logo search
лекции (учебник) ФО

2.3. Источники финансовых ресурсов

Рассмотрим подробнее каждый источник финансовых ресурсов.

Уставный капитал - основной первоначальный источник собственных средств организации. Формирует основной и оборотный капитал, направляемый на приобретение основных средств, нематериальных активов, оборотных средств.

Уставному капиталу присущи три функции:

- стартовая - обеспечивает наличие стартового капитала, составляющего материальную базу последующей деятельности организации;

- гарантийная - уставный капитал определяет минимальный размер имущества, обеспечивающий удовлетворение интересов кредиторов, которые должны знать, в пределах какой суммы могут быть выполнены принятые организацией обязательства;

- структурная - состоит в определении доли каждого собственника в капитале.

Конкретные способы образования уставного капитала зависят от организационно-правовой формы организации.

Амортизационные отчисления представляют собой денежное выражение износа основных производственных фондов и нематериальных активов. Амортизация это процесс перенесения стоимости изношенных основных фондов на произведенный с их помощью продукт. Постепенное перенесение стоимости основных производственных фондов на производимую продукцию приводит к тому, что одна часть этой стоимости продолжает выступать в форме основных фондов, а другая совершает оборот как часть стоимости вновь созданной продукции и в составе выручки от реализации продукции возвращается на расчетный счет организации.

Амортизационные отчисления являются целевым источником финансирования воспроизводства основных средств.

Ещё в конце XIX века итальянский ученый В. Армуцци высказывал свои соображения о порядке начисления амортизации. Им были рассмотрены три варианта:

1. нарастающее погашение, так как вещь в конце срока службы изнашивается быстрее, чем в начале;

2. линейное (равномерное) погашение приемлемо в тех случаях, когда из года в год имеет место одинаковая прибыль;

3. ускоренное погашение, когда в первые годы отчисляется больше, чем в последующие.

В последнем случае амортизация берется с остаточной стоимости предметов. Особо резкой критике В. Армуцци подвергал линейный способ. Аргументами служило то, что имущество не может снашиваться равномерно, прибыль не может быть из года в год одинаковой, после последнего года службы стоимость предмета оказывается равной нулю, что абсурдно, так как предмет ещё может оставаться в эксплуатации и после ликвидации всегда остается определенная стоимость. Кроме того, В. Армуцци обратил внимание на то, что сумма начисленной амортизации остается в распоряжении организации и, следовательно, приносит ему дополнительную прибыль в размере ссудного банковского процента.

До начала 90-х годов управление сферой капитальных вложений и амортизации в нашей стране было целиком в руках государства. Применялись единые (линейные) нормы амортизации на полное восстановление и капитальный ремонт, амортизация начислялась в течение всего срока службы основного средства. Амортизационные отчисления на капитальный ремонт оставались в распоряжении организации, а значительная часть отчислений на реновацию централизовалась министерством и использовалась в соответствии с его планами.

То, что организации не могли сами распоряжаться средствами амортизационного фонда, нарушало воспроизводственный процесс и затрудняло обновление их основных средств на качественно более высоком уровне, поскольку организации могли направить на эти цели лишь часть амортизационного фонда.

Переход к рыночным отношениям повлек изменения и в порядке начисления и использования амортизации. Амортизационные отчисления стали оставаться в распоряжении организаций. С 1991г. были введены новые нормы амортизации на реновацию, отменены нормы амортизации на капитальный ремонт, начисление амортизации разрешено было производить только в течение нормативного срока службы основного средства. В целом же были сохранены линейный характер начисления и пообъектная амортизация.

Однако в условиях инфляции, вызванной либерализацией цен, многие организации оказались в тяжелом финансовом положении и были вынуждены использовать амортизационные отчисления на текущие нужды и пополнение оборотных средств. Разумеется, нецелевое использование амортизационных отчислений отрицательно сказывается на воспроизводстве основного капитала. Организации не могут заменить даже те основные средства, стоимость которых уже возмещена. Некоторыми экономистами предлагается облагать нецелевое использование амортизации налогом на прибыль, однако, на наш взгляд, это нарушило бы право организаций самостоятельно распоряжаться собственными средствами. Обязать их аккумулировать амортизационные отчисления на специальном счете в банке (как ранее "амортизационный фонд"), на наш взгляд, представляется маловозможным, поскольку многие организации и так испытывают недостаток в "живых деньгах", ведь значительная часть выручки продолжает поступать не на расчетный счет, а по взаимозачетам.

С 1998г. срок полезного использования (периода, в течение которого использование объекта основных средств призвано приносить доход организации) определяется самой организацией. В бухгалтерском учете начисление амортизации регулируется Положение по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/2001.

В настоящее время согласно ПБУ 6/2001 сумма амортизационных отчислений для целей бухгалтерского учета может рассчитываться одним из следующих способов:

линейный способ - применение его обосновано, в случае, если обесценение основного средства в наибольшей степени зависит от срока использования, а доходы, получаемые в результате использования основного средства, остаются практически постоянными в течение всего срока его полезного использования;

способ уменьшаемого остатка (declining balance) - в странах рыночной экономики этот метод считается методом ускоренного начисления износа;

способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования (sum of the year's digits) - также относится к ускоренным, так как в начале срока полезного использования сумма износа максимальна, а к концу срока уменьшается. Эти методы целесообразно применять в случае, если производительность основных средств максимальна в начале срока полезного использования, а к его концу возрастают расходы на ремонт;

способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ) - применим при следующих условиях: объем выпуска продукции в штуках поддается измерению, роль фактора морального износа незначительна, срок полезного использования определяется количеством выработанной при его помощи продукции.

Для исчисления налогооблагаемой прибыли 25 главой НК РФ установлены два метода начисления амортизации: линейный и нелинейный (двойного уменьшаемого остатка).

С 01.01.2002 г. для целей налогообложения все амортизируемое имущество делится на 10 групп по сроку полезного использования. Определяют его организации на основании классификации основных средств, устанавливаемой Правительством РФ. По амортизируемому имуществу со сроком полезного использования от 1 года до 20 лет (группы с 1 по 7-ю) может применяться как линейный, так и нелинейный метод начисления амортизации. По зданиям, сооружениям и передаточным устройствам (8-10 группы) только линейный способ.

С 01.01.2009г. при использовании нелинейного метода амортизация начисляется в целом по амортизационной группе. По всему амортизационному имуществу применяется либо только линейный, либо только нелинейный метод и свой выбор налогоплательщик должен закрепить в учетной политике. Исключение - здания, сооружения и передаточные устройства (8-10 группы). С начала календарного года организации вправе изменить применяемый метод начисления амортизации, но переходить с нелинейного метода на линейный можно не чаще, чем один раз в пять лет. Для обратной ситуации ограничения нет.

В отношении амортизируемых основных средств, используемых для работы в условиях агрессивной среды и (или) повышенной сменности и в отношении собственных амортизируемых основных средств налогоплательщиков - сельскохозяйственных организаций промышленного типа (птицефабрики, животноводческие комплексы, зверосовхозы, тепличные комбинаты), собственных амортизируемых основных средств налогоплательщиков - организаций, имеющих статус резидента промышленно-производственной особой экономической зоны или туристско-рекреационной особой экономической зоны, к основной норме амортизации организация вправе применять специальный коэффициент, не выше 2.

Для амортизируемых основных средств, которые являются предметом договора финансовой аренды (договора лизинга) и в отношении амортизируемых основных средств, используемых только для осуществления научно-технической деятельности, к основной норме амортизации налогоплательщик, у которого данное основное средство должно учитываться в соответствии с условиями договора финансовой аренды (договора лизинга), вправе применять специальный коэффициент, но не выше 3 (кроме 1-3 группы).

Ускоренная амортизация представляет собой отсрочку погашения обязательств по налогу на прибыль, поскольку в первые годы эксплуатации оборудования значительная часть выручки направляется на формирование амортизационных отчислений, а не прибыли. Однако завышение амортизации эффективно до момента, пока финансовый результат деятельности организации положителен. Если организация и без того убыточно, нет смысла получать льготу по налогу на прибыль.

В условиях недостатка оборотных средств организации вынуждены использовать амортизационные отчисления на их пополнение, в ущерб долгосрочным интересам развития организации.

К числу внутренних источников финансовых ресурсов относятся устойчивые пассивы. Они не принадлежат организации, но постоянно находятся в обороте и используются на вполне законных основаниях. К ним относятся:

- минимальная переходящая задолженность по заработной плате и отчислениям во внебюджетные фонды, которая обусловлена естественным расхождением между сроком начисления и датой выплаты заработной платы, перечисления обязательных платежей;

- минимальная задолженность по резервам на покрытие предстоящих расходов и платежей;

- задолженность поставщикам по неотфактурованным поставкам;

- задолженность заказчикам по авансам и частичной оплате (предоплате) продукции;

- задолженность бюджету по налогам, начисление которых проходит раньше срока платежа.

Данный источник средств по существу является планируемой кредиторской задолженностью.

В отличие от устойчивых пассивов кредиторская задолженность является непланируемым внутренним источником финансовых ресурсов. Структура кредиторской задолженности неоднородна, в её составе кредиторская задолженность поставщикам, кредиторская задолженность по платежам в бюджет и внебюджетные фонды, кредиторская задолженность по оплате труда, задолженность прочим кредиторам.

Кредиторская задолженность поставщикам является своего рода бесплатным кредитом, который предоставляется другими организациями, отдельными лицами. Часть задолженности закономерна, так как возникает в связи с особенностями расчетов. Однако часто кредиторская задолженность возникает в результате нарушения расчетно-платежной дисциплины и является следствием несоблюдения организацией сроков оплаты расчетных документов, Такая система характерна не только для российской экономики, но и для развитых рыночных систем. Крупные компании могут себе позволить задерживать платежи, получая своего рода бесплатный кредит, в то время как для мелких фирм соблюдение расчетно-платежной дисциплины является вопросом выживания. В западных странах поставщики дают, согласно законодательству от 30 до 90 дней для того, чтобы оплатить счета, только по истечении этого времени задолженность считается просроченной.

Существует временной промежуток между закупками сырья, материалов и реальной их оплатой. Задержку платежа называют «растягиванием» кредиторской задолженности. Отсрочки платежа поставщику называют «коммерческим кредитом». В странах рыночной экономики применяется так называемое «спонтанное финансирование», когда размер оплаты дифференцируется в зависимости от периода, в котором произведена оплата. Это отражает нормальные отношения доверия и взаимопонимания организаций -участников в рыночной системе. Однако, рассматривая просроченную кредиторскую задолженность как просроченный коммерческий кредит, следует учесть, что в этом случае отсутствует один из главных признаков кредита - добровольность предоставления.

Возникновение кредиторской задолженности неразрывно связано с возникновением дебиторской задолженности. Из-за роста дебиторской задолженности покупателей значительная часть авансированных средств возвращается организации со значительным опозданием и организация вынуждена задерживать оплату поставщикам, выплату заработной платы, перечисление средств в бюджет и внебюджетные фонды. Таким образом, кредиторская задолженность в большинстве случаев является источником покрытия просроченной дебиторской задолженности. И если нормальная кредиторская задолженность поставщикам является бесплатным источником финансирования для организаций, то просроченная задолженность может повлечь за собой пени за нарушение хозяйственной дисциплины. Финансирование же за счет просроченной кредиторской задолженности по платежам в бюджет, по оплате труда является крайне невыгодным и недопустимым.

В обороте организации кроме собственных финансовых ресурсов находятся заемные средства, переданные ей во временное пользование на условиях платности и возвратности, основу которых составляют кредиты банков, а также средства других организаций в виде векселей, облигационных займов и др.

В условиях кризиса, падения производства государство должно проводить денежно-кредитную политику, направленную на стимулирование кредита и снижение нормы процента - кредитную экспансию. Доступные "дешевые деньги" позволяют расширить кредитование экономики, оказывают положительное влияние на динамику капитальных вложений, способствуют выведению экономики из кризисного состояния.

Последовательное снижение ставки ЦБ РФ, на которую ориентируется процентная политика кредитных организаций, привело к тому, что организации шире стали использовать заемные средства.

Поскольку банковский кредит нельзя получить без предварительного анализа финансового состояния, изучения вероятности невозврата кредита, обоснованного бизнес-плана удельный вес просроченной задолженности достаточно низок и составляет 5,8% в целом по организациям РФ.

Но для многих организаций банковский кредит продолжает оставаться средством лишь для краткосрочного привлечения недостающих финансовых ресурсов.

На наш взгляд, расширение финансирования инвестиций в основной капитал за счет банковских кредитов будет возможным лишь тогда, когда уровень рентабельности деятельности организации будет не ниже процентной ставки по кредиту. То есть, организация будет в состоянии в течение длительного времени уплачивать проценты за кредит и это не повлечет за собой убыточности организации.

Помимо снижения ставки рефинансирования, одним из путей выхода из сложившейся ситуации, на наш взгляд, является развитие таких форм финансирования как корпоративные облигации, финансовые векселя и лизинг. Распространению облигационных займов мешали особенности их налогообложения - проценты по ним выплачивались за счет чистой прибыли. Однако после введения в действие 25 главы Налогового Кодекса "Налог на прибыль организаций", предусматривающей включение в расходы процентов по долговым обязательствам любого вида, следует ожидать повышения популярности данного источника финансовых ресурсов. Лизинг – это целостная система экономических отношений, которая включает в себя арендные, инвестиционные, кредитные и торговые отношения, складывающиеся в связи передачей активов в пользование одним участником отношений, лизингодателем, на условиях платности, срочности и возвратности на основе их приобретения другому участнику отношений, лизингополучателю, с возможностью, если это предусмотрено соглашением сторон, выкупа лизингополучателем актива в конце срока лизинга.

Следующий вид источников финансовых ресурсов - бюджетные ассигнования - могут предоставляться как на безвозвратной, так и на возвратной основе. Формы и условия предоставления бюджетных ассигнований организациям установлены Бюджетным Кодексом Российской Федерации.

Согласно Кодексу предоставление бюджетных средств юридическим лицам осуществляется в виде

бюджетных кредитов (то есть средств, предоставляемых на возвратной и возмездной основах, в том числе налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и платежей и других обязательств);

субвенций (бюджетные средства, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов);

субсидий (бюджетные средства, предоставляемые на условиях долевого финансирования целевых расходов);

инвестиций в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юридических лиц.

Предоставление бюджетных средств связано с рядом условий. Например, бюджетный кредит юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными унитарными предприятиями, предоставляется на основании договора, только при условии предоставления заемщиком высоко ликвидного обеспечения исполнения своего обязательства по возврату указанного кредита. Обязательное условие предоставления бюджетного кредита проведение предварительной проверки финансового состояния организации финансовым органом. Уполномоченные органы проводят также проверку целевого использования бюджетного кредита. Бюджетный кредит может быть предоставлен только тем юридическим лицам, которые не имеют просроченной задолженности по ранее предоставленным бюджетным средствам на возвратной основе. Невозврат или несвоевременный возврат бюджетных кредитов влечет наложение штрафов на руководителей, а также изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, процентов, взыскание пени.

Для унитарных предприятий - получателей бюджетных кредитов, предоставление обеспечения не требуется, но, они также обязаны вернуть бюджетный кредит и уплатить проценты за пользование.

Предоставление субсидий и субвенций, в том числе на выделение грантов и оказание материальной поддержки, допускается:

из федерального бюджета - в случаях, предусмотренных федеральными и региональными целевыми программами и федеральными законами;

из бюджетов субъектов РФ - в случаях, предусмотренных федеральными целевыми программами, федеральными законами, региональными целевыми программами и законами субъектов РФ;

из местных бюджетов - в случаях, предусмотренных федеральными целевыми программами, федеральными законами, региональными целевыми программами, законами субъектов РФ и решениями представительных органов местного самоуправления.

Субсидии и субвенции в случаях их нецелевого использования, а также в случаях их неиспользования в установленные сроки подлежат возврату в соответствующий бюджет.

Порядок и условия предоставления налогового и инвестиционного налогового кредитов установлены Налоговым кодексом РФ. Налоговый и инвестиционный налоговый кредиты представляют собой изменение срока уплаты налогов: налоговый на срок от трех месяцев до одного года, а инвестиционный на срок 1-5 лет при выполнении ряда условий.

Налоговый кредит предоставляется организации, если ему причинен ущерб в результате стихийного бедствия или катастрофы, произошла задержка финансирования из бюджета или оплаты госзаказа, ему грозит банкротство в случае единовременной выплаты им налога.

Инвестиционный налоговый кредит, как явствует из его названия, направлен на поддержание инвестиционной деятельности организации и предоставляется, если организация проводит научно - исследовательские или опытно - конструкторские работы, занимается внедренческой или инновационной деятельностью или выполняет особо важный заказ по социально-экономическому развитию региона.

Исследование важнейшего источника финансовых ресурсов - прибыли - вследствие своего большого значения в деятельности организации выделено нами в отдельную главу и рассмотрено далее.