logo
FP_-_Voprosy_-_DO_YuI

Финансово-правовое регулирование банковской деятельности в рф.

Правовое регулирование банковской деятельности представляет собой нормотворческую и индивидуально-властную деятельность субъектов регулирования, направленную на упорядочение создания и деятельности кредитных организаций, банковской системы в целом, формирование и поддержание устойчивого правового порядка в сфере банковской деятельности, защиту прав и законных интересов ее участников и частных лиц. Правовое регулирование банковской деятельности, имеет двойственную правовую природу. - С одной стороны, оно выражается в принятии органами государственной власти нормативных актов, устанавливающих основы организации и основные параметры банковской системы страны, статус субъектов и правовые режимы банковской деятельности, а также правила осуществления банковской деятельности как совокупности банковских операций и сделок. - С другой стороны, она проявляется в реализации Банком России, как субъектом банковской системы, внутрисистемного регулирования от имени государства и в публичных интересах путем нормативного регулирования и принятия индивидуально-правовых актов в отношении конкретных кредитных организаций, а также осуществления банковского надзора. Государственное регулирование банковской деятельности реализуется посредством двух относительно независимых, но взаимообуславливающих процессов: - нормотворческой деятельности органов государственной власти (внешнее банковское регулирование), - нормотворческой и индивидуально - правовой деятельности Центрального Банка Российской Федерации как субъекта банковской системы страны, обладающего закрепленной законом независимостью от органов государственной власти и дискреционными полномочиями (усмотрением) в принятии решений («внутрисистемное банковское регулирование»). Внутрисистемное регулирование осуществляется Центральным банком Российской Федерации на основании делегирования на основании закона Банку России, как органу, не входящему в систему органов исполнительной власти, прав осуществления государственного регулирования; Объектом правового регулирования выступает не только правила осуществления банковских операций, статусные характеристики кредитных организаций, режимные требования к банковской деятельности и деятельность конкретных кредитных организаций, но и параметры такого уникального субъекта регулирования как банковская система страны в целом. Финансово-правовое регулирование банковской деятельности осуществляется с использованием механизмов денежно-кредитного регулирования, в том числе регулирования банковской ликвидности, надзора и контроля за банковской деятельностью. Механизм денежно-кредитного регулирования функционирует посредством влияния на объем и структуру денежной массы в обращении и направление движения ресурсов банков, которые могут быть использованы для кредитования реального сектора экономики. При этом регулирование осуществляется посредством тех инструментов денежно-кредитной политики, использование которых связано с особенностями функционирования банковской системы, способностью банков увеличивать или уменьшать с помощью кредитной эмиссии объем денежной массы. В современных условиях в странах с развитой рыночной экономикой преимущественно используются три основных инструмента, посредством которых центральные банки осуществляют косвенное регулирование денежно-кредитной системы, - это: учетная ставка, операции на открытом рынке, нормы обязательных резервов. Правовое регулирование банковской деятельности призвано формировать и поддерживать устойчивый правовой порядок в сфере банковской деятельности, защиту прав и законных интересов ее участников и частных лиц. Правовое регулирование банковской деятельности осуществляется с целью реализации и защиты публичного интереса в сфере банковской деятельности, а также частного интереса, получившего отражение в определении правового положения кредитных организаций. Банк России является специализированным органом финансово-правового регулирования банковской деятельности, не принадлежащим структурно к каким-либо ветвям власти и имеющим свои правовые средства воздействия. Финансово-правовое регулирование банковской деятельности - это система мер, с помощью которых достигается обеспечение стабильного, безопасного функционирования банков, предотвращение дестабилизирующих тенденций в интересах развития всей экономики и государства в целом. Финансово-правовое регулирование является составной частью государственного регулирования банковской деятельности. Государственное регулирование банковской деятельности сводится, прежде всего, к установлению общеобязательных правил ее осуществления и надзору за их исполнением в интересах стабильности всей экономики. При этом надзорные и регулятивные полномочия органов государственного воздействия на банковскую деятельность имеют собственное содержание. Прежде всего, оно проявляется в ее правовом обеспечении, в государственной регистрации кредитных организаций и лицензировании банковских операций, в установлении для кредитных организаций обязательных экономических нормативов, правил проведения банковских операций. Немаловажными являются предъявление квалификационных требований к руководителям кредитной организации, надзор за исполнением нормативных правовых актов, касающихся осуществления банковской деятельности, и применения в случае обнаружения нарушений установленных в законе санкций к нарушителю. Финансово-правовое регулирование как составная часть государственного регулирования носит императивный характер, нацелено на защиту публичного интереса, обеспечивается принудительными мерами и процедурами.

отличительная особенность финансово-правового регулирования видится в специально уполномоченных органах его реализации и в комплексе финансово-правовых методов и форм воздействия.

Финансово-правовое регулирование банковской деятельности направлено: во-первых, на формирование и укрепление банковской системы, содействие в вовлечении в оборот временно свободных денежных средств юридических и физических лиц; во-вторых, на развитие кредитных отношений, минимизацию рисков, присущих банковской деятельности, защиту интересов клиентов банков; в-третьих, на защиту от монополизации и недобросовестной конкуренции на рынке банковских услуг; в-четвертых, на установление единообразных правил совершения банковских операций, а также правового режима и гарантий банковской деятельности.

Действующее банковское законодательство в большинстве случаев не содержит необходимый комплекс юридических приемов и способов, посредством которых возможна реализация механизма финансово-правового регулирования банковской деятельности в систематизированном и проявленном виде.