Бюджетный процесс и полномочия его участников
С юридической точки зрения бюджетный процесс — это составление, рассмотрение, утверждение и исполнение бюджета конкретного уровня.
С экономической точки зрения бюджетный процесс есть процесс, во-первых, определения бюджетных доходов и расходов и достижения их сбалансированности, а во-вторых, мобилизации доходов и осуществления расходов.
В ходе бюджетного процесса обеспечивается определение возможных доходов бюджета, взимаемых в виде налоговых и неналоговых платежей. На этой стадии важно определить, как влияют те или иные налоги на деятельность хозяйствующих субъектов, насколько эффективны эти налоги для обеспечения поступлений денежных средств в бюджет.
Оценка объема необходимых бюджетных доходов неразрывна от оценки необходимых расходов бюджета. Признание каких-либо расходов неизбежно влечет за собой поиск дополнительных источников доходов. Иными словами, подготовке бюджета должна предшествовать разработка основных направлений финансовой политики.
Законодательство определяет круг участников бюджетного процесса и их полномочия.
В соответствии со статьей 164 Бюджетного кодекса РФ участниками бюджетного процесса на федеральном уровне являются:
Президент РФ;
Государственная дума Федерального собрания РФ;
Совет Федерации Федерального собрания РФ;
Правительство РФ;
Министерство финансов;
Министерство по налогам и сборам;
Центральный банк;
Счетная палата;
Государственные внебюджетные фонды;
Главные распорядители и распорядители бюджетных средств.
Непосредственную разработку проекта федерального бюджета осуществляет Министерство финансов.
Оно обладает следующими бюджетными полномочиями:
составляет проект федерального бюджета и представляет его в правительство РФ;
принимает участие в разработке проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов;
по поручению правительства РФ представляет сторону государства в договорах о предоставлении кредитов за счет средств федерального бюджета;
составляет сводную бюджетную роспись федерального бюджета;
разрабатывает прогноз консолидированного бюджета Российской Федерации;
разрабатывает по поручению правительства РФ Программу государственных внутренних и внешних заимствований;
осуществляет сотрудничество с международными финансовыми организациями;
проводит проверки финансов получателей бюджетных средств, в том числе получателей бюджетных ссуд, кредитов и гарантий;
ведет государственные книги (реестры) внутреннего и внешнего долга Российской Федерации;
осуществляет управление государственным долгом РФ;
составляет отчет об исполнении консолидированного бюджета РФ;
ведет сводный реестр главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета и осуществляет регистрацию бюджетных учреждений, деятельность которых финансируется из средств федерального бюджета.
Действующее законодательство предоставляет особые полномочия министру финансов по обеспечению процесса исполнения бюджета. Он, в частности, утверждает сводную бюджетную роспись, а также лимиты бюджетных обязательств для главных распорядителей средств; предоставляет бюджетные ссуды; имеет право сокращать расходы федерального бюджета в размере, не более 5% утвержденных поступлений в федеральный бюджет; имеет право перераспределять ассигнования между главными распорядителями средств федерального бюджета и статьями функциональной и экономической классификаций расходов в пределах 10% утвержденных расходов.
- Доходы и расходы федерального бюджета
- Общее между прогнозированием и планированием:
- Долговые обязательства Российской Федерации существуют в форме:
- Также используются следующие инструменты управления государственным долгом:
- 15.Финансовые ресурсы, их классификация
- 16. Бюджетный процесс, его стадии. Участники бюджетного процесса.
- Казначейское исполнение бюджета
- Основные задачи казначейства:
- Бюджетный процесс и полномочия его участников
- Стадии бюджетного процесса
- Первая стадия бюджетного процесса
- Вторая стадия бюджетного процесса
- Третья стадия бюджетного процесса
- Четвертая стадия бюджетного процесса
- 17. Финансы граждан. Формирование доходов и особенности расходов индивидуальных предпринимателей.
- 18. Муниципальные финансы как основа организации местного самоуправления. Особенности доходов и расходов муниципальных бюджетов.
- 20. Денежное обращение и денежная масса. Организация налично-денежного обращения в рф Основные принципы и формы безналичных расчетов.
- Сфера денежного обращения включает:
- 21. Понятие и элементы денежной системы. Типы денежных систем. Денежная система рф.
- 2. Типы денежных систем
- 3. Денежная система Российской Федерации
- 22.Сущность и функции коммерческих банков в условиях рыночной экономики. Операции коммерческих банков по привлечению вкладов физических и юридических лиц
- 1.2 Функции коммерческих банков
- Основные операции и роль коммерческих банков в рыночной экономике. Создание денег банковским сектором
- 23.Понятие валютной системы. Национальная валютная система. Эволюция мировой валютной системы.
- Парижская валютная система (1816-1914 гг.)
- Генуэзская валютная система (1922-1944 гг.)
- Бреттон-Вудская валютная система (1944-1976 гг.)
- Ямайская валютная система (1976 г. — по настоящее время)
- 24.Общая характеристика и структура платежного баланса рф.
- 25. Активные операции коммерческого банка. Классификация активных операций по назначению, степени риска, по уровню доходности, по направлениям размещения средств. Активные операции
- 26.Пассивные операции коммерческого банка и их значение для функционирования коммерческого банка. Виды пассивных операций и их характеристика. Пассивные операции
- 27.Основные этапы кредитной сделки. Кредитная политика коммерческого банка.
- К общим функциям относятся:
- Факторы кредитной политики
- Общие положения и цели кредитной политики