3.4.2. Депозитная политика коммерческого банка
Прежде всего эффективное управление пассивными операциями подразумевает разработку банком собственной депозитной политики. Депозитная политика коммерческого банка представляет собой банковскую политику по привлечению денежных средств вкладчиков и эффективному управлению этим процессом. Депозитная политика включает стратегию и тактику банка по привлечению банковских ресурсов.
Реализацию депозитной политики можно рассматривать с двух позиций. В широком смысле — это деятельность банка, связанная с привлечением средств вкладчиков и других кредиторов, а также определением (регулированием) соответствующей комбинации источников средств. В узком смысле — это действия, направленные на удовлетворение потребности банка в ликвидности путем активного изыскания и привлечения средств, в том числе и заемных.
Депозитная политика банка должна соответствовать его стратегическим целям. Поэтому при ее формировании чрезвычайно важен выбор генеральной пинии. Банк может выбрать в качестве своих потенциальных клиентов либо частных вкладчиков — «розничных» клиентов, либо коммерческие фирмы и других юридических лиц, либо тех и других. Если банк не привлекает широко депозиты населения, то он может заменить постоянные издержки процентными. При работе с населением банк на начальном этапе вырабатывает стратегию проникновения по рынкам, клиентам и продуктам, затем — стратегию развития и диверсификации.
В условиях конкуренции банки вынуждены проводить агрессивную политику. На рынке частных вкладов стратегию лидера проводит, безусловно, Сберегательный банк России.
Стратегию конкурента, направленную на достижение конкурентного преимущества на рынке путем развития филиальной сети, разработки и внедрения новых видов продуктов и услуг по всем направлениям банковской деятельности, установления привлекательных процентов по вкладам и осуществления больших затрат на рекламу, могут выбирать только крупные банки.
Стратегия специалиста означает, что банк не конкурирует с лидером по всем направлениям деятельности, а специализируется на одной или нескольких видах услуг (например, оказание услуг по телефону или через Интернет).
Стратегия догоняющего предполагает, что банк не разрабатывает новых продуктов и услуг, а внедряет в жизнь те из них, которые хорошо себя зарекомендовали в других банках и по которым ясно, что затраты окупятся. Этой стратегии придерживается большинство российских банков. Немаловажное значение имеет разработка тактических вопросов. Для привлечения клиентов необходима гибкая процентная политика, удобные условия обслуживания и дополнительные услуги, сопровождающие вкладные операции.
При осуществлении пассивных операций коммерческие банки ориентируются на следующие принципы:
— при формировании ресурсной базы должны соблюдаться законодательные и нормативные требования, а также выполняться установленные ограничения по пассивным операциям;
— пассивные операции должны содействовать получению банком прибыли либо создавать условия для получения прибыли в перспективе;
— операции по привлечению ресурсов должны обеспечивать ликвидность банка, поэтому особое внимание следует уделять привлечению срочных ресурсов, а также взаимосвязи и взаимосогласованности пассивных и активных операций;
— при осуществлении пассивных операций для обеспечения стабильности ресурсной базы следует максимально дифференцировать привлеченные ресурсы как по субъектам, так и по видам привлеченных ресурсов;
— следует принимать меры к поддержанию положительного имиджа банка, развитию банковских услуг и повышению качества обслуживания, что способствует привлечению ресурсов.
Депозитная политика банка предполагает, что особое внимание должно уделяться управлению рисками в области пассивных операций. Ее основу составляет постоянное поддержание необходимого уровня диверсификации депозитных ресурсов, а также обеспечение возможности привлечения денежных средств из других источников и поддержание сбалансированности пассивов банка с его активами по срокам и процентным ставкам.
Задачами депозитной политики могут быть: соблюдение ликвидности баланса банка, привлечение ресурсов с минимальными расходами, привлечение в депозиты необходимого количества ресурсов на возможно более длительный срок, создание в перспективе условий для устойчивости привлеченных средств.
Поддержание стабильных остатков на счетах клиентов может стимулироваться, например, путем установления более высокой ставки процента, но на минимальный остаток средств на счете либо посредством дифференциации процента в зависимости от размера минимального остатка.
Депозитная политика банка должна быть оформлена документально. Она может быть зафиксирована в виде самостоятельного документа на 1 —2 года либо представлена отдельными положениями о порядке привлечения денежных средств во вклады и об открытии и ведении клиентских счетов.
Положение о депозитной политике банка может содержать следующие разделы:
— общие положения;
— цели ресурсной политики банка;
— взаимодействие структурных подразделений банка;
— структура ресурсов банка;
— сроки привлечения денежных средств и порядок установления условий договоров;
— перечень документов, необходимых для заключения договора и открытия депозита или счета в банке;
— перечень документов и порядок оформления операции по продаже банком собственных векселей и банковских сертификатов;
— порядок привлечения и оформления операции по привлечению средств кредитных организаций;
— порядок начисления и уплаты процентов по пассивным операциям;
— отчисления в фонд обязательного резервирования ЦБ РФ, контроль за соблюдением экономических нормативов;
— порядок хранения документов.
Кроме того, в зависимости от состава клиентуры и направлений деятельности банка документ может включать и другие разделы.
Депозитная политика должна базироваться на результатах анализа привлеченных ресурсов, кроме того, для ее успешного проведения в жизнь необходимы выбор и применение эффективных методов управления процессом привлечения ресурсов.
К методам управления привлеченными ресурсами коммерческого банка относят анализ привлеченных ресурсов банка и на его основе улучшение структуры привлеченных средств, диверсификацию ресурсов (в том числе введение новых видов депозитов и услуг), привлечение новых клиентов.
Анализ ресурсной базы банка начинается с того, что рассчитывается объем каждого вида ресурсов в квартальном разрезе и на конец года, определяются их значимость для банка, а также динамика изменений.
Для оценки структуры привлеченных средств могут использоваться структурные коэффициенты, такие как удельный вес обязательств до востребования, срочных вкладов, МБК полученных, а также собственных векселей банка в привлеченных средствах — брутто. Выявляются тенденции развития отдельных видов обязательств, определяются темпы роста показателей.
Поскольку основную часть расходов банка составляют расходы по формированию сто ресурсной базы, зависящие от объема, структуры и средней цены привлечения ресурсов, необходимо определить стоимость депозитных и недепозитных ресурсов. Она определяется как процентное отношение затрат (начисленных и уплаченных процентов с учетом резервирования по депозитам и налогообложения по межбанковским кредитам) к средней величине соответствующих ресурсов.
Однако главная задача при анализе ресурсной базы состоит в определении стабильности ресурсов банка. При этом основное внимание уделяется оценке депозитных ресурсов. Анализ депозитов осуществляется по срокам и категориям вкладчиков, условиям внесения и изъятия вкладов, размеру уплачиваемых процентов, возможностям установления льгот по пассивным и активным операциям для постоянных клиентов, а также по другим направлениям.
Расчетные и текущие счета являются основными для клиента, поскольку через них проходит весь его денежный оборот, а следовательно, по ним можно проследить как приток, так и отток средств. Банк, имеющий солидную клиентскую базу, т.е. большой объем расчетных и текущих счетов, на основании изучения динамики средств по счетам может выявить их минимальный неснижаемый уровень.
Устойчивая (неснижаемая) часть остатков на расчетных и текущих счетах клиентов позитивно характеризует структуру ресурсной базы банка. Эту часть ресурсов (обычно не более 20% ежедневных остатков средств на клиентских счетах) банки могут использовать относительно длительное время. При определении неснижаемой части остатков в расчет не следует принимать остатки средств на счетах, которые появляются периодически и динамику которых трудно предусмотреть.
Как показывают исследования, в среднем в мировой банковской практике банку обычно хорошо известны 40% его клиентов, из которых 20% — это лучшие клиенты банка, постоянно пользующиеся большим количеством услуг, на обслуживание которых банк тратит 40% рабочего времени, но которые дают банку 80% его прибыли. Другие 20% — это проблемные клиенты для банка, которые пользуются ограниченным числом услуг, но создают для банка массу проблем. На них банк расходует также 40% рабочего времени, но оно тратится неэффективно. В некоторых банках, где хорошо поставлена работа с клиентами, доля подобных клиентов может быть ниже — до 10%.
А недостаточно изученные 60% клиентов банка обычно не очень активно пользуются услугами банка, на их обслуживание банк тратит 20% времени, но они приносят ему 20% прибыли. Следует учитывать, что для другого банка это могут быть лучшие клиенты, приносящие ощутимый доход, поэтому их потребности и потенциал желательно дополнительно изучить.
Качество депозитной базы во многом зависит от того, к какой категории юридических лиц относятся его основные клиенты. Так, коммерческие предприятия используют расчетные счета дня осуществления многочисленных платежей и расчетов в рамках своей уставной деятельности.
- П.М. Чорба финансовая политика
- Введение
- Раздел 1. Теоретические и методологические основы финансовой политики
- 1.1. Понятие и сущность финансовой политики
- 1.2. Мировые концепции финансовой политики
- 1.3. Финансовый механизм и его роль в реализации финансовой политики
- 1.3.1. Понятие, сущность и структура финансового механизма
- 1.3.2. Финансовый механизм предприятий и организаций (субъектов хозяйствования)
- 1.4. Финансовая стратегия и тактика
- 1.5. Эволюция и этапы финансовой политики
- 1.5.1. Финансовая политика в условиях плановой (командно-административной) экономики
- 1.5.2. Финансовая политика в эпоху перестройки (1985—1991 гг.)
- 1.5.3. Финансовая политика в переходный к рынку период (1992—2000 гг.)
- 1.5.4. Основные цели и задачи финансовой политики России на современном этапе
- Контрольные вопросы
- Раздел 2. Государственная финансовая политика
- 2.1. Денежно-кредитная политика государства
- 2.1.1. Понятие и сущность денежно-кредитной политики
- 2.1.2. Содержание и инструменты государственной денежно-кредитной политики
- 2.1.2.1. Операции на открытом рынке (операции с государственными ценными бумагами)
- 2.1.2.2. Изменение учетной ставки (ставки рефинансирования)
- 2.1.2.3. Изменение нормы обязательных резервов
- 2.1.2.4. Политика дешевых и дорогих денег
- 2.1.3. Основные направления денежно-кредитной политики рф на современном этапе
- 2.2. Валютная политика государства
- 2.2.1. Понятие и сущность валютной политики
- 2.2.2. Валютная политика рф и этапы ее становления
- 2.2.3. Введение конвертируемости рубля
- 2.2.4. Управление официальными золото-валютными резервами
- 2.2.5. Валютный курс и валютная политика
- 2.2.6. Валютные интервенции Центрального банка рф
- 2.3. Бюджетная политика государства
- 2.3.1. Понятие и сущность бюджетной политики
- 2.3.2. Особенности нынешнего этапа бюджетных отношений и бюджетной политики
- 2.3.3. Проблемы и пути совершенствования межбюджетных отношений в рф
- 2.4. Фискальная политика государства
- 2.4.1. Понятие и сущность фискальной политики
- 2.4.2. Виды и разновидности фискальной политики
- 2.4.3. Фискальная политика государства в краткосрочном и долгосрочном периодах
- Контрольные вопросы
- Раздел 3. Финансовая политика субъектов хозяйствования
- 3.1. Дивидендная политика предприятия
- 3.1.1. Понятие, сущность и виды дивидендной политики
- 3.1.2. Этапы и факторы дивидендной политики предприятия
- 3.1.3. Формы и процедуры выплаты дивидендов
- 3.1.4. Дивидендная политика и цена акций предприятия
- 3.2. Ценовая политика предприятия (организации)
- 3.2.1. Понятие, цели и задачи ценовой политики
- 3.2.2. Эластичность спроса и динамика цен
- 3.2.3. Формирование ценовых стратегий
- 3.2.4. Контроль за ценами
- 3.2.5. Особенности ценовой политики в кооперативной торговле
- 3.3. Кредитная политика предприятия
- 3.3.1. Политика привлечения кредитных ресурсов и цена капитала
- 3.3.2. Анализ эффективности кредитной политики предприятия
- Данные для анализа финансового рычага
- Данные для анализа финансового рычага
- 3.3.3. Политика заимствования временно свободных финансовых ресурсов другим субъектам экономической деятельности
- 3.4. Кредитная политика коммерческого банка
- 3.4.1. Сущность и содержание кредитной политики коммерческого банка
- 3.4.2. Депозитная политика коммерческого банка
- 3.4.3. Политика кредитования
- 3.5. Политика управления обновлением основных фондов и амортизационная политика
- 3.6. Политика управления оборотными активами
- 3.6.1. Сущность, содержание и этапы формирования политики управления оборотными активами
- 3.6.2. Политика управления запасами
- 3.6.3. Политика управления денежными активами
- Диапазон колебаний остатка денежных активов в предстоящем периоде исходя из плана поступления и расходования денежных средств
- 3.7. Налоговая политика предприятия1
- 3.7.1. Сущность и необходимость налоговой политики предприятия
- 3.7.2. Анализ путей оптимизации налогового бремени (уровня налогообложения)
- Контрольные вопросы
- Раздел 4. Финансовая стратегия предприятия и порядок ее разработки
- 4.1. Теоретические основы финансовой стратегии предприятия (организации)
- 4.1.1. Понятие финансовой стратегии и ее роль в развитии предприятия
- 4.1.2. Основные принципы разработки финансовой стратегии предприятия
- 4.1.3. Процесс и основные этапы разработки финансовой стратегии предприятия
- 4.2. Стратегические цели финансовой деятельности предприятия и порядок их формирования
- 4.2.1. Понятие и сущность стратегических целей финансовой деятельности
- 4.2.2. Порядок обоснования главной стратегической цели финансовой деятельности предприятия
- 4.2.3. Порядок формирования системы стратегических целей и целевых нормативов, обеспечивающих реализацию главной цели финансовой деятельности предприятия
- 4.3. Порядок принятия стратегических финансовых решений
- 4.3.1. Понятие и последовательность разработки стратегических финансовых решений
- 4.3.2. Выбор главной финансовой стратегии предприятия
- 4.3.3. Формирование финансовой политики по отдельным аспектам финансовой деятельности
- 4.3.4. Формирование, оценка и отбор стратегических финансовых альтернатив
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Содержание
- Раздел 1. Теоретические и методологические основы финансовой политики 4
- Раздел 2. Государственная финансовая политика 26
- Раздел 3. Финансовая политика субъектов хозяйствования 63
- Раздел 4. Финансовая стратегия предприятия и порядок ее разработки 126