3. Понятие финансового права. Финансово-правовые нормы и отношения
Финансовое право – это совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе образования, распределения и использования денежных фондов (финансовых ресурсов) государства и органов местного самоуправления, необходимых для реализации их задач.
Предмет финансового права – это общественные отношения, возникающие в процессе деятельности государства по планомерному образованию, распределению и использованию централизованных и децентрализованных денежных фондов в целях реализации его задач.
Метод финансово-правового регулирования – государственно-властные предписания одним участникам финансовых отношений со стороны других, выступающих от имени государства и наделенных в связи с этим соответствующими полномочиями.
И.В. Рукавишникова (2004) в качестве сущностных признаков метода финансового права, отличающих его от методов правового регулирования иных публично-правовых отраслей, необходимо выделить следующие:
а) имущественное содержание метода финансового права проявляется в том, что вектор его правового регулирования всегда направлен на поддержание стабильных отношений в сфере собирания, распределения и использования денежных фондов государства и местных (муниципальных) образований. Такая направленность проявляется на всех стадиях правового регулирования – от момента выбора юридических фактов, являющихся основанием динамики финансовых правоотношений, до определения специфики правового положения субъектов;
б) преимущественная императивность метода финансового права позволяет осуществлять правовое регулирование одного из основных публично-правовых интересов – финансовой деятельности государства и местных (муниципальных) образований, обеспечивая реализацию социально-экономических интересов об-щества в целом и отдельных лиц, в частности;
в) влияние финансовой политики государства на метод финансового права проявляется в существовании менее жестких властно-подчиненных связей между субъектами финансовых отношений. Соподчиненность указанных субъектов возникает исключительно в сфере собирания, распределения и использования публичных денежных средств и носит гибкий, функциональный характер;
г) требования финансовой политики государства, направленной на реализацию принципов сбалансированного и эффективного управления публичными финансовыми ресурсами, оказывают непосредственное влияние на метод финансового права, который допускает определенную самостоятельность властвующих субъектов в выборе форм и вариантов осуществления возложенных на них финансово-правовых обязанностей, а также возможность передачи части властных полномочий государственных органов (органов местного самоуправления) негосударственным (немуниципальным) организациям, а в отдельных случаях – и физическим лицам;
д) общие направления современной государственной финансовой политики находят отражение в либеральных тенденциях развития метода финансового права, допускающего сочетание управляющего государственного вмешательства в процесс функционирования финансовой системы с элементами саморегулирования отдельных ее сегментов. Специфика метода финансового права отражается в уникальном сочетании способов правового регулирования: позитивного обязывания, дозволения, запрещения, согласования, правовых рекомендаций, поощрений, договорно-правового регулирования.
Нормы финансового права регулируют отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства.
Нормы финансового права могут быть следующих видов:
- запрещающие нормы – запрет на совершение каких-либо действий;
- обязывающие нормы – обязанность совершить какие-либо действия;
- уполномочивающие нормы – определяют полномочия участников финансового правоотношения в совершении определенных действий.
Особенность норм финансового права состоит в том, что они носят государственно-властный, императивный характер. Государство предписывает правила поведения субъектам финансового права. Участники финансовых отношений не вправе изменить предписания нормы и условия ее применения. Финансово-правовые отношения (финансовые правоотношения) – это урегулированные нормами финансового права общественные отношения, участники которых выступают как носители юридических прав и обязанностей, реализующие содержащиеся в этих нормах предписания по образованию, распределению и использованию государственных и муниципальных фондов денежных средств.
С.О. Шохин (2008) отмечает, что в финансовых правоотношениях, как правило, отчетливо выступают два правовых элемента: государственно-властный и имущественный.
Финансовые правоотношения подразделяются на:
- материальные, через которые реализуются права и обязанности субъектов финансового права (они возникают на основании материальных норм финансового права);
- процессуальные, в которых выражается юридическая форма реализации материальных прав и обязанностей субъектов финансового права (они возникают на основании процессуальных норм).
Финансовые правоотношения можно классифицировать в зависимости от подотрасли, института финансового права на следующие виды: бюджетные правоотношения; налоговые правоотношения; неналоговые правоотношения; финансовые правоотношения в области государственного кредита; финансовые правоотношения в области страхования; правоотношения, возникающие при осуществлении государственных расходов, в том числе и при сметно-бюджетном финансировании; финансовые правоотношения в области банковской деятельности; финансовые правоотношения в области денежного обращения и расчетов; валютные правоотношения.
Элементами финансовых правоотношений являются:
- субъекты финансовых правоотношений – органы государственной власти, управомоченные ими органы государства, а также органы местного самоуправления, различные юридические или физические лица; содержание - права и обязанности субъектов по поводу формирования, распределения и использования денежных фондов;
- объекты финансовых правоотношений (то, на что направлено поведение участников отношения) - деньги, денежные обязательства; объекты делятся на отделимые (финансовые ресурсы государства и муниципальных образований, нормативные акты, плановые сметы и их проекты) от материального содержания и неотделимые (государственный финансовый контроль, установление порядка распределения прибыли на казенном предприятии).
- содержание финансовых правоотношений – права и обязанности их субъектов.
Субъекты финансовых правоотношений – три группы (основные):
- Финансовая система рф
- 2. Органы, осуществляющие финансовую деятельность государства
- 3. Понятие финансового права. Финансово-правовые нормы и отношения
- 4. Источники финансового права
- 5. Финансовый контроль
- Библиографический список
- 2. Бюджетное право и бюджетные правоотношения
- 3. Принципы бюджетной системы рф
- 4. Общие положения о доходах бюджетов
- 5. Формирование расходов бюджетов
- Библиографический список
- 2. Составление проекта бюджета
- 3. Рассмотрение и утверждение бюджета
- 4. Исполнение бюджета
- 5 Составление, внешняя проверка, рассмотрение и утверждение бюджетной отчетности
- Библиографический список
- 2. Порядок составления, представления, утверждения и расходования бюджетов государственных внебюджетных фондов
- 3. Пенсионный фонд рф
- 4. Фонд социального страхования рф
- 5. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования
- Библиографический список
- 3. Налоговые правоотношения. Права и обязанности налогоплательщиков
- 4. Общие правила исполнения обязанности по уплате налогов
- 5. Налогообложение медицинских учреждений
- В гл. 21 нк «Налог на добавленную стоимость» заслуживает рассмотрения ст. 149.
- Библиографический список
- 5. Расходные обязательства рф, субъектов рф, муниципальных образований.
- 2. Сметно-бюджетное финансирование
- 3. Приоритетный национальный проект «Здоровье»
- 4. Бюджетные инвестиции
- 5. Расходные обязательства рф, субъектов рф, муниципальных образований
- Библиографический список
- 2. Организация наличного денежного обращения
- Библиографический список
- 2. Основные категории валютного права
- 3. Валютное регулирование
- 4. Ввоз и вывоз валюты
- 5. Валютный контроль
- Библиографический список