logo search
FP_-_Voprosy_-_DO_YuI

Бюджетное устройство в Российской Федерации.

. Согласно БК РФ под бюджетным устройством понима¬ется организация бюджетной системы и принципы ее постро¬ения. Как видно из определения, бюджетное устройство вклю¬чает в себя два составляющих элемента: а) бюджетную систему; б) принципы построения бюджетной системы. Бюджетная система любого государства определяется госу¬дарственным и административно-территориальным устройст¬вом (делением). Поэтому в конфедеративном, федеративном и унитарном государствах оно будет разным. Россия является федеративным государством. В связи с разграничением компетенции между Российской Федерацией и субъектами федерации вытекает необходимость существования федерального бюджета и бюдже¬тов каждого из ее субъектов. А наличие административно-территориальных образований в рамках субъектов Российской Федерации предполагает и наличие местных бюджетов. БК РФ определяет бюджетную систему как осно¬ванную на экономических отношениях и юридических нормах совокупность республиканского (федерального) бюджета РФ, республиканских бюджетов республик в составе РФ, бюджетов национально-государственных и административно-территори¬альных образований Российской Федерации. Исходя из особенностей государственного и административ¬но-территориального устройства (деления) Российской Федера¬ции, ее бюджетная система представлена следующими видами бюджетов: 1) федеральный бюджет (республиканский бюджет РФ); 2) бюджеты субъектов Российской Федерации, в том числе: республиканские бюджеты республик в составе РФ; краевые бюджеты краев 3) местные бюджеты (городские бюджеты городов, районные бюджеты районов в городах.) Вторым составляющим элементом бюджетного устройства Российской Федерации являются принципы (основные начала) построения бюджетной системы. По БК к ним относятся принципы единства, полноты, реальности, гласности и самостоятельности всех бюджетов, входящих в бюджетную систему РФ. Принцип единства бюджетной системы обеспечивается еди¬ной правовой базой; едиными бюджетными классификациями, используемыми на всей территории РФ; единством формы бюджетной документации (учетной, отчетной, статистической и т.д.); предоставлением с одного уровня бюджета на другой статистической и бюджетной информации, необходимой для составления консолидированных бюджетов соответствующих уровней, а также согласованными принципами бюджетного процесса и единством денежной системы. Принцип полноты бюджетной системы обеспечивается дву¬мя моментами: полнотой своего структурного состава и полнотой источников дохода, включаемых в бюджеты, и расходов, отно¬симых на соответствующий бюджет. Полнота структуры бюд¬жетной системы показывает, насколько обоснованным является существование именно тех бюджетов, которые имеют место в России на данном этапе. И в этом плане ее следует признать полной, поскольку она соответствует государственному и адми¬нистративному устройству (делению) Российской Федерации как основному критерию своего обоснования. Принцип полноты обеспечивается и включением в бюджетную систему практически всех видов источников дохода, имеющих место на территории Российской Федерации. В этом состоит принципиальное отличие бюджетов от других денежных фондов. Принцип реальности бюджетной системы должен обеспечи¬ваться реальными поступлениями денежных средств в бюдже¬ты всех уровней. С этой целью в законодательном порядке определяются конкретные источники доходив, включаемые в бюджеты разного уровня. Они могут быть собственными и заемными, но эти источники должны реально существовать, а их поступление должно гарантироваться государством. Принцип самостоятельности бюджетов, как указано в за¬конодательстве, обеспечивается наличием собственных источ¬ников доходов и правом определять направления их использо¬вания и расходования. Принцип гласности в бюджетной деятельности обеспечива¬ется, во-первых, открытым всесторонним обсуждением бюдже¬тов на предстоящий год и итогов исполнения бюджетов прошед¬шего года и, во-вторых, доведением до всего общества конкрет¬ных показателей бюджетов и итогов их исполнения.