logo search
Тема №2 Налоговые органы

5. Задачи, функции, структура и проблемы развития межрегиональных налоговых инспекции

Межрегиональные инспекции создаются на уровне ФНС России и охватывают своей деятельностью всю Россию, все субъекты РФ. В настоящее время на уровне ФНС России созданы и функционируют межрегиональные инспекции 2 видов (см. рисунок 2.6):

  1. Специализированные по отраслям экономики

  2. Специализированные по федеральным округам

Межрегиональные инспекции созданы по 8 федеральным округам и на них возложены следующие функции:

а) контроль за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах на территории соответствующего федерального округа, в том числе за соответствием законов по налогам и сборам субъектов России и федеральному законодательству;

б) контроль за управлениями по республикам, краям, областям, расположенным в федеральном округе, в том числе выполнение ими заданий по мобилизации налоговых платежей в бюджет и взысканием недоимок;

в) проведение налоговых проверок крупнейших налогоплательщиков по федеральному округу (см. рисунок 2.7)

В таких инспекциях на учет ставятся налогоплательщики – организации, которые принадлежат к определенной отрасли и относятся к числу крупнейших. К числу крупнейших налогоплательщиков относят: организации, имеющие начисленные налоги и сборы от 500 млн. до 1 млрд. рублей или имеющие выручку от реализации от 6 до 10 млрд. рублей или активы баланса от 7 до 10 млрд. рублей.

По своему статусу межрегиональные инспекции (МРИ ФНС) занимают промежуточное положение между ФНС и его территориальными управлениями. Они выполняют достаточно широкие управленческие функции и контролируют деятельность нижестоящих налоговых органов

В положениях об этих инспекциях особо отмечено, что они являются вышестоящими налоговыми органами по отношению к территориальным налоговым органам по вопросам, отнесенным к их компетенции. В рамках возложенных на эти инспекции задач их указания (в том числе о предоставлении информации, выделении специалистов для участия в совместных проверках и др.) являются обязательными для исполнения нижестоящими налоговыми органами.

Необходимо отметить, что полномочия межрегиональных инспекций ФНС России, как вышестоящих налоговых органов по отношению к территориальным налоговым органам, реализуются исключительно на основе письменных поручений и заданий Руководителя ФНС, его заместителей и решений коллегии ФНС о работе по конкретным категориям налогоплательщиков, осуществляющих деятельность в сферах, подконтрольных соответствующим Межрегиональным инспекциям, а также на основании письменных поручений и указаний руководителя Инспекции и его заместителей по входящим в компетенцию Инспекций вопросам.

Руководители межрегиональных инспекций и их заместители назначаются Министром финансов РФ.

Как видно из сказанного выше, межрегиональные инспекции создаются целях усиления налогового контроля в определенных отраслях народного хозяйства или сферах деятельности, наиболее "подверженных" уклонению уплаты налогов. Эти инспекции имеют задачи и функции, серьезно отличающиеся от задач и функций районных инспекций ФНС России. В межрегиональных инспекциях ФНС России не состоят на учете налогоплательщики, они не ведут учет поступлений в бюджет и карточки лицевых счетов, не принимают налоговую отчетность, не работают с недоимкой и не выполняют еще целый ряд других работ, на которые уходит большая часть времени районных инспекций.

В то же время в их деятельности присутствуют и элементы работы территориальных инспекций: прежде всего это сбор и анализ информации о нарушениях налогового законодательства, взаимодействие с правоохранительными органами и конкретными налогоплательщиками, проведение налоговых проверок по своему кругу вопросов.