28. Бюджетные мандаты субъектов рф.
Проблема разграничения полномочий между федеральным центром и субфедеральными уровнями упирается в федеральные мандаты – обязательства государства перед гражданами, которые реализуются за счет бюджетов региона или города. Этим обязательствам посвящены социальные законы (кодексы, постановления Правительства, указы Президента), в которых четко указано, кто что финансирует и в каком объеме. Например, законы о ветеранах, инвалидах, судебных приставов, о статусе судей, милиции, военнослужащих и т.д. Так, зубопротезирование ветеранам обеспечивает бюджет региона, санаторно-курортное лечение – федеральный бюджет, бесплатную установку телефона – местный бюджет, но с последующим возмещением из федерального. На практике не все расходы нижнего уровня возмещаются верхним, возникают убытки соответствующих предприятий.
Примером необеспеченного федерального мандата является Единая тарифная сетка. После повышения на федеральном уровне базовой ставки зарплат бюджетников потребовались дополнительные расходы в размере 120 миллиардов рублей, но в бюджете предусмотрено в 40 раз меньше, в результате всю нагрузку несут субъекты Федерации. С отменой ЕТС регионы сами будут выбирать, когда и на сколько повышать заработную плату работникам собственных бюджетных учреждений.
Другой пример: призывная кампанию, которую регионы фактически обеспечивают за свой счет, хотя национальная оборона - статья федерального бюджета.
Центр не в состоянии профинансировать огромные федеральные мандаты и компенсирует это, давая регионам множество субсидий на выравнивание, не имеющих целевого назначения. Доля субвенций (целевых трансфертов) не превышает 10% в общем объеме трансфертов. Радикально увеличить долю целевых трансфертов можно только после отмены нефинансируемых мандатов - расходных обязательств региональных бюджетов, которые установлены федеральным центром.
По словам Президента РФ, суммарно государство выдало гражданам обязательств на 6,5 трлн рублей при том, что весь консолидированный бюджет – 3,5 трлн, а это значит, что 3 трлн руб. обязательств не исполняются, не могут быть исполнены.
Как и в случае с федеральными мандатами, минимальные социальные стандарты (в первую очередь образование и медицинская помощь) устанавливаются на федеральном уровне, а выполняться должны за счет региональных и местных бюджетов. Основной вопрос состоит в правовом статусе минимальных стандартов, это вопрос разграничения полномочий: какие стандарты относятся к федеральному уровню, какие - к совместному (и тогда финансируются из региональных бюджетов под гарантии федерального бюджета), какие - являются рекомендательными и поощряются из федерального бюджета с помощью софинансирования соответствующих проектов и программ.
- 1. Бюджетная система рф: понятие и структура.
- Бюджетная роспись: назначение и порядок составления.
- 3. Бюджетная классификация доходов и расходов.
- 4. Бюджетная классификация доходов и расходов.
- 5. Исполнение федерального бюджета по доходам.
- 6. Межбюджетный федерализм: понятие, виды, принципы построения бюджетного федерализма.
- Исполнение федерального бюджета по расходам.
- Кооперативная модель бюджетного федерализма.
- Ффпр: понятие, цели создания, методика расчета межбюджетных трансфертов.
- Модели взаимоотношений между бюджетами в рамках национальной бюджетной системы.
- Бюджетное планирование и прогнозирование: применяемые процедуры.
- 12.Управление государственными финансами: инструменты, методы, используемые модели.
- Процедура разработки проекта федерального бюджета на предстоящий период.
- Консолидированный бюджет: понятие, структура, назначение, основные пропорции.
- 16. Бюджетные чтения в Федеральном Собрании.
- 17. Федеральное казначейство: цели деятельности и полномочия.
- Налоги: понятие, виды принципы эффективной налоговой политики.
- Государственная налоговая политика. Эффекты введения налогов.
- 20.Государственный долг: понятие, виды, методы управления.
- Сбалансированность федерального бюджета. Бюджетный дефицит и способы его финансирования.
- Национальные фонды: понятие, цели формирования, источники средств.
- Профицит федерального бюджета: понятие, виды, методы управления.
- Государственные внебюджетные фонды: назначение и способы формирования.
- Национальный резервный фонд и Фонд национального благосостояния: назначение и способы управления.
- 28. Бюджетные мандаты субъектов рф.
- Источники доходов субфедеральных бюджетов.
- Контроль за исполнением бюджетов.
- 31. Полномочия органов бюджетного и финансового контроля.
- Цели деятельности и источники финансирования Федерального дорожного фонда.
- Целевые программы исполнения бюджета.
- 34. Процессы приватизации на современном этапе развития.
- Социальные внебюджетные фонды.
- 1.2 Правовые основы образования социальных внебюджетных фондов
- 2.2 Фонд социального страхования рф
- 2.3 Фонды обязательного медицинского страхования
- 36. Федеральный пенсионный фонд.