logo search
POPD

Экономическая и административная ответственность субъектов предпринимательства за нарушение порядка осуществления предпринимательской деятельности.

Законодательством Республики Беларусь предусматривается экономическая ответственность, под которой в соответствии с Порядком организации и проведения проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности и применения экономических санкций (в ред. Указа Президента Республики Беларусь от 06.12.2001 №722) понимаются установленные актами законодательства правовые последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения субъектом предпринимательской деятельности актов законодательства в сфере экономических отношений. Субъектами предпринимательской деятельности, если не определено иное, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели.

Именно ответственность как имущественная мера воздействия наиболее востребована и эффективна в хозяйственных отношениях. Поскольку при осуществлении предпринимательской деятельности субъекты, выступая сторонами хозяйственно-правовых договоров, могут не исполнять или ненадлежащее исполнять свои обязанности по договорам, действиями или бездействиями указанных субъектов может быть причинен вред, ущерб жизни, здоровью, имуществу третьих лиц, поскольку возникает необходимость компенсации убытков, потерь при нарушении прав, законных интересов контрагентов и иных лиц [11, с.220]. Экономический или имущественный характер ответственности в сфере предпринимательской деятельности подчеркивался еще у советских исследователей. С.С. Вабищевич и И.А. Маньковский допускают «применение мер ответственности в виде ограничения или лишения прав, что ведет к ограничению или прекращению правосубъектности предпринимателя, что … не может не затрагивать его имущественные интересы». Названные авторы к таким мерам относят приостановление действия лицензии, ее аннулирование и прочее.

Основанием привлечения субъекта хозяйствования к экономической ответственности является совершение им экономического правонарушения.

Как правило, наиболее широкий круг экономических правонарушений отмечается в налоговой сфере. Для некоторых субъектов хозяйствования уплата штрафов может привести к тяжелым последствиям, так например, за сокрытие, занижение объектов налогообложения взыскивается штраф в трехкратном размере общей суммы налогов или сборов, исчисленных из сокрытых, заниженных объектов налогообложения. Однако, за исключением штрафа, применяются так же и иные меры ответственности, основными являются взыскание имущества или денежных средств в соответствующие бюджеты. Так товары (продукция), хранящиеся в пунктах продажи без документов (или по документам, не являющимся бланками строгой отчетности), подтверждающих их приобретение (поступление), подлежат аресту с последующей конфискацией в доход Республики Беларусь в установленном законодательством порядке. В определенных случаях субъекты предпринимательства могут быть освобождены от уплаты санкций либо их уплата может быть отсрочена либо рассрочена. В данных обстоятельствах могут быть приняты решения о предоставлении отсрочки до 6 месяцев; предоставлении рассрочки до 12 месяцев; предоставлении отсрочки и рассрочки до 12 месяцев; полном или частичном освобождении от финансовой ответственности; об отказе в удовлетворении заявления.

Также предусматривается порядок освобождения субъектов хозяйствования от ответственности за нарушение законодательства о налогах и предпринимательстве. Данные процедуры носит заявительный характер. Решение о полном (частичном) освобождении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей от финансовой ответственности за нарушение законодательства о налогах и предпринимательстве либо об отказе в этом может быть принято Государственной комиссией при Совете Министров Республики Беларусь по освобождению юридических лиц и индивидуальных предпринимателей от ответственности за нарушение законодательства о налогах и предпринимательстве по примененной ответственности.

Широкий круг экономических правонарушений предусмотрен Указом Президента Республики Беларусь №40 от 16. 01. 2002г. « О дополнительных мерах по регулированию экономических отношений».

Так, например, использование материальных ресурсов, приобретенных за счет государственных средств, не по назначению и (или) с нарушением законодательства – влечет наложение штрафа на юридических лиц (за исключением бюджетных организаций) в размере от 50 до 100 процентов стоимости этих материальных ресурсов;  неисполнение или ненадлежащее исполнение кредитополучателями обязательств по возврату банковских кредитов и уплате процентов в установленные кредитным договором сроки – влечет наложение штрафа на должностных лиц и индивидуальных предпринимателей в размере от 30 до 50 базовых величин; Экономическая ответственность является разновидностью административной ответственности и не относится к гражданско-правовой ответственности, так экономическая ответственность в виде конфискации имущества является разновидностью административной ответственности и не относится к гражданско-правовой ответственности. Экономическая ответственность в виде конфискации имущества и гражданско-правовая ответственность могут применяться независимо друг от друга [10, с.106].

По мнению Н.П. Ковалева со вступлением в силу Кодекса Республики Беларусь 2003 г. «Об административных правонарушениях» юридические лица и индивидуальные предприниматели стали субъектами административной ответственности. В результате этого перестал существовать такой вид ответственности субъектов предпринимательской деятельности как экономическая (материальная) ответственность, выражающаяся в применении к субъекту хозяйствования финансовых санкций за нарушение бюджетного, налогового, валютного и иного законодательства, регулирующего экономические отношения. С чем мы, безусловно, не можем согласиться в связи с уже выше изложенным.

Административная ответственность субъектов предпринимательской деятельности устанавливается за совершение административных правонарушений при осуществлении предпринимательской деятельности. Административная ответственность выражается в применении административного взыскания к физическому лицу, совершившему административное правонарушение, а также к юридическому лицу, признанному виновным и подлежащему административной ответственности [3, ст.4.1]. Составы административных правонарушений в области предпринимательской деятельности, влекущих применение административной ответственности, предусмотрены в нормах главы 12 Кодекса об Административных Правонарушениях. Кроме того, в Кодекс об Административных Правонарушениях включены нормы об административной ответственности в области финансов, рынка ценных бумаг, банковской деятельности, налоговых отношений (глава 11, 13) [14, с.55].

Условиями привлечения к административной ответственности юридического лица является факт совершения административного правонарушения, предусмотренного Кодексом об Административных Правонарушениях, виновность лица в совершении данного правонарушения, отсутствие обстоятельств, которые исключают административную ответственность, например, истечение срока наложения административного взыскания, принятие законодательного акта, устраняющего административную ответственность, ликвидация юридического лица либо признание его экономически несостоятельным (банкротом) на момент разрешения дела, наличие по тому же факту в отношении этого же лица неотмененного постановления о прекращении дела [11, с.224].

Не препятствует привлечению к административной ответственности реорганизация юридического лица, т.е. при слиянии и преобразовании к ответственности привлекается вновь возникшее юридическое лицо, при разделении и выделении – то юридическое лицо, которому по разделительному балансу перешли права и обязанности по заключенным сделкам или имуществу, в связи с которыми было совершено административное правонарушение. Не ясна логика законодателя при присоединении юридического лица. Так, ч.4 ст.4.8 Кодексом об Административных Правонарушениях устанавливает, что при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается присоединившее юридическое лицо, т.е. не то, к которому присоединение произошло, что логически неверно. Присоединившееся лицо перестает существовать как субъект права, следовательно, привлечь его к административной ответственности невозможно. Скорее всего, в данной статье допущена логическая ошибка.

Исключены из сферы административной ответственности некоторые правонарушения в связи с признанием их несущественными :

неуплата или неполная уплата плательщиком, иным обязанным лицом налогов, сборов (пошлин) в размере не более одного процента от исчисленных плательщиком, иным обязанным лицом сумм налогов, сборов (пошлин), учет которых осуществляется налоговыми органами, по итогам каждого календарного года (его части, если проверке подлежала часть календарного года);

неисполнение или ненадлежащее исполнение иных обязательств, повлекшее причинение имущественного вреда, в том числе завышение стоимости таких обязательств перед бюджетом, в размере не более одного процента от подлежавших исполнению обязательств за проверенный период, а также использование денежных средств и товарно-материальных ценностей с нарушением требований законодательства на сумму не более 10 базовых величин [8].

Однако данное правило действует при условии устранения нарушений и (или) возмещения проверяемым субъектом причиненного вреда государству или иным лицам в течение 3 рабочих дней со дня подписания акта проверки. Освобождение по данному признаку несущественности необходимо отличать от малозначительности правонарушения. Так, малозначительным признается деяние, содержащее признаки какого-либо административного правонарушения и причинившее незначительный вред охраняемым правам и интересам.

Таким образом, в первом случае деяния субъекта хозяйствования «становятся» административным правонарушением только в случае, если не последовало возмещения убытков либо устранения нарушений в срок, во-втором - деяние является административным правонарушением, однако лицо освобождается от ответственности по малозначительности.

Одним из основных условий осуществления предпринимательской деятельности является ее государственная регистрация. Отсутствие такой регистрации не влияет на характер предпринимательской деятельности, но квалифицирует ее как незаконную, влекущую привлечение к административной ответственности по ст.12.7 Кодекса об Административных Правонарушениях.

В судебной практике отмечается, что «при квалификации незаконной предпринимательской деятельности существенное значение имеет характер направленности действий для систематического получения дохода». В отдельных случаях продажа вещей (выполнение работ, оказание услуг) может не образовывать состав незаконной предпринимательской деятельности, если количество, ассортимент вещей, объем выполненных работ или оказание услуг, иные обстоятельства не свидетельствуют о направленности на систематическое получение дохода.

Незаконной является деятельность субъектов хозяйствования, государственная регистрация которых осуществлена на основании заведомо ложных сведений. Их государственная регистрация признается недействительной по решению хозяйственного суда с взысканием доходов, полученных от такой деятельности в местные бюджеты в судебном порядке.

Под предоставлением заведомо ложных сведений понимается:

- сообщение не соответствующих действительности сведений;

- предоставление подложных документов о фактах, имеющих существенное значение для принятия решения о государственной регистрации.

Сообщение таких сведений должно иметь место в момент подачи документов для государственной регистрации, и, полагаем на момент осуществления самой регистрации.

Еще один состав административного правонарушения в сфере предпринимательства изложен в ст.12.12 Кодекса об Административных Правонарушениях.

Под лжепредпринимательством понимают создание юридического лица без намерения осуществлять уставную деятельность, преследующее определенные цели.

Создание коммерческой организации заключается в ее государственной регистрации. Действия виновного выглядят внешне вполне официально: подаются документы на государственную регистрацию, иногда и на лицензирование; соответствующими органами с соблюдением необходимой процедуры принимается решение о регистрации (или лицензировании).

Обязательной характеристикой созданной лжепредпринимательской структуры является отсутствие у ее создателей намерения осуществлять заявленную в учредительных документах предпринимательскую деятельность, которое может проявиться в следующем поведении руководства лжепредприятия:

организация вовсе не совершает каких-либо сделок, не получает прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, от банковских операций;

организация совершает лишь мнимые, притворные и иные недействительные сделки, что является способом сокрытия незаконной деятельности;

организация осуществляет предпринимательскую или уставную деятельность, но это не было целью ее создания, такая деятельность осуществляется лишь с целью прикрытия незаконной деятельности .

В то же время лжеорганизация должна реально осуществлять деятельность, которая указана в качестве целей ее создания: прикрываясь государственной регистрацией организации, виновный незаконно получает кредиты; освобождается от уплаты налогов по той деятельности, которая ведется реально, но в рамках другой организации; получает имущественную выгоду (путем прокручивания, например, на вкладах в банках средств, полученных от физических или юридических лиц); занимается запрещенной деятельностью (производством наркотиков, оружия и т.п.).

За совершение административных правонарушений предусмотрено применение следующих видов взысканий: штраф, лишение права заниматься определенной деятельностью, конфискация, взыскание стоимости предмета административного правонарушения. Применяемые к организациям административные взыскания в виде лишения права заниматься определенной деятельностью, конфискации, взыскания стоимости предмета административного правонарушения налагаются только судом [14, с.56].