1. Содержание, цели и организация финансового менеджмента на предприятии
1. Финансовый менеджмент – процесс выработки цели управления финансами и осуществление воздействия на них с помощью методов и рычагов финансового механизма. При этом в качестве методов рассматриваются способы образования и использования денежных фондов (через планирование, систему расчетов, страхование и др.), рычагов – приемы действия финансового метода (определение и размер цены, прибыли, процентной ставки и др.).
Как любой вид управления, ФМ может рассматриваться как наука, так и в качестве искусства. В первом случае – наука, т.к. принятие любого финансового решения требует не только знаний основ финансового управления фирмой и научно обоснованных методов их реализации, но и общих закономерностей развития рыночной экономики, а также других сопряженных дисциплин. Во втором случае: искусство, поскольку большинство финансовых решений ориентировано на будущие успехи компании, что предполагает иногда чисто интуитивную комбинацию методов финансового управления, основанную при этом на высоком уровне профессионализма и знаний тонкостей экономики рынка.
Основным принципом управления, включая ФМ, является целевой характер воздействия, при котором ожидаемые результаты имеют определенные параметры изменения ситуации. Соблюдение данного принципа создает условия формулирования целей и задач управленческого воздействия на объект управления, а также осуществления контроля за их достижением.
Целью финансового менеджмента является повышение благосостояния собственников предприятия или прирост капитала, вложенного ими. Однако повышение благосостояния владельцев не означает только увеличение прибыли компании: реализуя стратегические цели компания может нести убытки, однако впоследствии рост прибыли повысит стоимость акций. И наоборот.
Ориентация на рост благосостояния инвесторов (собственников) считается более обоснованным по следующим причинам:
акцент на долгосрочные стратегические аспекты управления;
учет фактора риска и неопределенности (временной фактор отдачи на вложенный капитал);
отражает интересы акционеров (собственников).
Однако цели могут быть сформулированы и иначе:
максимизация прибыли;
увеличение доходов руководящего состава;
выполнение ряда социальных функций.
В широком смысле задачей ФМ является определение приоритетов и нахождение компромисса для достижения оптимального сочетания интересов различных заинтересованных сторон с конечной целью обеспечения роста благосостояния вкладчиков.
В узком смысле ФМ направлен на решение двух задач:
эффективное распределение ресурсов в рамках предприятия;
мобилизация средств на наиболее выгодных условиях.
Как процесс управления ФМ представляет собой целенаправленную деятельность субъекта управления, направленную на достижение определенного состояния управляемого объекта.
Объектом управления являются финансовые потоки предприятия, состояние которых определяется величиной остатков (сальдо) на счетах бухгалтерского учета на определенный момент времени. Движение же финансовых потоков характеризуется оборотами по счетам бухгалтерского учета за определенный промежуток времени.
Субъект управления в ФМ – финансовая администрация предприятия, состав которой зависит от численности и структуры персонала предприятия.
Поскольку ФМ – открытая система управления, наибольшее значение приобретают финансовые отношения (потоки денежных средств и информации) с другими контрагентами внешней среды
Говоря о ФМ как процессе управления выделяют четыре совокупности основных функций (действий), называемых процедурами:
Бухгалтерская процедура – совокупность основных функций обработки информации, обеспечивающих отражение информации о кругообороте капитала и финансовых ресурсов в процессе воспроизводства. Играет роль измерительного инструмента, обеспечивающего необходимой информацией процесс управления.
Аналитическая процедура – совокупность основных функций, обеспечивающих преобразование данных бухгалтерского учета и отчетности, других данных о предприятии в набор показателей финансового состояния. Содержание аналитической процедуры – методы и приемы финансового анализа.
Решающая процедура – совокупность основных функций, обеспечивающих выработку финансовых решений, включая функции в сфере внешних финансов, так и функции во внутрихозяйственной деятельности.
Исполняющая процедура – совокупность основных функций, обеспечивающих реализацию принятых финансовых решений, включая планирование исполнения решений и непосредственную его реализацию. Содержание исполнения процедуры является планирование и реализация деловой операции.
Под деловой операцией понимают совокупность взаимосвязанных по некоторым характеристикам сделок, направленных на получение дохода. Схема деловой операции может быть задана:
ролями, в которых выступают хозяйствующие субъекты;
структурой взаимных обязательств;
видом средств платежа.
Составление схемы деловой операции позволяет перейти к схеме процесса, представляющей развертывание деловой операции во времени в виде последовательности функций ее реализации. Следующий шаг – схема реализации процесса, связывающей действия субъектов, используемые документы и их состав во времени.
ФМ с точки зрения выделенных процедур может быть представлен как циклический процесс или контур управления. СХЕМА
В конечном счете, роль финансового менеджера на предприятии определяется выполняемыми им функциями.
Основные функции финансового менеджера можно разделить на два блока: функции казначея и функции контролера.
Функции контролера сводятся к работе с данными бухгалтерского учета и анализа хозяйственной деятельности предприятия, внутреннему планированию и контролю, а также к сбору и обработке внутренней информации о деятельности фирмы в форме, удобной для оценки ее финансового положения.
Блок по внутрифирменному учету и финансовому контролю:
производственный учет;
финансовый учет и отчетность;
внутренний аудит;
смета затрат;
заработная плата;
налоги.
Функции казначея ориентированы на развитие отношений фирмы с окружающим миром: заимодателями, поставщиками и клиентами, акционерами, финансовыми рынками в целом.
Блок по управлению внешними финансами:
управление денежным оборотом;
расчеты с клиентами;
оценка инвестиционных проектов и формирование портфеля инвестиций;
оценка затрат на капитал;
привлечение краткосрочных источников финансирования;
привлечение долгосрочных источников финансирования.
Между функциями казначея и контролера существует тесная взаимосвязь.
- Раздел 2. Основы организации финансов предприятий (организаций)
- Тема 2.1
- Экономическая сущность и содержание финансов предприятий (организаций)
- 1. Сущность, категории «финансы предприятий». Финансовые отношения и функции финансов предприятий.
- 2. Принципы организации финансов предприятий. Финансовый механизм предприятия: понятие, составляющие.
- 3. Финансовые ресурсы и капитал предприятия
- 4. Особенности организации финансов предприятий (организаций) непроизводственной сферы
- Тема 2.2 инструменты управления финансами организации (предприятия)
- 1. Содержание, цели и организация финансового менеджмента на предприятии
- 2. Финансовый анализ, его особенности и приемы
- 3. Финансовое планирование в системе организации и управления финансами предприятия
- 4. Финансовый контроль: понятие, виды, этапы проведения, методы.
- Тема 2.3 финансовые результаты деятельности предприятия (организации)
- 1. Состав и структура денежных доходов предприятия
- 2. Классификация денежных расходов предприятий, источники их финансирования. Планирование затрат на производство и реализацию продукции
- 3. Экономическое содержание прибыли, ее виды и роль в современных условиях
- Тема 2.4 инвестиционная деятельность предприятия (организации)
- 1. Сущность и виды инвестиций
- 2. Инвестиционная политика предприятия: содержание, принципы формирования, этапы
- Факторы, оказывающие влияние на инвестиционную деятельность предприятия
- 3. Инвестиции в основные фонды предприятия.
- Классификация основных фондов по отдельным признакам
- Источники финансирования капитальных вложений
- 4. Инвестиции предприятия в ценные бумаги
- Тема 2.5 оценка финансового состояния предприятия (организации)
- 1. Оценка и анализ ликвидности предприятия
- Основные показатели оценки ликвидности и платёжеспособности
- 2. Оценка финансовой устойчивости предприятия
- Основные показатели оценки финансовой устойчивости
- 3. Оценка деловой активности предприятия
- Основные показатели оценки деловой активности
- 4. Система показателей рентабельности, методика их расчета.
- Основные показатели оценки рентабельности
- Тема 2.6 особенности финансов предприятий различных организационно-правовых форм хозяйствования
- 1. Формы предпринимательской деятельности в Республике Беларусь
- 2. Особенности финансов хозяйственных товариществ и обществ
- 3. Особенности финансов унитарных предприятий
- 4. Особенности финансов совместных предприятий