Налоговое право. Понятие, предмет и метод
1.1 Понятие налогового права
Управление налоговой системой осуществляется посредством правового регулирования налоговых отношений, при этом поведение участников приводится в соответствие с нормами налогового права, пределы и сфера действия которых четко определены в законодательстве РФ. В результате все субъекты налогового права действуют в соответствии с нормами, в которых содержится государственная воля, чтобы достичь согласования, примирения сталкивающихся интересов и в целом упорядочения охраны и развития налоговых отношений.
Как и любая другая норма права, норма налогового права представляет собой установленное и охраняемое государством правило поведения участников общественных отношений, выраженное в их юридических правах и обязанностях. Особенности нормы налогового права обусловлены целевой направленностью, которая определяется предметом правового регулирования.
Налоговая правовая норма состоит из следующих элементов:
- гипотеза -- указывает на условия, при которых она должна действовать. Гипотеза нормы налогового права, как правило, имеет усложненный характер, т. е. содержит указание на несколько условий ее действия;
- диспозиция -- определяет права и обязанности участников, регулируемые нормой отношений;
- санкция -- указывает на неблагоприятные последствия за ее нарушение.
Теория права устанавливает два критерия выделения отраслей права: предмет и метод правового регулирования.
1.2 Предмет налогового права
Предмет правового регулирования, понимаемый как совокупность регулируемых правом общественных отношений, является объективным, лежащим вне права критерием. Основой выделения предмета отрасли права, таким образом, является специфика объективно существующих (не зависящих от усмотрения правотворческих органов) связей между общественными отношениями, своеобразие которых обусловлено их целенаправленностью, содержанием и формой.
Очевидно, что предметом налогового права являются общественные налоговые отношения.
К предмету налогового права относятся:
- закрепление структуры налоговой системы;
- распределение компетенции в данной области между Федерацией и ее субъектами, местным самоуправлением в лице соответствующих органов;
- регулирование на основе этих исходных норм отношений, возникающих в процессе установления и взимания налогов и сборов с организаций и физических лиц в бюджетную сферу или в государственные внебюджетные фонды;
- осуществление налогового контроля;
- применение мер финансово-правовой ответственности за нарушение налогового законодательства;
- обжалование актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц.
Отношения, подлежащие урегулированию нормами налогового права, специфичны, но не обладают качественным своеобразием, входя в предмет финансового права, регулирующего общественные отношения, возникающие в процессе формирования, распределения и использования фондов денежных средств, необходимых для осуществления задач и функций государства и муниципальных образований.
1.3 Метод налогового права
Вспомогательным основанием для распределения норм права по отраслям служит метод правового регулирования. С его помощью осуществляется взаимосвязь прав и обязанностей между участниками урегулированных отраслью правоотношений.
Правовые отношения, возникающие между государственными организациями, плательщиками налогов и налоговыми представителями, являются властными. Согласно ст. 2 НК РФ законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также, отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Таким образом, в основе метода налогового права лежит метод предписаний властно-имущественного характера, т. е. применение однозначных, не допускающих выбора норм в целях формирования государственных и местных бюджетов. Деятельность каждого из субъектов налогового правоотношения вляется несвободной: публичный орган действует строго в соответствии со своей компетенцией, а другая сторона (обязанное лицо) обязана точно исполнить законную волю органа власти либо должностного лица, действующего в пределах своей компетенции. Отличие налогов от других форм экономического регулирования заключается в том, что их утверждение не оставляет за налоговой администрацией никакой дискреционной власти№. № Дискреция (от лат. discrete) -- решение должностным лицом или государственным органом какого-либо вопроса по собственному субъективному усмотрению.
Права и обязанности субъектов налогового права могут возникать из норм права либо из санкций и процедур их применения. Из указанных компонентов формируется метод налогового права.
Различное сочетание способов, приемов правового воздействия на общественные налоговые отношения определяет его собый юридический режим метода, с помощью которого осуществляется регулирование указанной сферы общественных отношений. При этом явственно видно сходство методов финансового и налогового права.
Анализ предмета и метода налогового права позволяет классифицировать его как подотрасль финансового права, объединяющую совокупность однородных финансово-правовых норм, регулирующих значимый по объему и содержанию блок общественных финансовых (налоговых) отношений.
Таким образом, налоговое право как подотрасль финансового права представляет собой совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения, имеющие властный характер, возникающие в процессе:
- установления и взимания налогов и сборов с организаций и физических лиц в бюджетную сферу или в государственные внебюджетные фонды;
- осуществления налогового контроля;
- применения мер финансово-правовой ответственности за нарушение налогового законодательства;
- обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц.
- Понятие, виды и функции финансов
- Финансовая система
- Финансовая деятельность государства. Формы и методы финансовой деятельности
- Система финансовых органов ;(
- Понятие, предмет и метод финансового права
- Система финансового права. Финансовое право как наука и учебная дисциплина
- Источник финансового права
- Понятие финансовых правоотношений, их особенности и виды
- Финансово-правовая норма. Понятие, классификация
- Особенности финансово-правовой ответственности
- Понятие и значение финансового контроля. Виды и методы финансового контроля
- Аудит как независимая форма финансового контроля
- Понятие, значение и цели бюджета по российскому законодательству (Не айс…)
- Бюджетное право России: понятие, принципы и источники
- Глава 5. Принципы
- Бюджетная система рф и ее принципы
- Бюджетные полномочия рф и регионов
- Глава 2. Бюджетные полномочия российской федерации,
- Бюджетные полномочия органов местного самоуправления
- Состав доходов и направление расходов бюджетов. Бюджетная классификация
- Межбюджетные отношения
- Бюджетный процесс в рф. Понятие, принципы и стадии
- Понятие и роль налогов и сборов. Система налогообложения
- Налоговая система, понятие и основные принципы
- Виды налогов по российскому законодательству
- Налоговое право. Понятие, предмет и метод
- Налоговые правоотношения. Субъекты налоговых правоотношений, представительство
- Налогоплательщики и налоговые агенты, их основные права и обязанности
- Права и обязанности налоговых органов
- Права и обязанности органов внутренних дел в налоговых отношениях
- Глава 6. Органы внутренних дел. Следственные органы
- Налоговый контроль . Налоговые проверки как основная форма налогового контроля
- Ответственность за налоговые правонарушения
- Глава 16. Общие положения об ответственности за налоговое правонарушение
- Глава 17. Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение
- Налог на доходы физических лиц
- Налог на имущество физических лиц
- Транспортный налог
- Земельный налог
- Налог на добавленную стоимость
- Единый социальный налог
- Налог на игорный бизнес
- Государственная пошлина, основания и порядок ее взимания
- Таможенные платежи
- Упрощенная система налогообложения
- Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности
- Налог на имущество организации
- Водный налог
- Налог на прибыль организаций
- Правовое регулирование государственных и муниципальных расходов
- Сметно-бюджетное финансирование, его принципы. Структуры сметы
- Государственный и муниципальный кредит. Государственный долг
- Банковский кредит, его сущность и принципы
- Понятие банковского права. Правовое положение кредитных организаций
- Банк России. Эмиссионное право Центрального Банка ()
- Денежная система рф
- Организация наличного и безналичного денежного обращения. Безналичные расчеты
- Правовые основы страхования. Понятие и виды страхования
- Договор страхования. Отдельные виды обязательного страхования
- Российская федерация федеральный закон о валютном регулировании и валютном контроле
- Глава 1. Общие положения
- Глава 2. Валютное регулирование
- Часть 2 статьи 12 с 1 января 2007 года действует в отношении всех счетов, открываемых резидентами в банках за пределами территории Российской Федерации (часть 3 статьи 26 данного Закона).
- Глава 3. Репатриация резидентами иностранной валюты и валюты российской федерации и обязательная продажа части валютной выручки
- Глава 4. Валютный контроль
- Глава 5. Заключительные положения