2. Сметно-бюджетное финансирование
С.О. Шохин (2008) отмечает, что сметно-бюджетное финансирование – это безвозвратное и безвозмездное предоставление денежных средств из бюджета в соответствии с утвержденной сметой. Сущность сметно-бюджетного финансирования состоит в том, что государственные и муниципальные учреждения непроизводственной сферы, не имеющие своих доходов, все свои расходы на текущее содержание и расширение деятельности покрывают за счет бюджета на основе финансовых планов – смет расходов. Объем необходимых затрат согласно сметам закрепляется в бюджетах всех уровней. Предусмотренные сметами расходы конкретных отраслей и учреждений и утвержденные бюджетами суммы денежных средств носят название бюджетных ассигнований.
Л.Г. Вострикова (2007) отмечает, что смета – это финансово-плановый акт, определяющий объем, целевое направление и поквартальное распределение ассигнований, предусмотренных на содержание учреждений и организаций, а также план финансирования учреждений и расходования бюджетных смет.
Правовое значение сметы состоит в том, что она определяет права и обязанности руководителя бюджетного учреждения по целевому использованию средств, отпускаемых из соответствующего бюджета, а также обязанности финансовых органов по отпуску этих средств и их права на осуществление контроля за целевым использованием бюджетных ресурсов.
По кругу охватываемых учреждений и мероприятий сметы делятся на сметы централизованных мероприятий, индивидуальные и сводные.
Сметы на централизованные мероприятия составляются министерствами, ведомствами, управлениями и отделами органов местного самоуправления на расходы, связанные с проведением централизованных мероприятий, например проведение конференций.
Сводные сметы объединяют все индивидуальные сметы подведомственных министерствам, ведомствам, исполнительным органам на местах учреждений и смету расходов на централизованные мероприятия.
Формы сводных и индивидуальных смет устанавливаются в централизованном порядке Министерством финансов РФ.
Индивидуальная смета – это смета, отражающая особенности отдельного учреждения. Для однотипных бюджетных организаций устанавливаются типовые формы смет расходов. Они включают три основных раздела:
1) общие сведения об учреждении, общую сумму расходов с распределением по кварталам и направлениям расходов;
2) оперативно-производственные показатели, необходимые для определения расходов: количество штатных единиц, обслуживаемый контингент;
3) расчеты по отдельным статьям сметы.
Смета состоит из статей, каждая из которых содержит однородную группу расходов, носящих строго обязательный характер.
В течение года сеть бюджетных учреждений и штаты могут изменяться. Поэтому при планировании расходов осуществляется среднегодовое исчисление.
Нормы расходов – это установленный компетентным органом размер затрат на расчетную единицу (койка в больнице, студент в университете). Нормы бюджетных расходов классифицируются по разным признакам. Прежде всего они распределяются по содержанию: материальные и денежные. Денежные нормы - стоимостное выражение натуральных (они получаются в результате умножения затрат в натуральном выражении на государственную цену).
По юридическим свойствам нормы подразделяются на обязательные (устанавливаемые актами органов государственного управления и не подлежащие изменению - ставки зарплаты, нормы расходов на питание и т.д.) и расчетные (средние затраты на расчетную единицу).
Проекты смет рассматриваются в сроки, установленные министерствами, ведомствами, управлениями и отделами местных органов самоуправления, с тем чтобы сводные итоги рассмотрения могли быть включены в проекты соответствующих бюджетов, из которых финансируются учреждения.
В двухнедельный срок после утверждения соответствующими органами бюджетов на уровне Федерации, субъектов Федерации и административно-территориальных образований вышестоящие распорядители бюджетных кредитов утверждают сметы расходов учреждений и сметы на централизованные мероприятия.
Смету расходов в разрезе статей классификации расходов для бюджетов учреждений утверждает и подписывает, поставив печать на всех экземплярах сметы, руководитель организации. Сметы расходов бюджетных учреждений, непосредственно не подчиненных министерствам и ведомствам, утверждаются вышестоящими организациями, которым они подчинены.
Распределение бюджетных ассигнований в смете по кварталам производится в соответствии с поквартальной разбивкой соответствующего бюджета. К смете прилагается пояснительная записка, в которой содержатся подробные обоснования и расчеты по каждому виду расходов и их объему в целом.
В течение двух месяцев после утверждения бюджетов финансовые органы контролируют правильность составления и утверждения смет расходов бюджетных учреждений.
- Финансовая система рф
- 2. Органы, осуществляющие финансовую деятельность государства
- 3. Понятие финансового права. Финансово-правовые нормы и отношения
- 4. Источники финансового права
- 5. Финансовый контроль
- Библиографический список
- 2. Бюджетное право и бюджетные правоотношения
- 3. Принципы бюджетной системы рф
- 4. Общие положения о доходах бюджетов
- 5. Формирование расходов бюджетов
- Библиографический список
- 2. Составление проекта бюджета
- 3. Рассмотрение и утверждение бюджета
- 4. Исполнение бюджета
- 5 Составление, внешняя проверка, рассмотрение и утверждение бюджетной отчетности
- Библиографический список
- 2. Порядок составления, представления, утверждения и расходования бюджетов государственных внебюджетных фондов
- 3. Пенсионный фонд рф
- 4. Фонд социального страхования рф
- 5. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования
- Библиографический список
- 3. Налоговые правоотношения. Права и обязанности налогоплательщиков
- 4. Общие правила исполнения обязанности по уплате налогов
- 5. Налогообложение медицинских учреждений
- В гл. 21 нк «Налог на добавленную стоимость» заслуживает рассмотрения ст. 149.
- Библиографический список
- 5. Расходные обязательства рф, субъектов рф, муниципальных образований.
- 2. Сметно-бюджетное финансирование
- 3. Приоритетный национальный проект «Здоровье»
- 4. Бюджетные инвестиции
- 5. Расходные обязательства рф, субъектов рф, муниципальных образований
- Библиографический список
- 2. Организация наличного денежного обращения
- Библиографический список
- 2. Основные категории валютного права
- 3. Валютное регулирование
- 4. Ввоз и вывоз валюты
- 5. Валютный контроль
- Библиографический список