logo search
билеты по экт2 часть

3.1. Защита молодых отраслей

Протекционизм прежде всего необходим как временная мера для того, чтобызарождающиеся перспективные отрасли промышленности(высокотехнологичные, инновационные, альтернативные источники энергии), в которых пока высок уровень издержек , смогли сформироваться и укрепить свои позиции.[5] По мере становления этих отраслей и повышения их эффективности уровень протекционистской защиты может снижаться. Сталкиваясь с возвышенной конкуренцией более «старых» иностранных компаний, новые отрасли не в силах выдержать первоначальный период развития (сравните, например, российское ё-АВТО и японское Toyota – лидер мирового рынка гибридных автомобилей).  Но если дать им передышку, то, вероятнее всего, со временем они наберут устойчивость, опыт, капитал, чтобы стать достаточно конкурентоспособным. А после того как отрасль встанет на ноги, она станет настолько эффективной, что издержки и цены, которые первоначально росли, фактически будут снижаться. Этот довод имеет большее значение для развивающихся стран (например, Центральной Африки) и стран с переходной экономикой (бывший социалистический лагерь).

Экономисты считают, что эти страны находятся еще «в спячке». В связи с этим «молодая экономика» нуждается как бы «в опеке» со стороны разумной тарифной политики. А также,  тарифы на импорт могут ускорить формирование экономически желательных долговременных тенденций присущих экономикам инновационного пути развития.

Однако, во-первых, достаточно трудно точно определить, какая именно отрасль является действительно перспективной с точки зрения формирования новых сравнительных преимуществ страны. Во-вторых, протекционизм в отношении молодых отраслей в значительной степени снижает стимулы к повышению их эффективности, и в результате, период становления может затянуться на неопределенно долгое время. Наконец, в-третьих, и в случае с молодыми отраслями предоставление субсидий или других льгот может оказаться более эффективным средством поддержки, чем внешнеторговый протекционизм.

Рис. 3.1. Сравнение эффектов субсидии и таможенного тарифа

-