6. Внебюджетные фонды
Внебюджетные фонды - это форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности.
В западных странах число таких фондов около 30-80. Они делятся на экономические и социальные в зависимости от целевого назначения и на государственные, и региональные в соответствии с уровнем управления. С помощью внебюджетных фондов возможно:
влиять на процесс производства путем финансирования, субсидирования, кредитования отечественных предприятий;
обеспечивать природоохранительные мероприятия, финансируя их за счет специально определенных источников и штрафов за загрязнение окружающей среды;
оказывать социальные услуги населению путем выплаты пенсий, пособий, субсидирования и финансирования социальной инфраструктуры;
предоставлять займы, в т.ч. зарубежным партнерам.
Правом образовывать внебюджетные фонды обладают как федеральные власти, так и республиканские и местные органы.
Внебюджетные фонды, создаваемые на федеральном уровне, определяются долей налогов, поступающих в республиканский, областной и местные внебюджетные фонды. По такому типу строятся пенсионный фонд, фонд государственного социального страхования. Государственный фонд занятости населения. На региональном уровне формируются свои внебюджетные фонды: фонды природоохранных мероприятий, фонды социальной поддержки малоимущих слоев населения, валютные фонды.
Целевые внебюджетные фонды находятся в распоряжении государственных органов власти, но оперативное управление ими осуществляют специально созданные административные аппараты.
Фонд социального государственного страхования - это централизованный фонд денежных ресурсов общегосударственного назначения, распределяемый как в территориальном, так и в отраслевом разрезах. Создается он страховым методом с обязательным участием средств предприятий и организаций различных форм собственности и лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью.
Источники образования фонда: страховые взносы предприятий и организаций, средства госбюджета, поступления за путевки в санаторий, реализуемые по линии социального страхования. Величина страховых взносов определяется как произведение установленного процента (тарифа) к фонду заработной платы рабочих и служащих. Тарифы устанавливаются Правительством на определенный период по каждому профессиональному союзу. Страховые взносы начисляются с большинства видов выплачиваемых вознаграждений - заработная плата, премии, доплата за сверхурочные. Не начисляются: на единовременные пособия, премии за открытия и изобретения.
На предприятиях, функционирующих на коммерческих началах, взносы включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) и возмещаются из выручки. В организациях торговли они отражаются в составе издержек обращения. В бюджетных учреждениях отчисления на социальное страхование предусматриваются в соответствии статьи сметы расходов.
Средства фонда социального страхования расходуются на: выплату различных пособий (по временной нетрудоспособности, беременности и родам, единовременных при рождении ребенка, на погребение), финансирование санаторно-курортного лечения, материального обеспечения деятельности профсоюзов.
Пособие по временной нетрудоспособности выдается работнику при утрате трудоспособности вследствие болезни, увечья, болезни члена его семьи. Размер пособия зависит от продолжительности трудового стажа, причины появления нетрудоспособности.
Если нетрудоспособность появилась в результате трудового увечья или профессионального заболевания, пособие выдается в размере полного заработка независимо от непрерывности и стажа работы.
Пособие по беременности и родам имеет целью обеспечить охрану здоровья матери и ребенка. Предоставляется оно в сумме полного заработка (независимо от трудового стажа). Пособие на рождение ребенка предназначается для компенсации возникающих дополнительных расходов. Пособие на детей малообеспеченным семьям назначается, если средний совокупный месячный доход на члена семьи не превышает установленного минимума.
Государственные пособия многодетным матерям выплачиваются как единовременно, так и ежемесячно. Единовременное пособие выдается при рождении четвертого и каждого следующего ребенка. Размер пособия зависит от того, какой по счету родился ребенок.
Расходы по санаторно-курортному обслуживанию трудящихся и их детей связаны с выделением средств социального страхования для бесплатного или льготного приобретения путевок в дома отдыха, санатории, пионерские лагеря.
За счет средств фонда социального страхования осуществляется и страхование членов колхозов по правилам и нормам, установленным для рабочих и служащих.
Пенсионный фонд - это орган государственного управления финансами пенсионного обеспечения, самостоятельная финансово-банковская система, средства которой не входят в состав государственного бюджета.
Отличительной чертой взаимоотношений пенсионного фонда и государственного бюджета является высокая доля собственных ресурсов и отказ от суммы дотаций из централизованных источников.
Специальные пенсионные взносы накапливаются в пенсионном фонде.
Пенсионный фонд России подотчетен Государственной думе; информация о результатах деятельности пенсионного фонда ежегодно представляется на рассмотрение парламента страны.
Пенсионный фонд формируется: на федеральном, республиканском уровне, в краях, областях, что позволяет охватить пенсионными выплатами всех граждан, независимо от места их прежней работы и проживания, включая членов колхозов и лиц, по разным причинам не имеющих право на трудовую пенсию.
Основными задачами пенсионного фонда являются:
целевой сбор и аккумуляция средств для выплаты пенсий и пособий на детей, а также организация их финансирования;
участие на долговременной основе в финансировании программ по социальной поддержке населения;
расширенное воспроизводство средств фонда на основе принципов самофинансирования и коммерческой деятельности.
Источники формирования средств пенсионного фонда.
Страховые взносы работодателей - предприятий, учреждений, организаций и кооперативов независимо от используемых форм собственности и хозяйствования.
Страховые взносы граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, в том числе фермеров и адвокатов.
Обязательные страховые взносы граждан.
Средства из республиканского бюджета, предназначенные для:
выплаты государственных пенсий и пособий военнослужащим;
повышение пенсий в связи с изменением индекса стоимости жизни и ростом заработной платы.
Добровольные взносы граждан предприятий.
Доходы от коммерческих финансово-кредитных операций.
Размер взносов определяется ежегодно парламентом по представлению правления фонда.
Страховой тариф устанавливается в процентах к фонду оплаты труда. В оплату труда включаются все виды заработка работников, кроме выплат единовременного характера (компенсация за неиспользованный отпуск).
Целевые пенсионные взносы, определенные на основе тарифов, включаются в себестоимость продукции (работ, услуг).
Для организаций, работники которых имеют право на пенсию по возрасту на льготных условиях, сверх суммы взносов, начисленных исходя из тарифов взносов на государственное социальное страхование, установлены дополнительные взносы в пенсионный фонд.
Учреждения, состоящие на бюджетном финансировании, уплачивают взносы за счет выделенных им бюджетных ассигнований для выдачи заработной платы за вторую половину месяца. Остальные организации независимо от форм собственности и хозяйствования перечисляют взносы в сроки выплаты заработной платы как за первую, так и за вторую половины месяца.
Все категории граждан, подлежащие по действующему законодательству государственному социальному страхованию, перечисляет в пенсионный фонд обязательные страховые взносы в установленном проценте от заработной платы.
Обязательные страховые взносы граждан исчисляются и удерживаются предприятиями и организациями по месту выплаты заработной платы (дохода).
Средства государственного бюджета предназначены на выплату:
пенсий военнослужащим;
пенсий лицам из состава органов внутренних дел;
пособий по уходу за детьми до достижения ими определенного возраста;
пособий малообеспеченным семьям, имеющим детей в возрасте от 1,5 до 6 лет.
Органами управления пенсионного фонда являются: правление, исполнительная дирекция, ревизионная комиссия, отделение фонда.
Государственный фонд занятости населения.
Развитие экономики происходит неравномерно. Кризисные явления в экономике обостряют проблему занятости. Структурная перестройка народного хозяйства сопровождается структурной безработицей. По расчетам международных экспертов, уровень нормальной безработицы составляет 6% трудоспособного населения.
На сегодня государство отказалось от принципа гарантированности рабочего места в соответствии с профессиональной подготовкой и образованием человека. Вместе с тем оно не снимает с себя ответственности за реализацию гражданами установленного Конституцией права на труд и свободный выбор профессии. Для разрешения этого противоречия разрабатываются соответствующие программы занятости и создания государственной службы занятости.
Государственный фонд занятости населения РФ создается согласно действующему законодательству на республиканском и территориальном уровнях.
Источником образования являются: обязательные отчисления предприятий, организаций и учреждений независимо от форм собственности и сфер деятельности, обязательные страховые взносы с заработка работников в пределах общей суммы взимаемых налогов, средства республиканского и местного бюджетов.
Дополнительным источником могут являться добровольные взносы.
Средства фонда используются на следующие цели: трудоустройство граждан. профориентацию, профессиональное обучение, общественные работы, временные пособия по безработице, стипендия обучающимся.
Минимальное пособие не может быть меньше минимального заработка. Пособие выплачивается 12 месяцев. Уровень пособия 60% от заработной платы, в Швеции - 80%.
- 1. Введение. Текущие проблемы и роль финансов
- 2. Финансы как стоимостная категория
- 3. Финансовый рынок, его роль в мобилизации и распределении финансовых ресурсов
- 4. Финансовые взгляды в древнем мире
- Финансовые взгляды в средние века восточных мыслителей
- 5.Финансовые взгляды европейских мыслителей периода формирования капиталистических отношений
- Венская школа (Менгер, Майер, Мизес, Хайек, Шумпетер)
- Лозаннская школа (Леон Вальрас(1834-1910), Вильфредо Парето(1848-1923))
- Кембриджская школа (Альфред Маршалл (1842-1924))
- 6.Финансы россиии финансовые взгляды российских мыслителей
- 7. Государственный бюджет, его сущность, структура, экономическая роль и значение в системе государственных финансов.
- 8. Доходы и расходы государственного бюджета
- Расходы государственного бюджета
- 6. Внебюджетные фонды
- 7. Государственный кредит
- 8. Финансовые ресурсы предприятий, особенности их формирования и использования в условиях рынка
- 9. Капитальные вложения. Источники финансирования капитальных вложений.
- 10. Оборотные средства предприятия. Их назначение и источники формирования.
- Определение потребности в оборотных средствах.
- Источники формирования оборотных средств и финансирования их прироста.
- 11. Безналичные расчеты
- 12. Система и формы кредитования
- 13. Роль финансов в развитии международных экономических отношений
- Формирование и использование валютных фондов.
- 14. Международные финансовые организации и международные валютные отношения
- Международный валютный фонд
- Международный банк реконструкции и развития
- Международная финансовая корпорация
- Международная ассоциация развития.
- Международное агентство по инвестиционным гарантиям
- Россия и международные клубы кредиторов
- Принципы Парижского клуба
- Принципы Лондонского клуба.
- Сходства и различия Лондонского и Парижского клубов.
- 15.Внешний и внутренний долг