Управление государственным долгом
Под управлением государственным долгом в широком смысле понимается формирование одного из направлений экономической политики государства, связанной с его деятельностью в качестве заемщика. Внешний долг России на 1 января 2015 года составил $599,497 млрд.
Под управлением государственным долгом в узком смысле понимается совокупность мероприятий, связанных с выпуском и размещением государственных долговых обязательств, обслуживанию, погашению и рефинансированию государственного долга, а также регулированию рынка государственных ценных бумаг.
Управление государственным долгом заключается в формировании политики в отношении государственного долга, в установлении границ государственной задолженности (в том числе в определении общего объема бюджетного дефицита и, следовательно, объемов заимствований, необходимых для его финансирования), в определении основных направлений и целей воздействия на микро- и макроэкономические показатели, в установлении возможности и целесообразности финансирования за счет государственного долга общегосударственных программ.
В процессе управления государственным долгом можно выделить несколько функциональных элементов:
- непосредственно управление, включающее, в том числе, определение порядка, условий выпуска и размещения государственных долговых обязательств;
- обслуживание посредством осуществления операций по размещению займов, выплате процентного дохода по ним, рефинансированию и погашению;
- контроль за состоянием государственного долга.
Система управления государственным долгом - это взаимосвязь бюджетных, финансовых, учетных, организационных и других процедур, направленных на эффективное регулирование размера, стоимости и структуры государственного долга. Управление государственным долгом осуществляется правительством РФ.
Методы, применяемые в международной практике, можно разделить на две группы: административные и рыночные. К административным методам управления долгом относят аннулирование, списание долговых обязательств, реструктуризацию и рефинансирование. Во вторую группу методов управления государственным долгом входят экономические инструменты, среди которых обычно выделяют следующие: конверсия (своп) долга, секьюритизация (эмиссия новых долговых обязательств в виде облигаций, обмениваемых на старый долг или подлежащих продаже на открытом рынке) и выкуп (или досрочное погашение) долга.
- 7. Управление финансами
- Основы финансового планирования
- Публичное и корпоративное финансовое планирование
- Цель, объекты, субъекты и основные задачи финансового планирования
- Финансовые планы, их основные виды
- Бюджеты органов государственной власти и местного самоуправления
- Бюджеты органов местного самоуправления
- Бюджеты государственных внебюджетных фондов
- Сводный финансовый баланс страны и среднесрочные финансовые планы субъектов Федерации (муниципальных образований)
- Баланс денежных доходов и расходов населения
- Финансовый план организации (баланс доходов и расходов), смета доходов и расходов, бюджетная смета
- Финансовое прогнозирование, его цель и задачи
- Финансовые прогнозы
- Специальные методы финансового прогнозирования и планирования
- Этапы финансового планирования (прогнозирования)
- Методы расчета финансовых показателей: экстраполяция, нормативный метод, индексный метод, программно-целевой метод и др.
- Финансовое регулирование как элемент общей системы государственного регулирования рыночной экономики
- Публичное (государственное и муниципальное) финансовое регулирование
- Объекты финансового регулирования: макроэкономические стоимостные пропорции, сегменты рынка и экономики, финансовая обеспеченность территорий страны и социальная сфера
- Государственное финансовое регулирование социальной сферы
- Прямое и косвенное государственное финансовое регулирование
- Методы и инструменты государственного финансового регулирования
- Частнохозяйственное (корпоративное) финансовое регулирование
- Цель и задачи государственного финансового менеджмента
- Объекты и субъекты государственного финансового менеджмента
- Информационное обеспечение государственного финансового менеджмента
- Управление денежно-кредитной системой
- Государственный налоговый менеджмент
- Управление государственными финансовыми резервами
- Управление государственным долгом
- Управление государственными заказами
- Доходный и расходный внебюджетный менеджмент
- Цель, задачи, объекты и субъекты корпоративного финансового менеджмента
- Источники информации для принятия управленческих решений в организации
- Основные концепции финансового менеджмента
- Риск как самостоятельный объект финансового менеджмента
- Управление предпринимательскими рисками
- Методы минимизации рисков