3.4. Управление платежным балансом
Международная статистика свидетельствует, что платежные балансы стран мира постоянно находятся в неравновесии, то есть сальдо по текущим операциям и сальдо итогового баланса обычно не равны нулю и поэтому балансируются движением капиталов, государственными балансирующими операциями и изменением в резервах, чтобы уравновесить платежный баланс.
Стабильно положительное сальдо баланса по текущим операциям укрепляет позиции национальной валюты и позволяет иметь прочную финансовую базу для вывоза капитала из страны в отличие от стабильно отрицательного, ослабляющего позиции национальной валюты и подталкивающего страну ко все большему привлечению иностранного капитала.
Сильные колебания сальдо баланса по текущим операциям (в ту или иную сторону) вызывают неблагоприятные для страны последствия. Так резкое увеличение положительного сальдо создает базу для быстрого роста денежной массы и тем самым стимулирует инфляцию, а резкое увеличение отрицательного сальдо вызывает обвальное падение обменного курса, что вносит хаос во внешнеэкономические операции страны.
Попытки регулирования платежного баланса были отмечены еще в конце ХIX века. С течением времени появлялись все новые и новые теории.
Теории регулирования платежного баланса:
Теория автоматического равновесия (конец XIX - начало XX века). Автором является шотландец Дэвид Юм. Автоматическим регулятором становится плавающий обменный курс национальной валюты, который падает при ухудшении состояния платежного баланса и возрастает при его улучшении.
Эластационный подход, разработанный Дж. Робинсон, А. Лернером и Л. Мецлером. Сердцевиной платежного баланса является внешняя торговля, и сальдо торгового баланса определяется, прежде всего, отношением уровня цен на экспортируемые товары (Ре) к уровню цен на импортируемые товары (Рi), которое умножено на валютный курс. Следовательно, для обеспечения равновесия ПБ наиболее эффективным средством является изменение валютного курса. Степень этих изменений определяется коэффициентом эластичности спроса на экспорт и импорт.
3) Абсорбционный подход (С. Александер) базируется на кейнсианской теории. Улучшение состояния платежного баланса увеличивает доход страны и вследствие этого абсорбцию в целом, то есть и потребление, и капиталовложение. Отсюда вывод: нужно стимулировать экспорт, сдерживать импорт через повышение конкурентоспособности отечественных товаров и услуг.
4) Монетаристский подход (X. Джонсон, Дж. Поллак). Именно неравновесие на денежном рынке страны определяет неравновесие платежного баланса в целом. Главная рекомендация правительству: не вмешиваться радикально не только в денежное обращение, но и в международные расчеты страны.
Ведь если в обращении находится больше денег, чем нужно, то от них стараются избавиться, в том числе и покупая больше иностранных товаров, услуг, имущества и других активов. Чтобы ликвидировать дефицит ПБ, требуется лишь жесткий контроль над денежной массой. И вообще к этой проблеме следует относиться как к второстепенной, потому что дефицит ПБ помогает экономике быстрее избавиться от излишка имеющихся в обращении денег.
В целом, государственное регулирование платежного баланса – это совокупность экономических, в том числе валютных, финансовых, денежно-кредитных мероприятий государства, направленных на формирование основных статей ПБ, а также покрытие сложившегося сальдо.
Страны с дефицитным платежным балансом осуществляют меры по стимулированию экспорта, ограничению импорта, привлечению иностранного капитала, ограничению вывоза капитала.
Методы государственного регулирования платежного баланса:
1) Прямой контроль, включая регламентацию импорта (через количественные ограничения), таможенные и другие сборы, а также запрет или ограничения на перевод за рубеж доходов по иностранным инвестициям, денежным трансфертам частных лиц, резкое сокращение безвозмездной помощи, вывоза краткосрочного и долгосрочного капитала. Эта мера дает положительный эффект только в краткосрочном плане. В долгосрочном плане эффект от прямого контроля противоречив, так как создается тепличный режим для местных производителей, снижается интерес иностранных инвесторов к стране из-за запрета на перевод их доходов, возникают и другие трудности. Приветствуется фирмами такая прямая мера, как субсидирование экспорта. Однако она дорогостоящая, и поэтому ее применение обычно связано с состоянием бюджета страны.
2) Дефляция (то есть борьба с инфляцией) нацелена на решение внутриэкономической проблемы, но в качестве побочного эффекта улучшает и состояние ПБ. Дефляция уменьшает экспорт и увеличивает импорт. При дефляции повышается обменный курс национальной валюты, что увеличивает возможности импортеров. Для экспортеров же высокий курс их национальной валюты означает, что при обмене экспортной выручки они получают меньше национальной валюты, а это не стимулирует их налаживать экспорт.
3) Изменение обменного курса. В условиях плавающего курса государство обычно стремится удержать эти колебания в определенных пределах, дабы избежать сильных экономических потрясений. Изменения обменного курса помогают государству регулировать равновесие ПБ, но при этом надо учитывать, что эффект от ревальвации (девальвации) ослабляется эластичностью экспорта и импорта, а также инерцией внешнеторговых потоков. В среднесрочном и долгосрочном плане девальвация слабо сокращает национальный импорт, а ревальвация его увеличивает. Инерция внешнеторговых потоков приводит к тому, что в первые месяцы после сильного падения курса национальной валюты ПБ не меняется и даже может происходить его ухудшение. Ведь экспортерам нужно время, чтобы нарастить свой экспорт, а импортерам - время, чтобы сократить количество новых контрактов.
4) Специальные меры государственного воздействия на ПБ.
Для торгового баланса:
целевые экспортные кредиты
страхование рисков экспортеров
льготный режим амортизации для производителей экспортных товаров
стимулирование экспорта с/х продукции (т.н. «зеленая нефть»)
По невидимым операциям:
Ограничение нормы вывоза валюты туристами данной страны
Прямое или косвенное участие государства в создании туристической инфраструктуры в целях привлечения иностранных туристов
Содействие строительства морских судов за счет бюджетных средств
Расширение госрасходов на НИОКР
Регулирование миграции рабочей силы
Меры по сдерживанию «бегства капитала»:
Экономическая и политическая стабилизация в стране
Повышение доверия к правительству и национальной валюте
♦ Государственный контроль за международным движением капитала, т.ч. ограничение размера его вывоза и требование регистрации своевременной репатриации дивидендов и процентов
- Глава 1. Предмет и определения мвко
- Глава 7. Международные расчеты
- Глава 1. Предмет и определения мвко
- 1.1. Мвко и мэо
- 1.2. Понятие валюты и валютных ценностей
- 1.3. Понятие валюты и валютных ценностей
- 3) 3Амкнутая (неконвертируемая) валюта.
- 1.4. Валютные курсы.
- 1.5. Валютные рынки
- Глава 2. Мировая валютная система (мвс)
- 2.1. Становление и развитие мвс
- 2.2. Эволюция мировой валютной системы
- 2.3. Характеристика современных валютных систем (Ямайская и Европейская евс)
- 4. Ямайская валютная система
- 5. Европейская валютная система
- Глава 3. Платежный баланс и основные принципы его составления
- 3.1 Платежный баланс (пб) страны
- 3) Принципы оценки экономической сделки и времени записи.
- 3.2. Измерения сальдо платежного баланса
- 3.3. Факторы, формирующие платежный баланс
- 3.4. Управление платежным балансом
- Глава 4. Валютный курс
- 4.1. Виды валютного курса
- 2. По способу расчета выделяют:
- 3. По видам сделок выделяют:
- 4. По видам платежных документов которые являются объектом обмена, различают
- 5. В зависимости от учета инфляции выделяют следующие валютные курсы
- 6. По способу установления вк
- 7. По отношению к паритету покупательной способности валют выделяют
- 8 По отношению к участникам сделки.
- 4.2. Образование валютных курсов
- 4.3. Динамизм валютного курса. Теории валютного курса
- 4..4. Фундаментальный и технический анализ валютного курса
- 4.5. Национальное и международное регулирование валютных курсов
- Глава 5. Государственное регулирование валютных отношений.
- 5.1. Валютная политика и регулирование отношений
- 5.2. Методы валютного регулирования.
- 2 Группа. Рыночные инструменты.
- 5.3. Валютный контроль и валютные ограничения
- 5.4. Роль цб в регулировании валютных отношений
- Глава 6. Международные валютно-кредитные организации
- 6.1. Международные валютно-кредитные организации в системе мвко
- 6.2. Международный валютный фонд
- 6.3. Группа Всемирного банка
- 6.4. Региональные финансовые организации
- 6.5. Парижский и Лондонский клубы кредиторов
- 6.6. Участие России в международных валютно-кредитных организациях
- 6.7. Локальные валюты
- Глава 7. Международные расчеты
- 7.2. Аккредитивная форма расчетов
- 7.3. Инкассовая форма расчетов
- 7.4. Другие формы расчетов
- 7.5. Основные инструменты международных платежей
- 7.6. Валютные клиринги – как форма вмешательства государства в сферу
- Глава 8. Валютные операции
- 8.1. Сущность валютных операций. Валютная позиция банков
- 8.2. Валютные сделки с немедленной поставкой валюты
- 8.3. Срочные сделки
- 8.4. Арбитраж
- Глава 9. Риски в мвко и методы их страхования
- 9.1. Понятие риска и причины его возникновения
- 9.2. Методы страхования валютных рисков
- 9.3. Современные методы страхования валютных рисков
- 9.4. Управление рисками процентных ставок
- Глава 10. Международный кредит
- 10.1. Понятие, функции и формы международного кредита
- 10.2. Валютно-финансовые и платежные условия международного кредита.
- 10.3. Кредитование внешней торговли
- 10.4. Нетрадиционные формы экспортного кредитования: факторинг и
- 10.5. Лизинг как один из видов кредитования участников вэд
- Глава 11. Мировой рынок ссудных капиталов. Еврорынок
- 11.1. Основные понятия
- 11.2. История становления еврорынка
- 11.3. Регулирование рынка ссудных капиталов
- 11.4.Особенности мирового финансового рынка
- 11.5. Рынок еврооблигаций
- I. Еврооблигации с фиксированной ставкой
- II. Эмиссия еврооблигаций с плавающей ставкой
- 11.6. Рынок еврокредитов