Соотношение понятий: «бедность», «нищета», «малообеспеченность»
Бедность – крайняя недостаточность имеющихся у человека, семьи, региона, государства имущественных ценностей, товаров, денежных средств для нормальной жизни и жизнедеятельности. Порогом, чертой бедности называют нормативно устанавливаемый уровень денежных доходов человека, семьи за определенный период, который обеспечивает физический прожиточный минимум.
Нищета – наиболее глубокая острая бедность; В положении абсолютной нищеты, наиболее глубокой бедности находятся люди, не имеющие физиологическо¬го минимума средств к жизни.
Малообеспеченность – потребность семьи или одиноко проживающего гражданина в получение материальной помощи в силу невозможности самостоятельно обеспечить среднедушевой доход, равный или превышающий величину прожиточного минимума.
Показатели и критерии эффективности деятельности специалиста по социальной работе, их особенности по сравнению с оценкой деятельности представителей других «помогающих профессий»
(врач, учитель и т.п.)
Сущность эффективности социальной рабаты выражается в способности государства и общества, системы социальной защиты населения или ее отдельных элементов позитивно реагировать на запросы, потребности населения, прежде всего социально уязвимой его части. Поэтому понятие «эффективности» социальной работы можно выразить как максимально возможное достижение цели по удовлетворению потребностей населения (клиента социальной службы) при оптимальных затратах. Иначе говоря, эффективность социальной работы отражает характеристику результата целенаправленной деятельности по достижению поставленной цели.
Критерий – это признак, на основании которого оценивается результативность социальной работы, мерило оценки ее эффективности. В связи с тем, что социальная работа направлена на удовлетворение социальных потребностей человека, правомерно признать главным критерием эффективности социальной работы, как и определяющим критерием гуманности общества, полноту удовлетворения интересов отдельного человека или различных сообществ людей во всех сферах жизни. Критерии эффективности социальной работы многообразны: количественные и качественные (уровень и качество жизни, размер пенсий, пособий и др.); нормы-цели, нормы-условия, нормы-пределы (прожиточный минимум, пределы экологических нормативов и др.). В качестве обобщенного критерия оценки эффективности социальной деятельности выступают социальные нормативы и стандарты, в сравнении с которыми оцениваются результаты достижения цели.
Социальные нормативы – это расчетные величины затрат рабочего времени, материальных и денежных ресурсов, применяемых в социальной практике. К ним относятся нормативы потребления, системы социальных гарантий, защиты, поддержки населения и др. Например, формирование системы социальных гарантий связано прежде всего с определением их критериев. Такими критериями могут служить социальные нормативы, т.е. минимально необходимые в тот или иной период времени потребности человека в материальных благах и услугах. Нормативы потребления – это экономические показатели, характеризующие уровень потребления населением продуктов питания и непродовольственных товаров. Важнейшим социальным нормативом применительно к социальному обеспечению является бюджет прожиточного минимума. Каждому периоду времени соответствует определенный минимум материальной обеспеченности, необходимый для поддержания нормальной жизнедеятельности человека. Например, обоснование минимальных размеров пенсий, с одной стороны, должно базироваться на расчетах нормативного потребительского бюджета, а с другой – увязываться с минимальной заработной платой. При этом должны соблюдаться определенные требования (нормы-пределы):
минимум заработной платы должен быть выше минимума пенсии;
темп роста минимальной пенсии не должен бать выше темпа роста минимальной заработной платы.
Может быть выделено пять моделей для оценки социальных программ:
модель результата – оцениваются все достижения программы;
модель цели фиксирует внимание лишь на результатах в рамках декларированных целей;
системный анализ изучает степень позитивного и негативного воздействия других организаций и окружения на социальные программы;
стоимостная аналитическая модель использует затраты для определения их влияния на результат действия программы, что характеризует ее эффективность;
дискрептивная модель служит для корректировки программ, опирающихся на предписанные стандарты. Целью оценивания здесь является наблюдение за тем, в какой степени персонал и управляющие программами придерживаются стандартов.
- Модель многоуровневой пенсионной системы
- Механизмы финансирования пенсий
- Характеристика накопительной и распределительной пенсионной системы
- Налогообложение – важнейший инструмент финансирования социальной работы
- Предпринимательская деятельность в системе социальных служб
- Финансирование региональных программ
- Сущность и значение финансового обеспечения социальной работы
- Государственные внебюджетные фонды
- Правовая основа финансирования системы социальной защиты населения
- Основные источники и порядок финансирования социальной работы
- Прямое и косвенное финансирование социальной работы
- Сущность социального страхования как ведущей организационно-правовой формы социального обеспечения
- Государственное (обязательное) и негосударственное (добровольное) социальное страхование
- Государственные страховые риски и случаи
- Проблема соотношения минимальной заработной платы и прожиточного минимума в современной России
- Факторы, влияющие на уровень бедности в обществе (пол, возраст, состав семьи, уровень образования, уровень социальной мобильности)
- Неопределенность понятия «бедность» в современной России
- Основные категории малообеспеченного населения
- Негосударственные пенсионные фонды как особая форма некоммерческой организации социального обеспечения
- Проблемы социального страхования в условиях рыночной экономики
- Меры по профилактике и преодолению бедности
- Абсолютная и относительная бедность: основные критерии
- Соотношение понятий: «бедность», «нищета», «малообеспеченность»
- Пенсионное обеспечение по старости как ведущее направление социального обеспечения граждан
- «Пенсионное обеспечение по старости как ведущее направление социального обеспечения граждан»
- Реформирование пенсионных систем за рубежом Модели пенсионных систем, сложившихся в мировой практике
- Развитие пенсионного обеспечения граждан в России
- Истоки кризиса пенсионной системы
- Развитие пенсионного обеспечения граждан в России
- Принципы, формы и методы бюджетного финансирования
- Методы бюджетного финансирования
- Основные проблемы бюджетного финансирования
- Бюджетные дотации и их социальное значение
- Назначение и порядок формирования внебюджетных фондов
- Особенности финансирования социальной работы из местного бюджета
- Социальное обеспечение, его виды и функции
- История развития социального страхования в России