Международный валютный фонд
Международный валютный фонд (МВФ) создан в целях поддержания стабильности в международных валютных отношениях. Официальными его задачами, изложенными в Уставе МВФ, являются сотрудничество в международных валютных вопросах, содействие в стабилизации валют, устранение валютных ограничений и создание многосторонней системы расчетов между странами, предоставление странам-членам валютных ресурсов для устранения временных нарушений их платежных балансов. С начала 80-х гг. МВФ стал предоставлять средне- и долгосрочные кредиты (на 7—10 лет) на «структурную перестройку экономики» странам-членам, осуществляющим радикальные экономические и политические реформы.
МВФ начал свои операции в марте 1947 г. в качестве специализированного органа ООН. Место нахождения центрального аппарата, г. Вашингтон, имеет свои отделения и представительства в ряде стран. Учредителями МВФ были 44 страны, в 1999 г. его членами являлись 182 государства.
В руководящих органах голоса определяются в соответствии с размером квот. Каждая страна имеет 250 голосов плюс 1 голос на каждые 100 тыс. единиц СДР ее квоты. Решения принимаются простым большинством (не менее половины) голосов, а по наиболее важным вопросам — специальным большинством (85% голосов — стратегического характера, и 70% — оперативного). Поскольку наибольшее количество квот в МВФ имеют ведущие страны Запада (США — 17,5%, Япония — 6,3, Германия - 6,1, Великобритания и Франция — по 5,1, Италия — 3,3%), а в целом 25 экономически развитых государств — 62,8%, то эти страны контролируют и направляют его деятельность в своих интересах. Следует отметить, что США, а также страны ЕС (30,3%) могут налагать вето на ключевые решения Фонда, поскольку их принятие требует квалифицированного большинства голосов (85%). Роль других стран в принятии решений невелика, учитывая их незначительные квоты (Россия — 3,0%, Китай - 3,0%, Украина - 0,69%.
Уставный капитал МВФ образуется из взносов государств-членов в соответствии с устанавливаемой для каждой страны квоты, которая определяется исходя из экономического потенциала страны и ее места в мировой экономике и внешней торговле.
В дополнение к собственному капиталу для расширения кредитной деятельности МВФ привлекает заемные средства. Для пополнения кредитных ресурсов МВФ использует следующие «механизмы»:
Генеральное соглашение о займах;
новые соглашения о займах;
заимствование средств у государств — членов МВФ.
В 1962 г. Фонд подписал с 10 экономически развитыми странами (США, ФРГ, Великобританией, Японией, Францией и др.) Генеральное соглашение о займах, которое предусматривало предоставление возобновляемых кредитов Фонду. Это соглашение первоначально было заключено на 4 года, а затем стало продлеваться каждые 5 лет. Лимит кредита вначале был определен в 6,5 млрд. долл. CIIIA, а в 1983 г. увеличен до 17 млрд. СДР (23,3 млрд. долл. США). В целях преодоления чрезвычайных ситуаций в финансовой сфере Исполнительный совет (Директорат) МВФ расширил возможности Фонда по привлечению займов, утвердив в 1997 г. Новые соглашения о займах, в соответствии с которыми МВФ может привлечь от 25 предполагаемых стран — участниц этих соглашений средства на сумму до 34 млрд. СДР (около 45 млрд. долл. США). МВФ также прибегает к получению займов у центральных банков (в частности, получил ряд займов у национальных банков Бельгии, Саудовской Аравии, Японии и других стран).
Полученные средства Фонд, в свою очередь, предоставляет на условиях кредита на определенный срок с уплатой определенного процента.
Важнейшим направлением деятельности Фонда являются его кредитные операции. Согласно Уставу. МВФ предоставляет кредиты странам-членам для восстановления равновесия их платежных балансов и стабилизации валютных курсов. МВФ осуществляет кредитные операции только с официальными органами стран-членов: казначействами, центральными банками, стабилизационными фондами.
Страна, нуждающаяся в иностранной валюте или в СДР, производит их покупку у Фонда в обмен на эквивалентную сумму в национальной валюте, которая зачисляется на счет МВФ в центральном банке данной страны. По истечении установленного срока кредита страна обязана произвести обратную операцию, т. е. выкупить у Фонда находящуюся на специальном счете национальную валюту и возвратить полученную иностранную валюту или СДР. Такого рода кредиты даются на срок до 3 лет и реже -5 лет. За пользование кредитами МВФ взимает комиссионный сбор в размере 0,5% от суммы кредита и процентную ставку за пользование кредитом, размер которой устанавливается на основе рыночных ставок, действующих в соответствующее время (чаще всего это 6—8% годовых). Если находящаяся у МВФ национальная валюта страны-должника покупается каким-либо государством-членом, то это считается как погашение задолженности Фонду.
Размеры предоставляемых Фондом кредитов и возможности их получения связаны с выполнением страной-заемщиком ряда условий, не всегда приемлемых для этих стран.
МВФ с начала 50-х гг. стал заключать со странами-членами соглашения о резервном кредите, или соглашения «стэнд бай» (англ. Stand-by Arrangements). По такому соглашению страна-член имеет право получить от МВФ иностранную валюту в обмен на национальную в любое время, но на согласованных с Фондом условиях.
В целях оказания помощи странам — членам МВФ, испытывающим трудности в экономическом развитии по не зависящим от них причинам, а также для содействия в решении обширных проблем экономического и социального характера. Фонд создал ряд специальных механизмов, которые предоставляют средства на валютных условиях. К ним относятся:
• Механизм компенсационного и чрезвычайного финансирования, средства которого выделяются в связи с постигшими страны стихийными бедствиями, непредвиденным изменением мировых цен и другими причинами;
• Механизм финансирования буферных (резервных) запасов сырьевых товаров, создаваемых в соответствии с международными соглашениями;
• Механизм финансовой поддержки операций по сокращению и обслуживанию внешнего долга, который выделяет средства развивающимся странам, оказавшимся в кризисной ситуации с внешними долгами;
• Механизм поддержки структурных преобразований, средства которого направляются в страны, осуществляющие переход к рыночной экономике путем осуществления радикальных экономических и политических реформ.
Помимо указанных функционирующих ныне механизмов МВФ создавал временные специальные фонды, которые были призваны содействовать преодолению кризисных валютных ситуаций, возникавших по разным причинам (например, нефтяной фонд — для покрытия дополнительных расходов в связи со значительным ростом цен на нефть и нефтепродукты; доверительный фонд — для оказания помощи наиболее бедным странам за счет средств, вырученных от продажи золота из запасов МВФ, и др.).
Россия стала членом МВФ в 1992 г. По размеру выделенной квоты (4,3 млрд. СДР, или 3%) и числу голосов (43,4 тыс., или 2,9%) она заняла 9-е место. За прошедшие годы Россия получала от Фонда разного рода кредиты (резервные кредиты — стэнд-бай, на поддержку структурной перестройки и др.). В марте 1996 г. Совет управляющих МВФ одобрил предоставление России расширенного кредита в сумме 10,2 млрд. долл. США, который в большей части уже использован, в том числе на погашение Фонду образовавшейся задолженности по ранее предоставленным кредитам. Общая сумма долга России Фонду на 1 января 1999 г. составляла 19,7 млрд. долл.
Группа Мирового банка включает Международный банк реконструкции и развития (МБРР) и три его филиала — Международную ассоциацию развития (MAP), Международную финансовую корпорацию (МФК) и Многостороннее инвестиционно-гарантийное агентство (МИГА).
Возглавляемые единым руководством, каждый из указанных институтов самостоятельно, за счет имеющихся у него средств и на различных условиях осуществляет финансирование инвестиционных проектов и содействует осуществлению в ряде стран программ экономического развития.
- 1. Введение. Текущие проблемы и роль финансов
- 2. Финансы как стоимостная категория
- 3. Финансовый рынок, его роль в мобилизации и распределении финансовых ресурсов
- 4. Финансовые взгляды в древнем мире
- Финансовые взгляды в средние века восточных мыслителей
- 5.Финансовые взгляды европейских мыслителей периода формирования капиталистических отношений
- Венская школа (Менгер, Майер, Мизес, Хайек, Шумпетер)
- Лозаннская школа (Леон Вальрас(1834-1910), Вильфредо Парето(1848-1923))
- Кембриджская школа (Альфред Маршалл (1842-1924))
- 6.Финансы россиии финансовые взгляды российских мыслителей
- 7. Государственный бюджет, его сущность, структура, экономическая роль и значение в системе государственных финансов.
- 8. Доходы и расходы государственного бюджета
- Расходы государственного бюджета
- 6. Внебюджетные фонды
- 7. Государственный кредит
- 8. Финансовые ресурсы предприятий, особенности их формирования и использования в условиях рынка
- 9. Капитальные вложения. Источники финансирования капитальных вложений.
- 10. Оборотные средства предприятия. Их назначение и источники формирования.
- Определение потребности в оборотных средствах.
- Источники формирования оборотных средств и финансирования их прироста.
- 11. Безналичные расчеты
- 12. Система и формы кредитования
- 13. Роль финансов в развитии международных экономических отношений
- Формирование и использование валютных фондов.
- 14. Международные финансовые организации и международные валютные отношения
- Международный валютный фонд
- Международный банк реконструкции и развития
- Международная финансовая корпорация
- Международная ассоциация развития.
- Международное агентство по инвестиционным гарантиям
- Россия и международные клубы кредиторов
- Принципы Парижского клуба
- Принципы Лондонского клуба.
- Сходства и различия Лондонского и Парижского клубов.
- 15.Внешний и внутренний долг