58. Кросскультурный шок
состояние растерянности и беспомощности, вызванное потерей обычных ценностных ориентиров и неспособностью дать ответы на вопросы: где, когда и как поступать правильно.
В условиях движения к рынку и постоянных перемен кросскультурный шок той или иной интенсивности — это состояние, которое обязательно переживал любой бизнесмен, даже если никогда не покидал места, где родился. Многие из ощущений кросскультурного шока роднят его с состоянием депрессии: чувство тревоги (часто беспочвенное); замешательство в отношении того, что делать и как поступать; чувство разочарования, неудовлетворенности собой и другими, фрустрация; перевозбуждение; чувство, что контакты с другими людьми не ладятся; нерешительность.
Важнейшим симптомом, который свидетельствует о начале кросскультурного шока, является состояние, когда ваши представления и ожидания о том, что и как должно происходить, перестают соответствовать действительности.
Кросскультурный шок начинается с того момента, когда ваши представления и ожидания о том, что и как должно происходить, все более перестают соответствовать действительности. шесть симптомов культурного шока: постоянную напряженность от усилий по адаптации; чувство потерянности и острую нехватку общения с друзьями, привычного статуса, профессиональных контактов; чувство отторжения по отношению к новой культуре и со стороны новой культуры; непонимание своей роли, системы ценностей и путей самоидентификации в новой культуре; опасение и даже раздражение и злость в отношении того, "как они все делают"; ощущение беспомощности, неумение приспособиться к новой среде.
Причины нарушений межкультурных коммуникаций лучше всего объясняются с помощью таких понятий, как восприятие, стереотипизация, а также такого уже известного понятия, как этноцентризм.
Восприятие — это индивидуальная интерпретация событий и явлений. Стереотипы — устойчиво сложившиеся, упрощенные образы или оценки явления. Этноцентризм связан с чувством превосходства, которое представители одной культуры испытывают по отношению к другим.
продолжительность фаз, варьирует от случая к случаю, феномен носит универсальный характер.
Нормальный цикл кросскультурного шока распадается на четыре фазы. Иногда исследователями выделяется и еще одна, стоящая несколько особняком, пятая фаза. Она связана с так называемым реверсивным кросскультурным шоком.
Реверсивный кросскультурный шок — это совокупность ощущений, которые переживает человек, долго живший за рубежом, когда он вновь возвращается в свою страну. Фаза "Радостное оживление". Это фаза кросскультурного шока, которую люди переживают в течение первых недель, а иногда месяцев после приезда в незнакомую страну. Ее часто называют "медовым месяцем" кросскультурного шока. У большинства людей она длится 6—8 недель.
Вас ждет множество волнующих и в целом приятных мелких дел: зарегистрироваться; познакомиться; узнать, где магазин, прачечная, аптека и т.д.; где учиться (учить детей), где отдыхать и т.д. и т.п. Контакты с местным населением и коллегами по работе (учебе) пока ограниченны и также носят приятный характер первого знакомства.
Фаза "Фрустрация и озлобление", или собственно шок. Средняя продолжительность этой фазы — два-три месяца.
Короткий "медовый месяц" в другой стране быстро заканчивается. Вы обнаруживаете, что количество проблем и проблемок нарастает как снежный ком. Причем одни из них не могут быть решены по определению (например, ужасный климат!). Другие решаются невообразимо медленно или не так, как вы ожидали. На фирме вас раздражает организация работы, неясные (или, наоборот, до идиотизма детальные) должностные инструкции, традиции взаимоотношений, отношение к вам и т.д. К этому добавляются проблемы транспорта, школы для детей, банковского и медицинского обслуживания, товаров в магазинах (особенно продуктов питания, которые все невкусные, слишком сладкие, соленые, перченые и т.п.).
В вас растет ощущение, что вы для всех "чужак"! Чувство подавленности, неудовлетворенности и раздражительности усиливается отсутствием необходимых и привычных социальных контактов в периоды свободного времяпрепровождения. Ваши новые знакомые хотя вежливо улыбаются в ответ на ваши жалобы, но в душе явно не разделяют ваших чувств.
Вторая фаза кросскультурного шока — это своего рода критический период. Именно здесь происходит "момент истины": решается, состоитесь ли вы как кросскультурный, глобальный менеджер или нет.
Фаза "Выздоровление". Третья фаза обычно продолжается один-два месяца. Она начинается, когда приезжий вдруг обнаруживает, что начинает понимать отдельные элементы новой культурной среды, которые ранее от него ускользали. Наиболее типичный признак наступления фазы "Выздоровление" — возвращение чувства юмора и в первую очередь способности подтрунивать над собственными кросскультур-ными ошибками. Вслед за этим резко ускоряется процесс изучения и освоения местных манер поведения и неформальных традиций общения.
Наиболее типичный признак наступления фазы "Выздоровление" — возвращение чувства юмора и способности подтрунивать над собственными кросскультурными ошибками.
Другим важнейшим признаком фазы "Выздоровление" являются новые знакомства, которые завязываются с представителями местного населения.
Фаза "Приспособление ". Продолжительность фазы не ограничена. Обычно она заканчивается с возвращением в свою страну. Отличительной чертой фазы является растущая способность не только улавливать особенности страны пребывания, но и принимать их по нарастающей. Начинается тонкая корректировка поведения в соответствии с местными обычаями и традициями. Хотя непонимание отдельных аспектов местной культуры или их не совсем правильное восприятие обычно продолжаются еще долго.
Важнейшим признаком фазы является коррекция традиционной (национальной) системы ценностей. Именно в этот период открытые в новой культуре ценности и традиции начинают впервые противопоставляться ценностям страны происхождения что называется "со знаком плюс", а национальная система ценностей и традиций, напротив, подвергается критическому переосмыслению.
Важнейшим признаком начала фазы "Приспособление" выступает критическая переоценка некоторых традиций и элементов системы ценностей своей страны и культуры.
- 1. Экономическая теория и практика.
- 2. Экономическое и юридическое содержание собственности. Современные тенденции развития собственности.
- 3. Теория «пучка прав» собственности и ее роль в механизме рождения рынков.
- 3. Теория «пучка прав» собственности и ее роль в механизме рождения рынков.
- 4. Экономическая природа товара и его свойства.
- 5. Сущность и функции денег в современных условиях
- 6. Проблема выбора между эффективностью и равенством как важнейшее направление экономической политики
- 7. Развитие макроэкономической теории как отражение объективного процесса эволюции экономической системы.
- 8. Макроэкономические показатели
- 9. Инвестиции и их роль в макроэкономике. «Золотое правило накопления».
- 10. Финансовая политика государства. Фискальная политика
- 11. Бюджетный дефицит и государственный долг. Финансирование бюджетного дефицита
- 12. Бюджетно-налоговая политика России в условиях становления рыночной экономики.
- 13. Денежно-кредитная политика в современной России.
- 14. Теория спроса.
- 15. Теория предложения.
- 17. Теория поведения потребителя
- 19. Издержки производства.
- 22.Эффективность производства
- 24 . Организационная структура (ос) уп
- 25.. Процесс уп : содержание и технологии
- 27. Адаптация персонала при вхождение в организацию
- 28.Оценка деятельности персонала.
- 32. Сущность, содержание и необходимость страт. Мен-та.
- 33. Формирование миссии и страт. Целей орг-ции.
- 34. Страт. Ан-з внеш. И внутр. Среды орг-ции. Методы анализа среды.
- 35. Анализ стратегических альтернатив и выбор стратегии.
- 36. Упр-е реализацией стратегии. Страт. Контроль.
- 39. Характеристики потребителей и процесс принятия решения о покупке.
- 41 Основные методы проведения первичных марг исследованийъ
- 44. Товар, уровни товара, классификация товаров.
- 45. Жизненный цикл товара, характеристика его этапов.
- 46. Цена, методы ценообразования, и ценовые стратегии.
- 48. Комплекс продвижения и его структура.
- 51. Системн и процессный под-ды в мен-те к.
- 52. Концепция постоянного улучшения (кпу) в мк
- 53. Управление взаимоотношениями с потребителями в смк.
- 55. УКв процессе закупок
- 56. Ук в процессе производства и обслуживания.
- 57. Статистич. Методы контроля кач-ва(смкк)
- 58. Кросскультурный шок
- 59. Эволюция срав мен-та
- 60. Межкультурные коммуникации
- 61. Нац культура, ее влияние на процесс управлния.
- 64. Модели организационной деловой культуры.
- 65. Предмет и объект см
- 66. Влияние глобализации на развитие срав мен-та
- 72. Сущность и методология системного подхода
- 73. Понятие «система». Системные объекты. Системный подход
- 74. Общие законы организации и характер их проявления
- 76. Концептуальные модели сис управл