28.Основные экономические характеристики бюджета, как экономической и правовой категории
Бюджет является одновременно и правовой, и экономической категорией. В современных условиях он является основным инструментом государственного регулирования экономики, играет активную роль в обеспечении ее стабильности и развития. Реализация любого направления политики государства в экономической или социальной сфере требует соответствующего ресурсного обеспечения. Именно поэтому бюджет объективно необходим каждому государству для выполнения возложенных на него функций. Отдельные его элементы, такие как прямые и косвенные налоги, займы, расходы на государственное управление, оборону и др., существовали на протяжении истории человечества при различном общественном строе и сохраняются в наши дни.
С помощью бюджета государство осуществляет перераспределение валового внутреннего продукта между отраслями, регионами страны, а также между отдельными субъектами экономики. Цели такого перераспределения различны. К ним может относиться содействие развитию приоритетных отраслей экономики; поддержка тех ее секторов, которые являются убыточными или низкорентабельными, но имеют высокую социальную значимость (например, сельское хозяйство), а также необходимы для обеспечения национальной безопасности; выравнивание социально-экономического развития отдельных регионов страны; преодоление чрезмерной дифференциации доходов граждан и др.
Влияние бюджетного регулирования на экономическое развитие страны является сложным и неоднозначным. Например, изъятие в бюджет части доходов граждан и организаций с помощью системы налогообложения сдерживает уровень экономической активности в стране. Однако, при этом расширяются возможности проведения государственных программ развития, финансируемых за счет бюджетных средств. Активное выравнивание доходов региональных бюджетов за счет финансовой поддержки центра, которое способствует улучшению положения более бедных территорий, может оцениваться как несправедливое с позиции богатых регионов, являющихся донорами таких программ. Таким образом, при формировании государственного бюджета необходима выработка таких подходов, которые учитывали бы баланс различных общественных интересов.
Бюджет как система экономических отношений имеет две взаимосвязанные составляющие. Это отношения по поводу образования бюджетного фонда за счет различных видов доходов и по поводу его использования в форме бюджетных расходов. Структура доходов и расходов бюджета на очередной год является основным содержанием бюджетного плана, она определяет перспективные направления социально-экономической политики государства и ресурсы для их осуществления.
Доходы бюджета формируются за счет налогов, а также некоторых других видов поступлений, именуемых неналоговыми доходами (доходы от продажи и использования государственной собственности, от внешнеэкономической деятельности и др.). Структура доходной части бюджета не постоянна, она подвержена изменениям в зависимости от условий развития страны, конкретной социально-экономической ситуации и направлений государственной политики. Например, налоговые доходы увеличиваются при росте экономической активности в стране, доходы от продажи государственной собственности - при проведении приватизации.
Целью бюджетных расходов является финансовое обеспечение деятельности государства по исполнению его экономических функций - распределения ресурсов, перераспределения и стабилизации. Расходы бюджета направляются, в первую очередь, в общественный сектор экономики для финансирования деятельности органов государственного управления по производству общественных благ (оборона, охрана правопорядка, культура и искусство, здравоохранение, образование, наука и т.п.), а также поддержки предприятий, находящихся в государственной собственности.
- 1) Методы собирания (мобилизации) фондов денежных средств:
- 2) Методы распределения и использования фондов денежных средств.
- 3. Финансовое право как самостоятельная отрасль права. Предмет и метод правового регулирования
- 1) По материальному содержанию они делятся, в зависимости от подотрасли раздела, института финансового права, на следующие виды:
- 2) По субъектам финансового правоотношения, возникающим между:
- 8.Финансовый контроль. Понятие. Виды
- Виды финансового контроля
- Федеральная налоговая служба осуществляет следующие полномочия:
- 11. Налоговый контроль: формы и методы осуществления.
- 12. Центральный Банк рф. Правовое положение, задачи, структура, компетенция
- 13. Полномочия цб рф, как мегарегулятора в области банковского регулирования и надзора.
- 14. Органы федерального казначейства Министерства финансов рф. Задачи, структура, компетенция.
- Федеральное казначейство осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:
- 15. Счетная палата рф. Порядок формирования. Задачи, структура, компетенция.
- Задачами Счетной палаты являются:
- 16. Аудит. Виды. Аудиторское заключение.
- 17. Бюджетное право рф. Предмет, место в системе финансового права.
- 18. Источники бюджетного права. Общая характеристика и содержание Бюджетного кодекса рф.
- 19.Бюджетные правоотношения: понятие, особенности и виды.
- 20.Бюджет - центральный институт бюджетного права. Виды бюджетов.
- 21. Бюджетное устройство. Принципы организации бюджетной системы.
- 22. Бюджетный процесс. Стадии бюджетного процесса. Участники бюджетного процесса. Принципы бюджетного процесса
- 23. Стадия составления проекта федерального бюджета. Два этапа составления проекта.
- 24.Стадия рассмотрения проекта федерального бюджета. Последствия непринятия федерального бюджета в первом чтении. Три бюджетных чтения.
- 25. Стадия утверждения и принятия федерального бюджета. Право «вето» Государственной Думы на решение Совета Федерации о не принятии бюджета.
- 26.Стадия исполнения федерального бюджета. Казначейская система исполнения федерального бюджета. Бюджетная роспись.
- 27.Бюджетная классификация, понятие, структура и значение.
- 28.Основные экономические характеристики бюджета, как экономической и правовой категории
- 29.Бюджетные права рф в области бюджетного устройства.
- 30.Бюджетные права субъектов рф в области бюджетного устройства.
- 31. Бюджетные права органов местного самоуправления.
- 32.Ответственность за нарушения бюджетного законодательства. Меры применяемы к нарушителям бюджетного законодательства.
- 33. Государственный кредит в Российской Федерации. Порядок эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг.
- 34. Денежная система Российской Федерации.
- 35. Денежное обращение и его основные формы.
- Формы денежного обращения :
- 36. Валютные операции: понятие валюты и валютных ценностей. Резиденты и нерезиденты.
- 37. Валютный контроль. Агенты валютного контроля.
- 38.Налоговое право. Предмет и место в системе финансового права. Источники.
- 39. Понятие и правовая природа налогов и сборов. Виды налогов. Соотношение и отличие налога от сбора, государственной и таможенной пошлины.
- 41. Налоговая система: понятие, элементы.
- 42. Понятие налоговой обязанности. Основания возникновения, изменения и прекращения обязанности по уплате налога и сбора.
- 3. Обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается:
- 43. Общий порядок исполнения налоговой обязанности.
- 44. Особенности исполнения налоговой обязанности при реорганизации и ликвидации юридического лица.
- 45. Особенности исполнения налоговой обязанности недееспособного или безвестно отсутствующего физического лица.
- 46. Зачёт и возврат излишне уплаченного или излишне взысканного налога (сбора) и пени.
- 47. Правовой механизм устранения двойного налогообложения.
- 48. Требование об уплате налога. Понятие, значение и содержание.
- 49. Правовая природа и виды способов обеспечения исполнения налоговой обязанности.(см. Ст. 73-77 нк рф)
- 50. Залог имущества, как способ обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
- 51. Поручительство, как способ обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
- 52. Пеня, как способ обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
- 54. Арест имущества, как способ обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
- 55. Меры принудительного исполнения (взыскания) налоговой обязанности. Общая характеристика. Значение и виды.
- 56. Принудительное взыскание налога, сбора и пени за счет денежных средств на счетах налогоплательщика. См ст 46 нк рф
- 57. Принудительное взыскание налога, сбора и пени за счет иного имущества налогоплательщика - организации.
- 58. Принудительное взыскание налога, сбора и пени за счет имущества налогоплательщика - физического лица.
- 59. Налоговая декларация: понятие, порядок представления, внесения дополнений и изменений. Ответственность за уклонение и не предоставление декларации.
- 60. Общие условия привлечения к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
- 61. Обстоятельства, исключающие привлечение к ответственности и освобождающие от ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
- 62. Обстоятельства, смягчающие, отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения.
- 64. Общие условия привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения.
- 65. Налоговые правонарушения, ответственность за которые установлена нк рф для коммерческих банков.
- 68. Срок давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
- 69. Срок давности взыскания налоговой санкции.
- 70. Налоговые санкции.
- 71. Понятие налоговых споров и их классификация.
- 72. Подведомственность и подсудность налоговых споров.
- 73. Административный (внесудебный) порядок рассмотрения налоговых споров.
- 75. Общая характеристика федеральных налогов и сборов.
- 76. Ндфл. Плательщики. Объект налогообложения.
- 77. Ндфл: ставки.
- 78. Ндфл: виды налоговых вычетов.
- 2. Вычет на ребенка (детей)
- 79. Декларирование доходов физическими лицами.
- 80. Акцизы. Плетельщики. Порядок исчисления и сроки уплыты. Перечень подакцизных товаров минерального сырья. Ставки акцизов.
- 82. В настоящее время налог на прибыль регулируется главой 25 нк рф.
- 83. Налог на добычу полезных ископаемых Налог на добычу полезных ископаемых — это федеральный налог, который действует на территории России с 1 января 2002 года.
- 88. Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.
- 1. Плательщиками государственной пошлины (далее в настоящей главе - плательщики) признаются:
- 1. Плательщики уплачивают государственную пошлину, если иное не установлено настоящей главой, в следующие сроки:
- 91. Общая характеристика региональных налогов и сборов.
- 92) Транспортный налог
- 93) Налог на игорный бизнес
- 94) Налог на имущество организаций
- 96) Земельный налог
- 97) Налог на имущество физических лиц
- 98) Налоги на роскошь