Виды финансового контроля и органы, его осуществляющие. Государственный, внутрифирменный и независимый (аудит) контроль
Финансовый контроль подразделяется на несколько видов по разным основаниям.
В зависимости от времени проведения он может быть предварительным, текущим и последующим. Такие виды контроля свойственны деятельности всех контролирующих органов.
Предварительный финансовый контроль осуществляется до совершения операций по образованию, распределению и использованию денежных фондов. Поэтому он имеет важное значение для предупреждения нарушений финансовой дисциплины.
Текущий (оперативный) финансовый контроль — это контроль, осуществляемый в процессе совершения денежных операций (в ходе выполнения финансовых обязательств перед государством, получения и использования денежных средств для административно-хозяйственных расходов и т. д.).
Последующий финансовый контроль — это контроль, осуществляемый после совершения финансовых операций (после исполнения доходной и расходной частей бюджета и т. п.). В этом случае определяется состояние финансовой дисциплины, выявляются ее нарушения, пути предупреждения и меры по их устранению.
Можно выделить обязательный и инициативный финансовый контроль. Обязательный проводится:
в силу требований законодательства;
по решению компетентных государственных органов.
Возможны и другие основания классификации финансового контроля, в частности, в зависимости от органов (субъектов), осуществляющих его. В этом случае выделяется финансовый контроль:
представительных органов государственной власти и местного самоуправления;
президента;
исполнительных органов власти общей компетенции;
ведомственный и внутрихозяйственный;
общественный;
аудиторский.
Ведомственный контроль, осуществляемый министерством, ведомством за деятельностью входящих в их систему учреждений и организаций, имеет много общего с контролем, который производится в системе общественных организаций или религиозных организаций. Близок к ним и контроль, осуществляемый хозяйствующим субъектом, не входящим в какую-либо систему. Указанный контроль целесообразно обозначить как внутренний или внутрисистемный.
Представляется необходимым в условиях развития местного самоуправления выделить в качестве самостоятельного вида финансового контроля контроль, осуществляемый представительными и исполнительными органами местного самоуправления.
Государственный контроль осуществляется федеральными органами законодательной власти, федеральными органами исполнительной власти, в том числе специально созданными органами исполнительной власти. Большое значение для развития государственного финансового контроля имеет Указ Президента РФ «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в РФ» от 25 июля 1996 г. Данным Указом установлено, что в РФ государственный контроль включает в себя контроль за исполнением федерального бюджета и бюджета федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ. Одновременно в соответствии с установленным законодательством РФ разграничением функций и полномочий указываются конкретные субъекты государственного финансового контроля: Счетная палата РФ, Центральный банк РФ, Минфин РФ (Федеральная служба страхового надзора, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора и Федеральная служба по финансовому мониторингу), Федеральная таможенная служба РФ, контрольно-ревизионные органы федеральных органов исполнительной власти, иные органы, осуществляющие контроль за поступлением и расходованием средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов. Было признано необходимым проведение не реже одного раза в год соответствующими контрольными и финансовыми органами комплексных ревизий и тематических проверок поступления и расходования бюджетных средств не только в федеральных органах исполнительной власти, но и на предприятиях и в организациях, использующих средства федерального бюджета.
Государственный контроль осуществляют также органы представительной (законодательной) и исполнительной власти субъектов РФ.
Внутренний (внутрисистемный) финансовый контроль. Данный вид финансового контроля осуществляется в министерствах, комитетах, в других органах исполнительной власти, общественных и религиозных организациях руководителями соответствующих образований и специально созданными в данных системах контрольно-ревизионными подразделениями, которые подчиняются, как правило, непосредственно руководителю министерства, комитета, иного органа исполнительной власти или соответствующему органу общественной или религиозной организации. Контрольно-ревизионная служба системы органов внутренних дел проводит ревизии финансово-хозяйственной деятельности подразделений министерства, состоящих на федеральном бюджете, не реже одного раза в два года. Внеплановые ревизии происходят по указанию вышестоящих по отношению к ревизуемому подразделению руководителей, решению судебно-следственных органов, при ликвидации подразделения, смене его руководителя или начальника финансовой службы. Срок ревизии не может превышать 40 дней. Продление этого срока допускается с разрешения руководителя, назначившего ревизию.
- Вопросы к экзамену
- 080100.62 Экономика/Финансы и кредит/Экономика предприятий и организаций
- Распределительная функция
- Контрольная функция
- Стимулирующая функция
- Виды систем налогообложения[править | править вики-текст]
- Финансовая система рф, ее сущность, звенья финансовых отношений. Подсистемы финансов.
- Финансовая политика рф, ее задачи на современном этапе. Финансовая политика государства на современном этапе
- Понятие налога на прибыль – это прямой налог, его величина прямо зависит от конечных финансовых результатов деятельности организации.
- Ставки налога
- Налогоплательщики
- Налог на прибыль предприятий, учреждений, организаций: объекты налогообложения, льготы по налогу, ставки, порядок уплаты.
- Состав подакцизных товаров
- Плательщики акциза
- Объект налогообложения
- Операции, освобождаемые от налогообложения
- Ставки акцизов
- Налоговая база
- Порядок исчисления акцизов
- Сроки уплаты акцизов и предоставления отчетности
- Налог на добавленную стоимость
- Объекты налога на добавленную стоимость
- Налоговые органы рф
- Основные задачи Федеральной налоговой службы:
- Федеральная налоговая служба осуществляет следующие полномочия:
- Налоговые органы вправе:
- Федеральная налоговая служба как субъект государственного финансового контроля
- Федеральная налоговая служба, осуществляя свою главную задачу, выполняет следующие функции:
- Организация, порядок банковского кредитования. Организация банковского кредитования
- Финансовый контроль в Российской Федерации
- Понятие финансового контроля, его принципы и задачи. Роль финансового контроля в социально-экономических преобразованиях
- Виды финансового контроля и органы, его осуществляющие. Государственный, внутрифирменный и независимый (аудит) контроль
- Основные задачи данного контроля:
- Сущность и задачи финансового контроля
- Министерство финансов рф как субъект финансового контроля
- Федеральная налоговая служба как субъект государственного финансового контроля
- Методы финансового контроля
- Виды финансового контроля
- Бюджет и бюджетное устройство рф, уровни, принципы бюджетной системы. Бюджетная система Российской Федерации
- 4.1. Сущность и принципы построения бюджетной системы рф
- 4.2. Бюджетная классификация
- Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов рф
- Классификация государственных долгов рф и субъектов рф
- Основные и оборотные фонды предприятия, их классификация.
- Глава 1. Основные фонды предприятий
- Глава 2. Капитальные вложения и источники их финансирования
- Глава 3. Оборотные средства предприятий
- Финансовый план предприятия, его содержание.
- Баланс предприятия
- Бюджет предприятия
- Виды финансовых планов
- Оперативный план
- Прибыль: источники образования, виды прибыли, их расчет, факторы, влияющие на величину прибыли, функции прибыли в торговле.
- Значение и использование чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.
- Содержание бизнес-плана
- 1. Обзорный раздел (резюме)
- 2. Описание предприятия:
- 3. Описание продукции или услуг:
- 4. Анализ рынка и маркетинговая стратегия.
- 5. Производственный план
- 6. График выполнения работ
- 7. Управление и организация
- 8. Финансовый план
- 9. Оценка рисков
- Финансы коммерческих предприятий и организаций: сущность, функции, принципы организации финансов, их характеристика.
- Глава 2. Финансы коммерческих организаций и предприятий
- Глава 3. Прибыль и рентабельность коммерческих предприятий
- Финансы некоммерческих предприятий и организаций: сущность, функции, принципы организации финансов, их характеристика.
- Финансы профессиональных игроков финансового рынка: сущность, функции, принципы организации финансов, их характеристика.
- Налогообложение доходов от предпринимательской деятельности, показатели, порядок уплаты налога. Единый налог на вмененный доход
- 1.3. Государственные расходы, их экономическое и социальное значение.
- Начисление и декларирование
- Кредитный договор, его содержание.
- Расчет необходимого прироста оборотных средств
- Понятие и типы портфеля ценных бумаг. Виды ценных бумаг
- Основные методы финансового планирования