
- Сбалансированность федерального бюджета. Бюджетный дефицит и способы его финансирования.
- Национальные фонды: понятие, цели формирования, источники средств.
- Профицит федерального бюджета: понятие, виды, методы управления.
- Государственные внебюджетные фонды: назначение и способы формирования.
- Национальный резервный фонд и Фонд национального благосостояния: назначение и способы управления.
- 28. Бюджетные мандаты субъектов рф.
- Источники доходов субфедеральных бюджетов.
- Контроль за исполнением бюджетов.
- 31. Полномочия органов бюджетного и финансового контроля.
- Цели деятельности и источники финансирования Федерального дорожного фонда.
- Целевые программы исполнения бюджета.
- 34. Процессы приватизации на современном этапе развития.
- Социальные внебюджетные фонды.
- 1.2 Правовые основы образования социальных внебюджетных фондов
- 2.2 Фонд социального страхования рф
- 2.3 Фонды обязательного медицинского страхования
- 36. Федеральный пенсионный фонд.