logo
Тема №2 Налоговые органы

6. Межрайонные налоговые инспекции: задачи, функции, структура и проблемы развития

В регионах наряду с районными инспекциями создаются также межрайонные инспекции. Можно выделить два типа таких инспекций:

  1. Инспекции. МНС России, контролирующие территорию не одного, а нескольких административных районов;

  2. Инспекции МНС России, контролирующие определенные категории налогоплательщиков региона, либо, выполняющие определенные виды работ для всех других инспекций региона и Управления ФНС России по региону.

Процесс создания межрайонных инспекций первого типа, начавшийся в 2000 году, обусловлен необходимостью экономии бюджетных средств и более Рационального использования кадрового потенциала налоговых органов. Значительное количество районных инспекций были малочисленными, что не позволяло произвести рациональное разделение труда между Их работниками, вело к увеличению доли управленческого и обслуживающего персонала в общей численности инспекций.

Курс на укрупнение районных инспекций и создание межрайонных инспекций позволяет создать вместо 2-3 районных инспекций с численностью по 35 - 40 человек создать одну межрайонную инспекцию. В результате этого вместо 2-3 руководителей инспекции останется один, вместо 6-8 заместителей руководителя останется 2-3. Примерно вдвое сокращается число сотрудников, занимающихся кадровой работой, вопросами материально-технического и финансового обеспечения, обслуживающего персонала. Соответственно - растет число налоговых инспекторов.

Другим положительным моментом в создании межрайонных инспекций первого типа является углубление разделения труда внутри инспекции и более четкая специализация сотрудников. Это, в свою очередь, приводит к повышению эффективности налогового контроля.

Права, обязанности, задачи и функции межрайонной инспекции ФНС первого типа абсолютно аналогичны правам, обязанностям, задачам и функция обычной, районной, инспекции ФНС.

Межрайонные инспекции ФНС второго типа стали возникать из-за необходимости особого контроля за определенными категориями налогоплательщиков, а также – для выполнения некоторых специфических работ в целях всех налоговых органов региона, централизация выполнения которых позволяет получить существенную экономию государственных средств.

Например, в городе Москве действуют 6 межрайонных инспекций второго типа. Это:

  1. Межрайонная инспекция ФНС № 45 по г. Москве, специализирующаяся на налогообложении предприятий и организаций строительного комплекса и риэлторских организаций.

  2. Межрайонная инспекция ФНС № 46 по г. Москве является по сути регистрирующим центром, специализируется на государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

  3. Межрайонная инспекция ФНС № 47 по г. Москве, специализирующаяся на налогообложении иностранных юридических и физических лиц.

  4. Межрайонная инспекция ФНС № 48 по г. Москве, специализирующаяся на налогообложении крупнейших налогоплательщиков.

  5. Межрайонная инспекция ФНС № 49 по г. Москве, специализирующаяся на контроле за оптовыми рынками, предприятиями игорного бизнеса, центрами технического обслуживания ККМ.

  6. Межрайонная инспекция ФНС № 50 по г. Москве, специализирующаяся на налогообложении банков, финансово-кредитных учреждений, страховых компаний и профессиональных участников рынка ценных бумаг.

Все перечисленные выше межрайонные инспекции, кроме МИ ФНС № 46 имеют практически такие же права, обязанности и ответственность, что и районные инспекции. В тоже время, в ряде случаев, по вопросам своей деятельности, они могут давать обязательные для исполнения указания и поручения районным инспекциям.

Руководители межрайонных ИФНС и их заместители назначаются приказом руководителя управления по субъекту Российской Федерации.

ПРИЛОЖЕНИЕ К ТЕМЕ 2

НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ РФ: ИХ ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ

Министерство финансов РФ

Федеральное казначейство (федеральная служба)

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора

Федеральная налоговая служба

Федеральная служба страхового надзора

Рисунок 2.1 – Структура Министерства финансов России