logo search
rusFPfuckyou_(1)

47. Правовой механизм устранения двойного налогообложения.

Причины возникновения двойного налогообложения

На практике ситуации, приводящие к возникновению обеих видов двойного налогообложения, можно подразделить на следующие:

    1. - одно и то же лицо признается резидентом в более чем одной стране (двойное резидентство);

    2. - один и тот доход облагается в одной стране - на основе резидентства его получателя, а в другой - на основе правила об источнике дохода (двойное обложение всей суммы дохода);

    3. - расходы, понесенные налогоплательщиком, по-разному зачитываются на территориях различных государств (двойне обложение одного и того же объекта);

    4. - один и тот же доход рассматривается как имеющий свой источник (происхождение) в двух (или более) странах (двойне обложение иностранного дохода).

Двойное налогообложение имеет несколько негативных последствий. Оно влечет за собой не только то, что одна и та же операция фактически облагается налогом более одного раза, но и то, что общая налоговая нагрузка превышает налог, исчисляемый по другим сопоставимым с экономической точки зрения операциям. Переизбыточность налогообложения приводит к дискриминации субъектов налоговых отношений как резидентов, так нерезидентов. Это имеет особенно негативный эффект при решении проблем инвестирования экономики и прежде всего при привлечении иностранных инвестиций. Налоговая дискриминация порождает различные формы налогового уклонения, для устранения которых требуется ряд дополнительных процедур как на международном, так и на национальном уровне. 3. Механизм устранения двойного налогообложения Механизм устранения двойного налогообложения направлен на урегулирование налоговых взаимоотношений между странами-партнерами путем распределения прав по налогообложению между договаривающимися государствами. Он включает: 1) регулирование сферы действия, т. е. места, субъекта и объекта обложения; 2) установление налогового режима - перечня налогов, попадающих в сферу действия и методов устранения двойного налогообложения 3) определение организационно-правовых процедур, обеспечивающих механизм устранения, т. е. недискриминации, процедуры соглашения, сотрудничества налоговых органов На основании концепции эффективного налогообложения международное налогообложение должно исходить из принципов: 1) беспристрастности в отношении экспорта капитала, т.е. на выбор налогоплателыцика между инвестированием у себя в стране или за рубежом не влияет вопрос о налогообложении. При идеальной конкуренции беспристрастность в отношении экспорта капитала приводит к его эффективному распределению; 2) беспристрастности в отношении импорта капитала, когда все действующие на рынке субъекты и операции облагаются налогом по одинаковой ставке; 3) национальной беспристрастности. В соответствии с этим принципом общая прибыль с капитала или дохода, остающаяся после налогообложения у плательщика, .должна быть одинаковой, независимо от того, где инвестирован капитал либо получен доход; 4) каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основыва­ется на признании всеобщности и равенства налогообложения; 5) налоги не могут иметь дискриминационный характер и по – разному применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Международная практика выработала различные способ налогового регулирования двойного налогообложения. К ним относятся так называемые процедуры избежания двойного налогообложения: - односторонние меры по устранению двойного налогообложения, предусмотренные в национальном налоговом законодательстве; - двусторонние межправительственные договоры и конвенции по вопросам налогов и избежания двойного налогообложения; - многосторонние соглашения аналогичного характера. В большинстве государств внутреннее законодательство предусматривает специальные меры по устранению двойного налогообложения. Однако, как показывает практика, односторонних них мер по устранению двойного налогообложения недостаточно для полного разрешения этой проблемы. Это вызвано тем, что любые нормы и правила, устанавливаемые в одностороннем порядке, не могут учесть всех различий и особенностей национальных систем налогообложения, существующих в других странах.