logo
1МВКО1

5. Европейская валютная система

Существование Европейской валютной системы является одной из особенностей современных валютных отношений. На взаимную торговлю стран-членов ЕВС приходится от 55 до 70% от их внешнеторгового оборота. Решение о создании Европейской валютной системы вступило в силу 13 марта 1979 г. Основные цели ЕВС:

  1. создание зоны стабильных валютных курсов в Европе, отсутствие которой затрудняло сотрудничество стран-членов Европейского сообщества в области выполнения общих программ и во взаимных торговых отношениях;

  2. сближение экономических и финансовых политик стран-участниц. Выполнение этих задач способствовало бы построению европейской валютной организации, способной отражать спекулятивные атаки рынка, а также сдерживать колебания международной валютной системы.

  3. активными членами ЕВС являются Бельгия, Люксембург, Дания, Германия, Франция, Нидерланды, Ирландия, Испания, Португалия, Греция. Великобритания и Италия в настоящее время являются пассивными членами Европейской валютной системы. В 1997 г. членами ЕВС стали Финляндия, Швеция и Норвегия. Основные принципы построения ЕВС:

  1. страны-участницы ЕВС зафиксировали курсы своих валют по отношению к центральному курсу ЭКЮ;

  2. на основе центрального курса к ЭКЮ были рассчитаны все основные паритеты между курсами валют стран-участниц;

  3. страны-участницы ЕВС были обязаны поддерживать фиксированный курс валют с помощью интервенций. В начале создания системы курс валюты мог отклоняться более чем на +/- 2,25% от паритетного, в дальнейшей допускалось колебание в пределах +/-15% от паритета.

Основной инструмент ЕВС - европейская валютная единица - ЭКЮ. Ее стоимость определяли через валютную корзину, состоящую из валют стран-участниц Доля каждого участника зависела от веса страны в совокупном валовом продукте и взаимной торговле. Квоты распределялись следующим образом:

Европейская комиссия каждый день рассчитывала стоимость ЭКЮ в различных валютах стран-членов Европейского союза (ЕС) на основе обменных курсов. Пересмотр состава валютной корзины проводится один раз в 5 лет, а также по требованию страны, курс валюты которой изменился больше, чем на 25%.

В рамках ЕВС европейская валютная единица выполняла ряд функций:

  1. счетной единицы, так как с помощью ЭКЮ определяются взаимные паритеты валют Сообщества. Кроме того, она делала возможным определение величины бюджета ЕС, сельскохозяйственных цен, расходов и т.п.;

  2. платежного инструмента, так как ЭКЮ позволяла центральным банкам определять и оплачивать взаимные долги, выраженные в ЭКЮ;

  3. инструмента резервирования, так как каждый центральный банк вносил 20% своих авуаров золотом и долларами в Европейский фонд валютной кооперации, который, в свою очередь, снабжает банк суммой в ЭКЮ, соответствующей внесенным авуарам. С 1999 г. вместо ЭКЮ основной валютой ЕВС является евро.

  4. благодаря введению фиксированных курсов валют на территории Западной Европы появился так называемый феномен валютной змеи. Валютная змея - кривая, описывающая совместные колебания курсов валют стран Европейского сообщества относительно курсов других валют, которые не входят в данную валютную группировку

  5. роль МВФ по отношению к ЕВС выполняет Европейский фонд валютного сотрудничества. Долларовые накопления образуют кредитный фонд ЕВС. Его объем для краткосрочного кредитования составляет 14 млрд. ЭКЮ, а для среднесрочного кредитования - 11 млрд. ЭКЮ.

Несмотря на имеющиеся в функционировании ЕВС противоречия, она выполнила поставленную перед ней задачу. До 1992 г. в ЕС наблюдалась стабильность обменных курсов. За 5 лет (1987-1992 гг.) центральные курсы основных валют не изменились, тогда как в это же время доллар успел потерять и снова набрать 30% от своей стоимости по отношению к французскому франку и немецкой марке. К началу 1990-х гг. предполагалось перейти от зоны стабильности в Европе к более высокому уровню интеграции. Эти настроения получили свое выражение в тексте Маастрихтского договора, который предусматривал переход к Валютно-экономическому союзу к 1999 г.

Однако надежды на быстрое создание валютно-экономического союза не оправдались. Причиной явились кризисные ситуации в Европе 1992-1993 гг. и жесткость требований к показателям, необходимым для перехода к ВЭС:

1) стабильность обменных курсов;

2) стабильность цен: уровень инфляции не должен превышать более чем на 1,5 средний уровень инфляции трех государств, наиболее благополучных в этом отношении;

  1. дефицит государственного бюджета не более 3% от ВВП;

  2. государственный долг ниже 60% от ВВП;

  3. процентная ставка в длительном периоде превышает не более чем на 2% ставку трех стран, имеющих наименьший уровень инфляции.

Создание валютно-экономического союза должно было обеспечить странам-участницам множество неоспоримых преимуществ: упразднение обменных институтов и комиссионных; отмену оплаты банковских переводов между странами; упрощение управления предприятиями в разных государствах союза; уравнивание номинальных и реальных ставок процента ЭКЮ и т.д. Именно поэтому, несмотря на период длительной нестабильности в Европе после упомянутого кризиса, в Мадриде был разработан новый перспективный план перехода к Валютно-экономическому союзу, состоящий из 3 этапов:

  1. конец 1998 г. Совет Европы определяет по итогам 1997 г. количество стран, соответствующих установленным критериям. Начинается организация Центрального банка Европы;

  2. январь 1999 г. переход к ВЭС: окончательная фиксация обменных курсов между валютами и между ними и евро; определение операций, проводимых в европейской валюте. Банки еще не обязаны пересчитывать все переводы в евровалюте; начинает действовать Центральный банк Европы;

  3. введение единой валюты. 1999 г.: снижение сроков и стоимости банковских переводов. Потребители получают возможность доступа к операциям в европейской валюте - евро. Пересчет национальных цен в евро. Создание сети обменных пунктов (национальной валюты в евро). 2002 г. - введение единой валюты (введение в обращение ее банкнот и монет).

Быстрое изъятие из обращения национальной валюты. Потребители в течение длительного периода могут обменивать национальную валюту на евро. Банковские счета, заработная плата, пенсии-все денежные операции пересчитываются в европейскую валюту.

Переход на единые деньги требует принесения в жертву валютному союзу, пожалуй, самого важного атрибута национальной государственности – права самостоятельно печатать денежные знаки. Отныне эта функция перешла к Центральному банку Европы, который собственно, и определяет всю монетарную политику нового альянса. Кроме того, страны-члены союза одновременно утратили еще два мощных рычага спасительного воздействия на хозяйственное развитие – право девальвации денег, как средство решения экономических проблем, и право наращивать бюджетный дефицит, как способ избежать массовой безработицы.

Именно эти факторы стали основной причиной отказа трех стран ЕС (Великобритании, Дании и Швеции) входить в зону евро.

Рассмотрим причины и преимущества перехода к единой валюте. Для государства ЕС и, особенно для субъектов их хозяйства причины и преимущества перехода к единой денежной политике и валюте определяются в основном следующим. Экономически единый рынок ЕС не может на деле стать таковым до тех пор, пока он опирается на различные денежные системы, остающиеся в национальном подчинении. Это сохраняет внутри ЕС различия в организации кредита, расчетов, курсовой политики, а, следовательно, и связанные с ними различия в ценах, налогах, денежной политике и валютных рисках.

В этом смысле “евро” подводит недостающую базу под уже сложившиеся в ЕС единые рынки товаров, услуг, капитала и рабочей силы, превращая его в завершенный валютно-экономический союз. Ожидается, что в итоге “евро” позволит успешно бороться с инфляцией, снизить процентные ставки и налоговое бремя, то есть стимулировать рост инвестиций, производства, занятости и стабилизировать государственные финансы стран-участниц. Политически это уже позволило Западной Европе иметь валюту, вполне сопоставимую с долларом и иеной и способную противостоять им, что приводит политический вес ЕС в мире в соответствии с его экономическим потенциалом.

Для субъектов хозяйства “евро” означает единство денежно-кредитного и валютного регулирования, в том числе фондового, на всей территории ЕС, а также лучшую управляемость собственными финансами. Также от единой валюты ожидается ощутимый толчок процессам концентрации и централизации, что подкрепит вход европейских фирм в элиту мирового бизнеса.

Технически по сравнению с мультивалютной средой единая валюта означает снижение накладных расходов на обслуживание операций, снятие внутри ‘’зоны евро” валютных рисков, сокращение сроков и удешевление межвалютных переводов средств и как следствие, относительное уменьшение потребностей предприятий в оборотном капитале, а также в размещении своих активов для подстраховки в трудно управляемых корзинах различных валют.