1.Основные пути реформирования налогообложения в рб:
- отмена мелких, неэффективных, а также оказывающих негативное влияние на экономическую деятельность субъектов хозяйствования налогов и сборов;
- выравнивание условий налогообложения для всех категорий плательщиков путем максимального сокращения существующих налоговых льгот и оптимизации налоговых ставок;
- совершенствование системы налогового администрирования, которая должна обеспечивать снижение уровня издержек исполнения налогового законодательства как для государства, так и для плательщиков;
- внесение корректив в определение налоговой базы по отдельным налогам, сборам (пошлинам) в целях уточнения их экономического содержания;
- сокращение числа контролирующих органов и количества плановых проверок;
- сокращение возможностей для уклонения от уплаты налогов.
В Республике Беларусь действует законодательство, регулирующее порядок налогообложения по упрощенной системе. Под данную категорию попадают организации с численностью работников до 100 чел. и объемом выручки в год - до 2 млрд р. (около 930 тыс. дол. США). Тем не менее, по данным рейтинга Всемирного банка «Ведение бизнеса-2009» («Doing Business-2010») по такому показателю как простота налогообложения Республика Беларусь занимает последнее 183-е место.
Около 60% ВВП страны связано с внешними рынками. Для развития этого направления создано 6 свободных экономических зон (СЭЗ).Правовой статус СЭЗ определен Указом Президента Республики Беларусь от 09.06.2005 № 262 «О некоторых вопросах деятельности свободных экономических зон на территории Республики Беларусь». Из явных преимуществ налогообложения деятельности резидентов СЭЗ можно отметить то, что прибыль резидентов СЭЗ, полученная от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства, освобождается от обложения налогом на прибыль в течение 5 лет с даты объявления ими прибыли. Организации, являющиеся резидентами СЭЗ Республики Беларусь, уплачивают налог на прибыль по ставке, уменьшенной на 50% ставки, установленной законодательством.
Таким образом, основными направлениями дальнейшей реформы налоговой системы должны стать:
- улучшение налоговой структуры за счет повышения доли и значения прямого налогообложения и применения общепринятых моделей построения основных налогов и сборов, пересмотра применяемых налоговых льгот и расширения налоговой базы каждого из установленных налогов и сборов;
- оптимизация соотношения республиканских и местных налогов и сборов с ориентацией на повышение роли и расширение самостоятельности местных бюджетов за счет увеличения удельного веса имущественных налогов, экологических платежей, которые будут являться основой формирования местных бюджетов.
- приведение действующего налогового законодательства в соответствие с требованиями Всемирной торговой организации, упорядочению ставок таможенных пошлин в условиях подготовки Республики Беларусь в эту организацию.
- 1. Возникновение налогов. Основные этапы развития налогообложения.
- 2. Налогообложение импортных операций. Льготы по отдельным видам товаров (работ, услуг), при исчислении и уплаты ндс и акцизов по ввозимым товарам (работам, услугам).
- 1.Сущность налогов и объективная необходимость.
- Целевые признаки:
- 2.Налогообложение экспортных операций. Налоговое стимулирование экспорта в отдельные виды стран.
- 1. Основные принципы налогообложения
- 2. Роль таможенных органов в обеспечении сборов и пошлин
- Билет № 4
- 1. Классификация налогов. Элементы налогообложения.
- 2. Налог на добавленную стоимость (ндс): возникновение ндс и опыт его организации в экономически развитых странах. Плательщики, объект обложения, налоговая база, налоговые ставки.
- Билет № 5
- 1. Налоговые льготы. Функции налогов.
- 2. Акцизы. Обоснованность освобождения от акцизов отдельных видов товаров
- 1. Понятие и сущность налоговой системы. Принципы построения налоговой системы.
- 2. Налог на добавленную стоимость. Обоснованность освобождения от ндс отдельных видов товаров (работ, услуг).
- 1. Структура налоговой системы рб. Отличительные особенности налоговых систем развитых стран.
- Понятие налоговой политики. Виды налоговой политики.
- 2. Налогообложение себестоимости. Отчисления в инновационный фонд.
- 1. Налоговая политика на современном этапе развития Республики Беларусь.
- 2.Налог за использование природных ресурсов (экологический налог). Платежи за размещение отходов производства.
- 1. Налогоплательщики. Права и обязанности.
- 2. Платежи за землю
- 1. Виды налогооблагаемой деятельности.
- 2.Налогообложение доходов и прибыли
- Классификация субъектов налогообложения.
- Налог на доходы.
- 1.Общая характеристика объектов налогообложения. (гл.3ст.28-35)
- Налоги на прибыль. (гл.14 ст.125-144)
- 1.Источники налогов
- 2) Капитал налогоплательщика.
- 2.Применение льгот на налоги на прибыль
- 1.Политика снижения уровня налоговой нагрузки.
- 2.Налог на недвижимость.
- 1.Источники налогов.
- 2.Местные налоги и сборы.
- Законодательные основы налогообложения.
- Особые режимы налогообложения.
- 1. Законодательство рб о налогах и налогообложении
- 2.Налог на субъект хозяйствования, применяющих упрощенную систему налогообложения
- Глава 34 нк
- 1. Налоговый кодекс рб. Общая и особенная части.
- Налоговая политика
- Налогообложение в свободных экономических зонах
- 1.Роль налогов в гос регулир-и экономики
- 2. Налогообложение физических лиц
- Реформирование налогообложения в Беларуси.
- Подоходный налог с физических лиц. Доходы, не подлежащие налогообложению. Особенности определения налоговой базы. Стандартные, социальные, имущественные вычеты. Ставки.
- 1.Основные пути реформирования налогообложения в рб:
- 2. Республиканские налоги, сборы (пошлины)
- 1. Налоговые органы в Республике Беларусь. Полномочия органов, осуществляющих налоговый контроль.
- 2. Порядок установления, введения, изменения и прекращения действия республиканских налогов, сборов (пошлин) и местных налогов и сборов.
- 1.Налоговый контроль: понятие, сферы и цели.
- · Налоговые проверки;
- 2.Налоговые льготы. Виды государственной поддержки.