3.4.3. Политика кредитования
Управление кредитом определяется предпринимательской философией банка, характеризующей понимание им собственной миссии, интересов клиентов, своих ценностей и потребностей общества.
Каждый банк должен иметь ясное представление о своем будущем, четкую стратегию. Для определения стратегии в области кредитования банк всегда должен знать сложившуюся ситуацию в использовании кредита, шансы и возможные опасности в кредитном деле. Разработка стратегической позиции банка в кредитном процессе осуществляется на основе создания каталога сильных и слабых сторон в сфере кредитования.
Каталог сильных и слабых сторон банка может иметь следующий вид.
Сильные стороны банка в сфере кредитования:
— высокая квалификация персонала кредитных подразделений;
— хорошее знание клиентов, имеющих длительные связи с кредитной организацией;
— хорошие результаты, полученные банком от развития кредитных операций за последние несколько лет;
— высокая репутация банка как надежного партнера;
— наличие возможности расширения кредитования через филиальную сеть банка;
— наличие преуспевающих клиентов, в том числе эффективно функционирующих финансово-промышленных групп;
— участие банка в качестве уполномоченного агента в финансировании государственных программ.
Слабые стороны банка в сфере кредитования:
— отрицательные результаты в развитии кредитных операций;
— ограниченный объем ресурсов, выделяемых для кредитования;
— слабая диверсификация кредитного портфеля;
— недостаточное развитие управленческой информации;
— преобладание среди акционеров представителей отраслей, находящихся в тяжелом положении.
Увеличивая положительный потенциал, сокращая воздействие слабых сторон, банк получает возможность расширить свои конкурентные преимущества, в том числе посредством обеспечения лидерства в ценообразовании (экономии на издержках), высокого качества обслуживания клиентов, преимущественного развития тех продуктов и услуг, где достигнут наибольший эффект, предложения новых продуктов, проникновения на новые рынки, диверсификации деятельности.
Разработанная в банке стратегия является основой его кредитной политики.
Кредитная политика в широком смысле — это деятельность, регулирующая стратегические отношения между кредитором и заемщиком, направленная на реализацию свойств кредита и его роли в экономике. Применительно к каждому отдельному банку кредитная политика представляет собой деятельность, регулирующую отношения между банком и клиентом в определенном периоде и направленную на реализацию их интересов. Основания этой деятельности находят свое отражение в специальном документе — Положении о кредитной политике.
Положение о кредитной политике утверждается Советом директоров банка, является серьезным аналитическим документом, регулирующим деятельность кредитной организации. По наличию данного документа Центральный банк РФ (наряду с другими документами) оценивает состояние внутрибанковского контроля.
К сожалению, в современной российской банковской практике это далеко не так. В соответствии с требованиями Банка России коммерческие банки действительно составляют данный документ и предъявляют его банковскому аудитору, демонстрируя тем самым выполнение Положения «Об организации внутреннего контроля в банках». Формально выполняя требование банка России, коммерческие банки не проводят при этом глубокого анализа перспектив своего развития в сфере кредитования, ограничиваются самыми общими представлениями о направлениях развития основной сферы своей деятельности.
Кредитная политика дополняется некоторыми другими документами, призванными определить стандарты и процедуры кредитования, например, положениями о полномочиях сотрудников банка по выдаче кредита, о процедуре кредитования, об управлении кредитным портфелем, об отчетности по кредитным операциям, о работе банка по контролю за кредитным процессом и т.д. Стандарты также затрагивают требования к оформлению документов, сбору и анализу информации, проверке кредитоспособности различных типов клиентов и т.д. Кредитная политика, будучи аналитическим и конкретным документом, является своего рода ориентиром в принятии решений, инструментом координации при изменении банковскою окружения.
Значение Положения о кредитной политике состоит и в том, что оно позволяет банковскому персоналу, работающему с клиентами, ориентироваться на важнейшие принципы распределения объема капитала, предоставления крупных кредитов, рентабельности, ликвидности и безопасности. В документе наряду с вопросами объема и структуры кредитования обычно фиксируются решения о допустимой доле риска в каждом сегменте. Положение о кредитной политике формулирует основные принципы кредитования, необходимость проверки кредитоспособности и платежеспособности заемщика, учета рентабельности клиентов.
Разработка кредитной политики требует определенной культуры, т.е. определенного образа мышления и представления о нормах и ценностях банковской деятельности (например, банк может придерживаться принципа не кредитовать сделки с оружием, по принципиальным соображениям не финансировать те или иные политические партии и т.п.). Помимо профессионализма (всеобъемлющего знания и оценки клиентов) важное значение приобретает уровень банковского сервиса и предоставляемых консультаций, менталитет сотрудников, их готовность оказать клиентам массу услуг, дружелюбие. Наличие культуры кредитного процесса является дополнительным преимуществом банка, дающим возможность завоевать более выгодную конкурентную позицию. К сожалению, в деятельности российских коммерческих банков взаимодействие стратегии и культуры можно наблюдать далеко не всегда, хотя каждая из них обеспечивает лишь половину успеха кредитной организации.
- П.М. Чорба финансовая политика
- Введение
- Раздел 1. Теоретические и методологические основы финансовой политики
- 1.1. Понятие и сущность финансовой политики
- 1.2. Мировые концепции финансовой политики
- 1.3. Финансовый механизм и его роль в реализации финансовой политики
- 1.3.1. Понятие, сущность и структура финансового механизма
- 1.3.2. Финансовый механизм предприятий и организаций (субъектов хозяйствования)
- 1.4. Финансовая стратегия и тактика
- 1.5. Эволюция и этапы финансовой политики
- 1.5.1. Финансовая политика в условиях плановой (командно-административной) экономики
- 1.5.2. Финансовая политика в эпоху перестройки (1985—1991 гг.)
- 1.5.3. Финансовая политика в переходный к рынку период (1992—2000 гг.)
- 1.5.4. Основные цели и задачи финансовой политики России на современном этапе
- Контрольные вопросы
- Раздел 2. Государственная финансовая политика
- 2.1. Денежно-кредитная политика государства
- 2.1.1. Понятие и сущность денежно-кредитной политики
- 2.1.2. Содержание и инструменты государственной денежно-кредитной политики
- 2.1.2.1. Операции на открытом рынке (операции с государственными ценными бумагами)
- 2.1.2.2. Изменение учетной ставки (ставки рефинансирования)
- 2.1.2.3. Изменение нормы обязательных резервов
- 2.1.2.4. Политика дешевых и дорогих денег
- 2.1.3. Основные направления денежно-кредитной политики рф на современном этапе
- 2.2. Валютная политика государства
- 2.2.1. Понятие и сущность валютной политики
- 2.2.2. Валютная политика рф и этапы ее становления
- 2.2.3. Введение конвертируемости рубля
- 2.2.4. Управление официальными золото-валютными резервами
- 2.2.5. Валютный курс и валютная политика
- 2.2.6. Валютные интервенции Центрального банка рф
- 2.3. Бюджетная политика государства
- 2.3.1. Понятие и сущность бюджетной политики
- 2.3.2. Особенности нынешнего этапа бюджетных отношений и бюджетной политики
- 2.3.3. Проблемы и пути совершенствования межбюджетных отношений в рф
- 2.4. Фискальная политика государства
- 2.4.1. Понятие и сущность фискальной политики
- 2.4.2. Виды и разновидности фискальной политики
- 2.4.3. Фискальная политика государства в краткосрочном и долгосрочном периодах
- Контрольные вопросы
- Раздел 3. Финансовая политика субъектов хозяйствования
- 3.1. Дивидендная политика предприятия
- 3.1.1. Понятие, сущность и виды дивидендной политики
- 3.1.2. Этапы и факторы дивидендной политики предприятия
- 3.1.3. Формы и процедуры выплаты дивидендов
- 3.1.4. Дивидендная политика и цена акций предприятия
- 3.2. Ценовая политика предприятия (организации)
- 3.2.1. Понятие, цели и задачи ценовой политики
- 3.2.2. Эластичность спроса и динамика цен
- 3.2.3. Формирование ценовых стратегий
- 3.2.4. Контроль за ценами
- 3.2.5. Особенности ценовой политики в кооперативной торговле
- 3.3. Кредитная политика предприятия
- 3.3.1. Политика привлечения кредитных ресурсов и цена капитала
- 3.3.2. Анализ эффективности кредитной политики предприятия
- Данные для анализа финансового рычага
- Данные для анализа финансового рычага
- 3.3.3. Политика заимствования временно свободных финансовых ресурсов другим субъектам экономической деятельности
- 3.4. Кредитная политика коммерческого банка
- 3.4.1. Сущность и содержание кредитной политики коммерческого банка
- 3.4.2. Депозитная политика коммерческого банка
- 3.4.3. Политика кредитования
- 3.5. Политика управления обновлением основных фондов и амортизационная политика
- 3.6. Политика управления оборотными активами
- 3.6.1. Сущность, содержание и этапы формирования политики управления оборотными активами
- 3.6.2. Политика управления запасами
- 3.6.3. Политика управления денежными активами
- Диапазон колебаний остатка денежных активов в предстоящем периоде исходя из плана поступления и расходования денежных средств
- 3.7. Налоговая политика предприятия1
- 3.7.1. Сущность и необходимость налоговой политики предприятия
- 3.7.2. Анализ путей оптимизации налогового бремени (уровня налогообложения)
- Контрольные вопросы
- Раздел 4. Финансовая стратегия предприятия и порядок ее разработки
- 4.1. Теоретические основы финансовой стратегии предприятия (организации)
- 4.1.1. Понятие финансовой стратегии и ее роль в развитии предприятия
- 4.1.2. Основные принципы разработки финансовой стратегии предприятия
- 4.1.3. Процесс и основные этапы разработки финансовой стратегии предприятия
- 4.2. Стратегические цели финансовой деятельности предприятия и порядок их формирования
- 4.2.1. Понятие и сущность стратегических целей финансовой деятельности
- 4.2.2. Порядок обоснования главной стратегической цели финансовой деятельности предприятия
- 4.2.3. Порядок формирования системы стратегических целей и целевых нормативов, обеспечивающих реализацию главной цели финансовой деятельности предприятия
- 4.3. Порядок принятия стратегических финансовых решений
- 4.3.1. Понятие и последовательность разработки стратегических финансовых решений
- 4.3.2. Выбор главной финансовой стратегии предприятия
- 4.3.3. Формирование финансовой политики по отдельным аспектам финансовой деятельности
- 4.3.4. Формирование, оценка и отбор стратегических финансовых альтернатив
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Содержание
- Раздел 1. Теоретические и методологические основы финансовой политики 4
- Раздел 2. Государственная финансовая политика 26
- Раздел 3. Финансовая политика субъектов хозяйствования 63
- Раздел 4. Финансовая стратегия предприятия и порядок ее разработки 126